Методика Никитиных для детей
Супруги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – многодетные родители, создавшие в середине 20 века методику раннего воспитания детей. Сегодня Никитиных считают одними из основателей советской педагогики. Однако в то время многие не понимали, как можно растить и учить детей по собственным необычным правилам, нарушающим рекомендации Министерства здравоохранения и общепринятые воспитательные методики.
1. Основные принципы воспитания «по-Никитински»
2. Как вызвать в ребенке желание заниматься
3. Физическое развитие детей
4. Интеллектуальные игры Никитиных
5. Вместо заключения
Основные принципы воспитания «по-Никитински»
Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.
В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие. Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.
По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.
В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.
Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:
- Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
- Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
- Необходимо сочетать физическое и умственное развитие. Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
- Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.
Как вызвать в ребенке желание заниматься
Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?
Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.
Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей. В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.
Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.
Физическое развитие детей
Физическому развитию всегда уделялась большое внимание в методике Никитиных. Дети должны быть здоровы, подвижны. Никитины создали дома все условия для физического развития детей. Не было обязательных норм, детям разрешалось делать те физические упражнения, которые им хотелось.
Никитины считали, что необходимо закаливать с детства – это залог крепкого иммунитета. Главной правило закаливания – все делать постепенно. Только что рожденных детей во время кормления оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыша одевают в одну распашонку, потом ребенка приучают к прогулкам на улице, постепенно увеличивая их длительность. Ходить ребенок начинает босиком. Никитины жили в частном доме, и дети ходили во дворе без обуви даже зимой. Далее ребенка приучают к холодным обливаниям. Сначала это делают дома, потом на улице. Дома дети весь год ходили раздетыми. Спали с приоткрытым окном. В результате такого закаливания дети в семье Никитиных болели крайне редко.
Для здоровья детей также важно правильное питание. В семье Никитиных никто не заставлял детей есть. Если ребенок хотел есть, то ел, если нет, то никто не уговаривал и не заставлял его. Никаких перекусов, которые только портят аппетит. Блюда в семье Никитиных подавались самые простые: крупы, овощи, ягоды, фрукты, молочная продукция. Еда готовилась в скороварке. Детский взрослый стол были похожи.
Развитие интеллекта по системе Никитиных важно не менее физического. Человек должен быть не только здоровым, но и умным, чтобы решать возникающие проблемы, преодолевать трудности.
Интеллектуальные игры Никитиных
Для интеллектуального развития детей Никитин создал развивающие игры под названием «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Дроби», «Внимание», «Рамки и вкладыши» и другие. Все они объединены несколькими главными принципами: самостоятельности, неразглашении правил и постепенного перехода от простого к сложному уровню. Описание этих обучающих игр можно найти в книге Никитина «Интеллектуальные игры».
Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, анализировать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее просто откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.
Подробнее можно остановиться на 4 играх Никитиных.
- «Сложи узор»
Это игра, предназначенная для детей от 1,5 лет. Чем больше ребенку лет, тем сложнее поставленные в игре задачи. Предметами для игры являются 16 кубиков, каждая грань которых имеет разный цвет. Размер ребра кубика составляет 3 сантиметра. Ребенку нужно сложить определенный узор из кубиков. Самый простой – собрать линию из одного цвета. Затем можно переходить на более сложные узоры. Данную игру необходимо завершить до того, как ребенок утратит к ней интерес. - «Сложи квадрат»
Это игра подходит для детей от 2 лет. Суть игры – это собрать квадрат из разных геометрических фигур. Самые маленькие могут сделать это из двух треугольников. После того, как ребенок разобрался с этим заданием, можно переходить к более сложному уровню. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, возрастает. - «Уникуб»
Ребенку предлагают собрать объемные фигуры из 27 кубиков по определенным схемам. 3 грани каждого кубика окрашены в определенный цвет. Сложность заключается в том, чтобы правильно сочетать цвета. Самые простые задания могут выполнять дети от 1,5 лет. - «Дроби»
Эта игра предназначена для детей от 3 лет и позволяет познакомиться с понятием дроби. Комплект для игры состоит из 3 фанерок размером с лист формата А4. Для каждой из фанерок предусмотрено 4 круга идентичного размера. Различия их состоят в расцветке и разрезе фигуры. Первый круг целый, второй поделен на две части, третий на три и так дальше. Самый последний круг разрезан на 12 частей.
Польза игры состоит в том, что дети могут воспроизвести расцветку, сосчитать части каждого круга и сопоставить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это прекрасный способ увидеть и осознать, почему одна двенадцатая круга меньше чем одна шестая.
Интересный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.
Вместо заключения
Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают сильный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новым. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется тесный контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ждут от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде всего, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.
Смотрите также статьи по теме
- Методика Векслера: детский вариант
- Методика «Рисунок семьи»: интерпретация
- Методика обучению чтению дошкольников
- Методика «Кактус»: для младших школьников
- Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
- Методика «Человек под дождем»: интерпретация
- Методики на мышление для младших школьников
- Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
- Методика «Лесенка»: для дошкольников
- Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников
- Методика «Страхи в домиках»: для дошкольников
- Методика Монтессори: суть и принципы
- Методика "АСВ": анализ семейного воспитания
- Методика Рене Жиля: для младших школьников
- Методика Жохова для начальной школы