Методика Векслера: детский вариант
Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.
1. Общие правила проведения тестирования
2. Обработка и интерпретация данных
3. Вместо заключения
Общие правила проведения тестирования
Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.
Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).
Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:
- Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
- Оценка памяти, типа мышления;
- Определение причин плохой успеваемости ребенка;
- Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
- Возможность обнаружить нарушения психического развития.
Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.
Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:
- «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
- «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
- «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
- «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
- «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
- «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.
Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.
Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:
- «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
- «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
- «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
- «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
- «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
- «Лабиринт».
В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.
Правила проведения тестирования
- Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
- Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
- Точная формулировка при постановке вопроса.
- Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
- Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
- В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
- Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
- Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
- Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
- Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
- Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
- Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
- При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
- С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
- Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
- После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.
Обработка и интерпретация данных
Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.
IQ-показатели по Векслеру:
130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития
Вместо заключения
Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.
Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Методика Рене Жиля: для младших школьников
- Методика Глена Домана: описание
- Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников
- Методика «Лесенка»: для дошкольников
- Методика «Басса-Дарки»: для диагностики агрессивности
- Методика «Корректурная проба» для дошкольников
- Методика «Несуществующее животное»: для подростков
- Методика Никитиных для детей
- Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
- Методика «Кактус»: для младших школьников
- Методика обучению чтению дошкольников
- Методики на мышление для младших школьников
- Методика «Дембо-Рубинштейн»: самооценка младших школьников
- Методика «Человек под дождем»: интерпретация
- Тест школьной тревожности Филлипса: для младших школьников