Методика «Несуществующее животное»: для подростков
В последние годы работа психологов в школах и дошкольных учреждениях стала очень популярной. Очень важно вовремя выявить у ребенка психологические проблемы, чтобы своевременно помочь избавиться от них. Методика «Несуществующее животное» разработана специально для работы с подростками.
1. Что представляет собой методика
2. Как проводится тестирование
3. Интерпретация результатов
4. Вместо заключения
Что представляет собой методика
Методика «Несуществующее животное» достаточно распространенная и наиболее информативная для выявления психологических проблем у ребенка. Ее очень часто используют в детских садах и школах. Такой рисуночный тест помогает исследовать и выявлять скрытые эмоции.
Цель данной методики заключается в том, чтобы оценить внутренне состояние ребенка по его рисунку. Когда подросток рисует, то в его рисунках проявляется его внутренний мир и собственный образ-Я. Человек занимающейся данной наукой может многое рассказать о ребенке с помощью этого теста. Но, конечно, один тест не даст полный психологический портрет исследуемого.
Как проводится тестирование
Для проведения тестирования по данной методике потребуется обычный белый лист бумаги и карандаш. Никаких фломастеров или цветных карандашей использовать нельзя. Проводить тест стоит в спокойной обстановке. Подростку требуется нарисовать несуществующее животное, причем придумать, как оно выглядит и назвать его именем.
Обязательно стоит объяснить ребенку, что животное нужно придумать самому, что рисовать увиденных существ из мультфильмов не нужно. Только животное, которое нигде не появлялось. Как только рисунок будет закончен, необходимо узнать у ребенка все подробности нарисованного. Как зовут животное, где оно обитает, какой его возраст и пол.
Также узнать о характере животного и других мелких подробностях. Очень важно уточнить, есть ли у существа друзья. Если их нет, то это сигнализирует об отсутствии у подростка должного общения, он просто чувствует себя одиноким. Вероятно, он не научился налаживать контакт в обществе. Чаще всего, ребенок раскрывает себя в своем рисунке, при описании рассказывает свои проблемы. Так на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Интерпретация результатов
Для начала нужно посмотреть на расположение нарисованного существа непосредственно на самом листе. При здоровом психологическом состоянии ребенка рисунок будет находиться примерно в центре листа. Но бывает, что подросток выбирает место на листе ближе к верхнему краю. Это говорит о завышенной самооценке человека, что он пытается все время самоутвердиться и подняться в глазах остальных. В обществе такому ребенку важно признание со стороны сверстников. А если выбрано положение в нижнем пространстве, то все говорит об обратном. Ребенку сложно в его социуме, у него низкая самооценка, нерешительность и отсутствие интересов.
Далее стоит разобрать главную часть рисунка. Это может быть голова или другая часть, которая находится в центре рисунка. Если голова будет развернута вправо, то это может говорить об активности ребенка, его тяге к действенности. Все его поступки запланированные, обдуманные. Подросток всегда добивается своего и доводит любое начатое дело до конца.
А если это центральная часть рисунка повернута влево – это предрасположенность испытуемого к размышлениям, к сомнениям. Редко задуманное реализуется. Здесь можно говорить о страхе перед свершением действий.
Также может быть расположение головы, когда направлена на себя. Это прямое определение эгоцентризма. Ребенка волнует только он сам, появляется зацикленность на себе. Для него важно мнение окружающих его подростков. И не лишним будет обратить внимание на размеры головы относительного самого тела. Если голова изображена больше, чем туловище, это может говорить об интеллектуальности ребенка, о том, что он ценит именно интеллектуальное поведение в своих друзьях и знакомых. Стоит обратить внимание на мелкие детали, например, изображение на голове клыков или шипов говорит об агрессивности ребенка. Он постоянно хочет защищаться, а порой и нападать.
Немаловажными частями рисунка являются рот, глаза, уши и хвост. Когда рот нарисован открытым, то это трактуется как излишняя болтливость ребенка. Если он будет закрашенным и губы не выделяются, то ребенок может быть излишне напуган и закрыт. Такие подростки недоверчивы и опасливы. Зубастых животных рисуют дети с агрессивным характером. Они склонны к грубости в словах, но это всего лишь их самозащита от окружающих.
Наличие глаз указывает на упадок сил ребенка, его нежелание чем-либо заниматься, на сниженную работоспособность. Глаза могут быть нарисованы с ресницами, что говорит о восхищении и заинтересованности ребенка в окружающих людях. А если глаза заштрихованы, то это значит, что у подростка существуют определенные страхи. Здесь уже придется разбираться подробнее в каждом отдельном случае. Уши бывают изображены по-разному. К примеру, если они есть на рисунке, то стоит обратить внимание на детали. Рога говорят о защите от окружающих. Шерсть или грива – об излишней чувствительности. Если у животного появляются выделяющиеся части, такие как крылья или перья, то стоит уточнить у подростка их предназначение. Если эти части нужны для красоты, то это может сказать о недостатке внимания. Ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. А если подросток объяснит их назначение, то он хочет самоутверждаться и действовать.
Также обратить внимание на присутствие лап или ног у животного. Короткие лапки показывают легкомысленность и поверхностное отношение. А большие и основательные лапы открывают ребенка, как уверенного и рационального. С его мнением обязательно считаться и уважать, независимо от того, сколько лет подростку. Чтобы не вызывать внутреннего и внешнего протеста у ребенка.
Хвост напрямую зависит от самооценки исследуемого. Если хвост изображен слева, то можно судить о собственной самооценке мнений, а если справа — то о действиях ребенка и его поведении. Положение хвоста вверху показывает бодрость и уверенность. А если хвост нарисован опущенным, то у ребенка существует недовольство собой, что-то произошло неудачно, и подросток сожалеет о содеянном. Размер хвоста также говорит о многом. Большой хвост означает, что подростка тяготит его прошлое, или то, что произошло в прошлом. А маленький нарисованный хвост показывает, что все в порядке и прошлое ребенка вполне состоявшееся.
Далее обратить внимание на линии штриховки рисунка. Слабые и тонкие линии говорят о неуверенности подростка, о чувствительности и повышенной утомляемости. Стоит пересмотреть режим подростка и выделить больше времени именно на отдых. Наоборот, жирные и толстые линии рисуют дети с неустойчивым психологическим состоянием, тревожные и не энергичные. Ну конечно не забывать об особенностях. Ведь ребенок может заниматься в художественной школе и проявлять толстые или тонкие линии как часть декора.
Стоит посмотреть на детали рисунка. Если подросток рисует элементы механических предметов – это может говорить о слишком сильном увлечении роботами или компьютерными играми.
Ну и конечно, необходимо рассмотреть имя этого существа. Ведь именно в имени животного заложен характер подростка и его особенности. Логическое содержание в этом имени, например, летающая пчела или ползущая змея, говорит о рациональном поведении и складе ума подростка. Имя, в составе которого присутствует научно-исследовательское, показывает стремление ребенка показать свой интеллект и раскрыть свои знания в определенной области. Иногда в названии животного могут звучать поверхностные и неглубокие содержания. Это показывает легкомысленность ребенка, его несерьезное отношение ко всему, что он делает.
Кроме того, стоит обратить внимание на форму тела изображенного животного. Круглая форма тела и абсолютно полая внутри доказывает замкнутость ребенка и его зацикленность. Крупное туловище относительно головы говорит о том, что главным качеством для ребенка является физическое состояние. А интеллектуальные качества отходят на второй план. Поэтому для таких подростков кумирами становятся компьютерные персонажи и герои боевиков. Прямоугольные контуры вымышленного существа свидетельствуют об изменчивом характере ребенка и его зависимости от окружающей среды. Прекрасно, если ребенок рисует у своего животного шею. Ведь именно она символизирует наличие собственной точки зрения. Но слишком длинная шея может указывать на то, что подросток способен руководствоваться исключительно своим мнением.
Вместо заключения
Психологи часто используют эту методику для исследования характера и поведения ребенка с помощью методики рисования несуществующего животного. Далее стоит рассматривать каждый случай отдельно и индивидуально с учетом особенностей жизни и настроения подростка. И стоит не забывать, что подростковый возраст – это переломный момент в жизни ребенка. Поэтому некоторые нюансы рисунка стоит опускать или списывать именно на временность периода.
оценивших 3, оценка: 3,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Методика «Человек под дождем»: интерпретация
- Методика Глена Домана: описание
- Методика «Корректурная проба» для дошкольников
- Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
- Методика Рене Жиля: для младших школьников
- Методики на мышление для младших школьников
- Методика «Страхи в домиках»: для дошкольников
- Методика «Кактус»: для младших школьников
- Методика обучению чтению дошкольников
- Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников
- Методика Никитиных для детей
- Методика Монтессори: суть и принципы
- Методика Жохова для начальной школы
- Методика «Рисунок семьи»: интерпретация
- Методика "АСВ": анализ семейного воспитания
ЕТО ШО ЗА ХРЕНИЯ )=(