Методика обучению чтению дошкольников
С началом обучения чтению рекомендуется не торопиться, но и не откладывать до поступления в 1 класс. Возраст готовности к освоению этого умения индивидуален, хотя чаще всего находится в промежутке с 5 до 7 лет. Главный критерий – хорошо развитая устная речь. Дети в целом готовы к чтению, если обладают правильным произношением, цепкой памятью, широким лексиконом, умением концентрироваться, строить длинные предложения, связно пересказывать услышанный текст.
Обучение должно проводиться в форме недолгих игровых занятий, последовательно, без какого-либо принуждения и четких сроков. Интерес к книгам будет сложно пробудить, если родители равнодушны к ним, не читали ребенку простые произведения с ранних лет. По дошкольному развитию навыка чтения разработано несколько методик. Можно подобрать любую на свой вкус или составить собственную из того, что понравилось. Не существует методики, подходящей абсолютно всем детям, и здесь от родителей требуется гибкость, терпение и понимание.
1. Звуковой (фонетический) метод
2. Метод обучения по кубикам Зайцева
3. Обучение по карточкам Домана
4. Методика Марии Монтессори
5. Методика Ольги Соболевой
6. Методика Сергея Полякова
7. Обучение чтению по Жуковой
8. Вместо заключения
Звуковой (фонетический) метод
Обучение этим способом традиционно ведется в начальных классах школы. Также он подходит для старших дошкольников. Уже несколько поколений детей научилось читать фонетическим методом.
Первым делом происходит знакомство со звуками на слух, затем – с их буквенным обозначением (алфавитом). Гласные идут раньше. Позднее малыш учится соединять буквы в слоги, и постепенно переходит к составлению слов, предложений, текстов.
Положительные стороны методики:
- школьные уроки чтения логически продолжат начатое родителями;
- развивается умение вычленять фонемы (звуки) из слов, влияющее на улучшение их произношения и постановку правильной речи;
- облегчается в дальнейшем разбор слов, звукобуквенный анализ, разделение при переносе;
- не требуется приобретение, изготовление наглядных пособий, тем более на начальной стадии, благодаря чему многие занятия могут проходить в любом удобном месте, между делом.
Отрицательные стороны методики:
- обучение занимает долгий период времени, в нем много трудностей (различие звука и буквы, соединение слогов, длинных слов);
- постижение смысла того, что только что было прочитано, приходит после появления отточенного умения складывать слоги в слова;
- хорошая скорость достигается многократными занятиями, а поначалу чтение будет медленным, слоговым.
Метод обучения по кубикам Зайцева
Способ основан на игре с дидактическим материалом – специальными кубиками. Первичное ознакомление возможно уже в годовалом возрасте.
На сторонах изображены «склады» – слоги из 1-2 букв (согласная с гласной, «Ъ», «Ь»). Кубики отличаются друг от друга размером, цветом, шумящим наполнителем, чтобы обозначить звуки согласные и гласные, сочетания твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Расставляя в ряд по несколько штук, можно получить всевозможные слова. Ребенок при этом учится прочитывать их, напевая склады по порядку. Дополнительно в обучении используются таблицы с часто встречающимися буквенными складами. Параллельно буквы нужно писать или обводить для появления ассоциаций.
Положительные стороны методики:
- игры с кубиками интересны детям, они охотно участвуют в занятиях;
- короткие склады букв, слова из них быстрее запоминаются;
- отсутствуют буквенные сочетания, невозможные по правилам русского языка, благодаря чему ребенок не будет потом ошибаться;
- учебные пособия, воздействуя на рецепторы, помогают почувствовать отличия звуков, развить мелкую моторику, ритмичность;
- скорость чтения выше, чем при звуковом методе обучения.
Отрицательные стороны методики:
- не развивается умение звукового разбора слов, в результате с подобными заданиями возникают трудности в школе;
- картонные кубики перед занятиями обычно необходимо вырезать и склеить, таблицы – развесить в комнате малыша. При этом следует их обклеить, как-то укрепить, чтобы прослужили дольше;
- набор пособий по методике Зайцева стоит достаточно дорого и требует наличия места для хранения.
Обучение по карточкам Домана
Авторская методика, выработанная Гленном Доманом, предназначается для раннего развития малыша – с 3 месяцев. Также встречаются названия «whole-word», «look-say», поскольку способ строится на заучивании слов целиком.
Ребенку много раз показывают блоки из 5 карточек, на которых нанесены слова крупными красными буквами (на начальном этапе), быстро сменяя их. Написанное четко проговаривается. Все начинается с существительных, добавляются глаголы, словосочетания, предложения.
Результатом должно стать запоминание вида слов, наполнение словаря. Постепенно малыш соотносит написание и произношение, понимает суть строения из отдельных букв, учится читать тексты по словам.
Положительные стороны методики:
- развитие памяти, внимания, органов чувств;
- обучение проводится в форме общения с родителями;
- скорость чтения сразу на отличном уровне.
Отрицательные стороны методики:
- необходимость подготовки большого количества материала, разработки расписания и очередности показов;
- способ не совсем подходит для русской речи, он не предусматривает, например, склонение по падежам;
- возникают трудности с разделением на буквы, грамотным письмом;
- результат виден гораздо позднее начала обучения, и какое-то время возможен перекос в виде неспособности распознать знакомое слово, показанное не в привычном виде;
- бывают случаи, когда ребенок не интересуется карточками, что вынуждает изобретать различные способы привлечения внимания.
Методика Марии Монтессори
Способ обучения построен на переходе от письма к чтению. Приступать к нему стоит примерно с 4 лет. На улучшение мелкой моторики направлено закрашивание трафаретов, обведение рамок, соединение точек в линии.
Прописные буквы вырезаются из негладкой бумаги, чтобы можно было нащупать очертания. Дети произносят звуки вслух и рисуют буквы пальцами (на песке, манной крупе), карандашами. Со временем учатся составлять слоги, слова, предложения, писать печатным шрифтом. В этом помогают подходящие картинки.
Родители на занятии лишь помощники – в начале упражнения рассказывают и показывают, что предлагается сделать ребенку, и далее он выполняет самостоятельно. Занятие заканчивается раскладыванием пособий по местам.
Положительные стороны методики:
- формирование самостоятельности, улучшение мелкой моторики, логического мышления с помощью упражнений;
- появление умения быстро читать тексты, писать их.
Отрицательные стороны методики:
- необходимость изготовления, покупки различных материалов для игр;
- метод больше рассчитан на групповые, а не индивидуальные занятия.
Методика Ольги Соболевой
Способ основан на формировании ассоциаций в увлекательных играх. Подходит для дошкольников раннего возраста.
Для каждой буквы показан образ, помогающий ее легко запомнить. Ребенок делает буквы из различных материалов, смотрит, на какие из окружающих предметов они похожи. Упражнения различаются для малышей, по-разному воспринимающих информацию, чтобы усвоение материала проходило легче.
Положительные стороны методики:
- воспитание любви к чтению;
- развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.
Отрицательные стороны методики:
- отсутствие системы упражнений.
Методика Сергея Полякова
Занятия проводятся по четкому плану, всего их 70, но освоение навыка чтения может произойти раньше. Ребенок последовательно проходит 7 ступеней развивающих игр, рассчитанных на его уровень умений.
В этой методике также используются склады, которые вводятся в детскую речь после изучения букв. В первую очередь малышу нужно освоить чтение по складам слов любой длины, затем научиться слитному произнесению и пониманию смысла предложений, пересказу, самостоятельному чтению.
Положительные стороны методики:
- дополнительных пособий готовить не нужно;
- занятия короткие, но интересные для малышей;
- учеба проходит легко, так как плановые задания ребенку по силам.
Отрицательные стороны методики:
- необходимость следовать плану, не прерываясь – нужно пройти все этапы обучения и завершить его, иначе знания пропадут.
Обучение чтению по Жуковой
Метод подходит для дошкольников с 3 лет, в том числе имеющих задержку развития речи. В нем предусмотрен облегченный путь обретения навыка чтения в коротких упражнениях.
Ребенок изучает гласные буквы, при помощи понятного алгоритма учится их правильно соединять в слоги, затем добавляются согласные. Задания усложняются постепенно.
Интересным дополнением служит магнитная азбука автора.
Положительные стороны методики:
- улучшение устной речи, развитие мышления, памяти;
- предупреждение ошибок в письменной речи;
- хорошая скорость чтения.
Отрицательные стороны методики:
- метод приближен к фонетическому, наполнен обучающими моментами, игр в нем немного.
Вместо заключения
Рекомендовать родителям какую-то определенную методику обучения чтению сложно и некорректно. Кому-то подойдет одна методика, кому-то другая, независимо от того, имеет ли недостатки или нет. Выбирая методика для обучения ребенка, следует отдавать предпочтение той, которая наиболее доступна и понятна малышу. И, самое главное, проявляйте терпение, хвалите ребенка, тогда и процесс обучения будет максимально легким и интересным.
оценивших 3, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Методика «Рисунок семьи»: интерпретация
- Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
- Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников
- Методика Никитиных для детей
- Методики на мышление для младших школьников
- Методика «Корректурная проба» для дошкольников
- Методика "АСВ": анализ семейного воспитания
- Методика «Несуществующее животное»: для подростков
- Методика Жохова для начальной школы
- Методика «Человек под дождем»: интерпретация
- Методика Рене Жиля: для младших школьников
- Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
- Методика «Лесенка»: для дошкольников
- Методика Векслера: детский вариант
- Методика Глена Домана: описание