Односоставные предложения: упражнения, 8 класс
В русском языке предложения делятся на множество видов в зависимости от разных критериев. Например, по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенными и нераспространенными, а по типу связи внутри сложной конструкции бывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Что касается заданной темы, то в зависимости от того, какие главные члены присутствует в предложении, конструкция может быть двусоставной или односоставной соответственно.
Рассмотрим подробнее, в чем заключаются особенности односоставных предложений, какие встречаются разновидности и чем они отличаются друг от друга. Также в конце статьи прилагается перечень заданий для самопроверки.
1. Грамматическая основа односоставного предложения
2. Типы односоставного предложения
2.1. Назывные (номинативные)
2.2. Определенно-личные
2.3. Неопределенно-личные
2.4. Обобщенно-личные
2.5. Безличные
3. Неполные предложения: как отличить от назывных
4. Синтаксический разбор односоставного предложения
5. Краткие итоги
6. Задания для самопроверки
§ Грамматическая основа односоставного предложения
В большинстве предложений присутствует как подлежащее, так и сказуемое, которые выполняют две задачи:
- Выражение сути высказывания. Если убрать из предложения все второстепенные члены, смысл его сохранится.
- Привязка к реальности и субъекту. При этом основную грамматическую нагрузку несет сказуемое.
В односоставных конструкциях единственный главный член берет на себя обе функции.
Для сравнения:
- Наступило долгожданное лето. – Лето.
- Вечер наступает поздно. – Вечереет поздно.
- Даже ночью сохраняется тепло. – Ночами тепло.
- Я постоянно чувствую холод. – Мне холодно.
- Прическа истрепалась на ветру. – Прическу истрепало ветром.
§ Типы односоставного предложения
Интересно, что некоторые ученые придерживаются мнения, что в односоставной конструкции есть только один главный член, но при этом не важно, какой именно. И все же нельзя отрицать, что внешнему выражению и по смыслу грамматическая основа почти всех типов односоставных конструкций аналогична сказуемому, а главный член номинативных предложений можно приравнять к подлежащему. Поэтому односоставные конструкции делят на категории:
- с главным членом – сказуемым;
- с главным членом – подлежащим.
В первом случае конструкцию можно отнести к одной из категорий:
- Определенно-личное (Гуляем по парку. Играю в футбол).
- Неопределенно-личное (Рекламируют летнюю обувь. Скоро построят еще одну больницу).
- Обобщенно-личное (Сказанного не воротишь. Семеро одного не ждут).
- Безличное (Стемнело. Похолодало).
Во втором случае конструкция именуется назывной или номинативной.
✍ Назывные предложения
Такая конструкция представляет собой односоставное предложение, подлежащее в котором представлено:
- существительным в именительном падеже (Притихший лес. Жаркий день. Тишина);
- личным местоимением (Он. Ты);
- комбинацией существительного и числительного (Пять этажей. Двое друзей).
Задача таких предложений: показать, что вещи, явления или субъекты, обозначенные основой, существуют в действительности: Сумерки. Алый рассвет. Пять долгих лет.
Такие конструкции всегда лишены второстепенных членов, связанных со сказуемым, — дополнений или обстоятельств: Яркое солнце на небосводе. Чистая вода в кувшине (в первом случае пропущенное сказуемое есть распространено обстоятельством на небосводе, а во втором случае то же сказуемое уточняется дополнением в кувшине). Это неполные двусоставные предложения, о которых подробнее пойдет речь далее. Подлежащее может поясняться только определением: Промозглое утро. Старый автобус, заполненный людьми.
✍ Определенно-личные предложения
Такая конструкция выражает действие, выполняемое субъектом, о наличии которого можно лишь предполагать – непосредственно в тексте оно отсутствует. Информация о действующем лице легко восполняется местоимением 1-го или 2-го лица, и в результате односоставная конструкция преобразуется в двусоставную.
Например: Поем песню. – Мы поем песню. Гуляю перед сном. – Я гуляю перед сном.
Именно по этой причине такие предложения имеют большое сходство с двусоставными конструкциями.
Присутствие половинчатой основы является достаточным для понимания смысла высказывания, что достигается морфологическими особенностями сказуемого. Глаголы в форме 1-го и 2-го лица вполне явно говорят о том, какой субъект выполняет действие. В результате подлежащее (выраженное местоимениями я, ты, мы, вы) становится в данном контексте излишним для уяснения информации, а потому ненужным.
В качестве сказуемого могут выступать глаголы:
- 1-го лица ед. или множ. числа наст. или буд. времени: Смотрю на море с наслаждением и восхищением. Отдыхаем на берегу озера. За руку проведу тебя в магазин и куплю тебе новое платье. Построю дом в готическом стиле.
- 2-го лица ед. или множ. числа наст. или буд. времени: Позвонишь мне вечером? Не замечаешь времени. Засыпаешь и видишь необыкновенные сны.
- Глаголом в форме повелительного наклонения: Ищи свой путь. Не забывайте друзей. Будь счастлив.
✍ Неопределенно-личные предложения
В таких конструкциях действия совершаются не конкретизированным субъектом: в качестве субъекта может выступать любое лицо. Основной признак: сказуемое выражено глаголом множ. числа.
Например: Шоу показывают по вечерам. Сообщили об ухудшении погоды.
Действие могут выражать глаголы:
- 3-го лица множ. числа наст. времени: По радио транслируют утреннюю передачу. Кажется, стучат в дверь.
- 3-го лица множ. числа буд. времени: Ответят по заслугам. Отправят посылку.
- Множ. числа пр. времени: Нас вовремя предупредили о надвигающемся шторме. Всех участников конкурса собрали в актовом зале.
- Множ. числа сослагательного наклонения: Написали бы объяснительную, только оправдываться не в чем. Сыграли бы в шахматы, да времени нет.
✍ Обобщенно-личные предложения
В некоторых односоставных конструкциях основной упор делается не на того, кто совершает действие, а на само действие. Сказуемое в таких предложениях выражает суждение, которое можно отнести к любому лицу. Высказывание приобретает обобщенный смысл, который касается неопределенного круга субъектов. Все подобные выражения объединяет назидательный смысл, общеизвестная истина, афоризм, народная мудрость в форме пословицы или поговорки.
Сказуемое может быть выражено:
- Глаголом в форме 2 лица ед. числа наст. или буд. времени: Шила в мешке не утаишь. Выйдешь на сцену, и страх улетучивается. Искупаешься в прохладной воде, и сразу легче становится.
- Глаголом в форме 3 лица множ. числа наст. времени: Лежачего не бьют. В культурном обществе так себя не ведут. С огнем не шутят. Встречают по одежке.
- Глаголом повелительного наклонения: Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться. Зри в корень.
- Глаголом в форме 1-го лица множ. числа: Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
✍ Безличные предложения
В конструкциях такого типа не называется субъект, который осуществляет действие. По этой причине безличные предложения сильно отличаются от других типов односоставных предложений: в их составе нет подлежащего, и события происходят сами по себе.
Например: Тихо вокруг. Темнеет. Повеяло холодом. Спать не хотелось.
Грамматическая основа может быть представлена:
- безличным глаголом (Ему не везет. Мне не спится. Ей не нравится. Морозит. Мне не верится. Вечереет);
- личным глаголом в безличном употреблении сред. рода (Защемило в груди. Колет в боку. Градом побило машины. Пахнет сиренью);
- инфинитивом (Посмотреть бы этот фильм еще раз), хотя, как говорилось ранее, инфинитивные односоставные предложения иногда относят к отдельному типу;
- кратким страдательным причастием в форме ед. числа сред. рода (Ему не суждено сюда вернуться. Открыто. Красиво сказано. Покрашено);
- категорией состояния (Весело на душе. В доме было холодно. Моему другу тоскливо. На улице темно);
- словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ в сочетании с инфинитивом, а также существительным в родительном падеже с НИ или НЕ (У него нет ни грамма совести. Нельзя так сильно переживать. Надежды не было. Не хватило времени. У меня нет ни гроша за душой);
- модальными словами в сочетании с неопределенной формой глагола (Нужно позвонить в больницу. Невозможно представить подобное. Ему не хотелось встречаться со мной. Мне нужно уехать).
Сказуемое, представленное безличным глаголом, выражает действие, которое происходит независимо от субъекта или предмета. То есть сказуемое в этом случае не допускает наличия подлежащего: лицо не только не выражается формой сказуемого, но даже не предполагается.
§ Неполные предложения: как отличить от полных односоставных
Полными предложениями являются двусоставные и односоставные конструкции, в которых все члены (и главные, и второстепенные) представлены в тексте буквально. Смысл каждого слова понятен и не нуждается в трактовке с помощью контекста (то есть предложение можно цитировать отдельно от текста, частью которого оно является).
В двусоставных или односоставных конструкциях может отсутствовать какой-либо член, о котором говорится в ближайшем тексте и который необходим для обеспечения структурной целостности и смыслового наполнения конструкции. Поэтому предложения такого типа и получили свое название – неполные.
Например:
- Небо потемнело. Покрылось яркими мерцающими точками. Во втором предложении не называется действующий субъект, который, однако, присутствует в предыдущем тексте. Таким образом, вторая конструкция является неполным двусоставным предложением.
- На следующей неделе иду в театр. Сегодня – в кино. Во втором случае отсутствует главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное предложение.
Пропущенными могут быть разные члены предложения:
- подлежащее;
- дополнение;
- сказуемое;
- несколько членов предложения сразу, включая главные.
В русском языке встречаются неполные предложения, в которых отсутствующий член не обнаруживается в контексте и не восстанавливается из ситуации. Смысл таких конструкций, которые называются эллиптическими, понятен без контекста.
Например: Посреди огромного луга – небольшая поляна, усыпанная цветами. Здесь не хватает сказуемого (находится, есть), которое можно восстановить по смыслу самого высказывания.
Свое название этот вид синтаксической конструкции получил от греческого слова elleipsis, которое означает стилистическую фигуру художественной речи. Суть приема заключается в намеренном пропуске определенной информации для придания тексту яркости и динамичности. К тому же подобные высказывания обычно дополняются говорящими субъектами посредством мимики и жестов (то есть невербальными средствами общения). На письме такое общение выражается в неполноте синтаксической конструкции.
В неполных предложениях отсутствующие слова восстанавливаются благодаря предыдущему тексту. В большинстве случаев контекст формируется из диалогов, где неполными предложениями чаще всего становятся ответные реплики. Первые фразы обычно представляют собой полные конструкции.
Например:
— Давайте встретимся завтра в кафе.
— В котором часу?
— В 11 утра.
В русском языке нередко возникают ситуации, когда бывает трудно отличить неполное двусоставное предложение от полного односоставного назывного. Задача усложняется, если назывное предложение является распространенным, а неполное двусоставное лишено сказуемого (в нем есть только подлежащее, выраженное существительным, и обстоятельство либо дополнение в виде существительного в падежной форме, которое, как может показаться, относится к подлежащему).
Например:
- Назывное предложение: Легкая рябь, покрывающая поверхность озера.
- Неполное двусоставное предложение: На вокзале, как всегда, очередь.
Главное отличие состоит в том, что в назывном предложении может быть подлежащее и вместе с ним любое количество определений (согласованных или несогласованных). В то же время неполное двусоставное предложение может быть лишено сказуемого, но при этом иметь дополнение или обстоятельство, относящееся к сказуемому и тем самым указывающее на его существование (так называемая группа сказуемого).
Например: Баня на заднем дворе. Здесь есть подлежащее (баня) и обстоятельство (неделимое словосочетание «на заднем дворе»), которое относится к отсутствующему здесь сказуемому. Следовательно, конструкция является неполным двусоставным предложением.
Для лучшего понимания, как отличить полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных, представляем алгоритм анализа:
— Вы все еще чувствуете страх?
— Сильнее, чем раньше.
Предложение «Сильнее, чем раньше» полное или неполное? Из контекста понятно, что здесь не хватает слов «чувствую» и «страх». С их помощью можно восстановить целостную версию: Сейчас чувствую страх сильнее, чем раньше. Таким образом, предложение «Сильнее, чем раньше» является неполным, так как в нем отсутствуют важные для понимания фрагменты, которые легко восстанавливаются благодаря предыдущему предложению (Вы все еще чувствуете страх?).
Теперь выясним, является второе предложение двусоставным или односоставным. Для этого находим грамматическую основу, при этом нужно учитывать не только имеющиеся слова, но и те, которые предполагаются и требуются для уяснения сути высказывания. Так, в предложении есть сказуемое «чувствую», а подлежащее восстанавливается по смыслу путем подстановки подходящего к данному сказуемому местоимения. Вывод: предложение односоставное, поскольку в нем есть только сказуемое.
Общий итог: предложение неполное, односоставное.
§ Синтаксический разбор односоставного предложения
При обнаружении односоставной конструкции следует указать ее разновидность – назывная, глагольно-личная, безличная.
Пример разбора:
Холодное время года.
Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа – время (существительное в именительном падеже). Предложение простое, односоставное, назывное, распространенное (так как есть второстепенные члены).
§ Краткие итоги
Односоставные конструкции делятся на типы:
- Определенно-личные. Главный член выражен глаголом 1-го или 2-го лица: (Я) Бегу за тобой. (Ты) Посмотри на меня. (Он) Мелькает вдали.
- Неопределенно-личные. Действие представлено глаголом 3-го лица во множ. числе. В прошедшем времени – также глагол во множ. числе: Ремонтируют дом. Распевали песни. Эти предложения можно заменить двусоставными: Кто-то ремонтирует дом. Кто-то распевал песни.
- Обобщенно-личные. По значению делятся на два вида:
- действие можно отнести к любому лицу. Глагол 3-го лица множ. числа. В предложение в качестве подлежащего можно вставить слова: каждый, любой, всякий, все люди. Например: (Все) Яичницу жарят на сковороде (Любой жарит яичницу на сковороде). Сказанного не воротишь (Всякий сказанного не воротит);
- действие говорящего привычное, часто повторяющееся. Употребляется глагол 2-го лица ед. числа. В центре повествования – сам говорящий. Вместо подлежащего можно подставить местоимение Я. Например: Подойдешь (Я подойду) к краю обрыва, полюбуешься (полюбуюсь) на закат.
- Безличные. Действие представлено глаголом в безличной форме. Например: Вечереет (Вечерело). Моросит (дождь). Снегом завалило дом (Снег завалил дом). Мне не терпится (Я не могу терпеть). Также безличные предложения могут быть выражены:
- составным именным сказуемым (Дома жарко. Ему весело. В помещении накурено);
- составным глагольным сказуемым (Тебе следует об этом забыть);
- сказуемым нет или глаголом с частицей не (Нет времени. Не хватает денег. На руке не было ни царапинки).
- Инфинитивные предложения. Действие выражено независимым инфинитивом. Например: Полететь бы как птица. Чтобы полюбить человека, нужно принять его таким, какой он есть. Всем встать!Предложение, единственным главным членом которого является подлежащее, именуется назывным. В роли подлежащего – имя в именительном падеже. При этом в предложении не должно быть обстоятельства или дополнения, которые бы от него зависели. Например: Дом. Рассвет. Осень.
Неполные предложения характеризуются такими признаками:
- Пропущенный член легко восстанавливается из предшествующего текста. Например: Снежинки упали на ладонь. Растаяли быстро, оставив мокрый след. Если прочитать только второе предложение, то останется неясным, что имеется в виду (кто или что совершает действие, или какое действие совершает субъект).
- Неполное предложение не является самостоятельным, поэтому из контекста его убирать нельзя.
- Нередко неполные конструкции встречаются в сложных предложениях. Например: В одной руке он держал стакан с водой, а в другой – пульт от телевизора. Здесь неполной является вторая часть двусоставного предложения, поскольку в ней отсутствует сказуемое «держал».
- Неполные предложения бывают двусоставными и односоставными, распространенными и нераспространенными.
- Нераспространенные неполные предложения чаще всего встречаются в диалогах.
Еще один важный момент: если в предложении есть второстепенные члены, принадлежащее к группе сказуемого (дополнение или обстоятельство), то конструкция будет являться неполным двусоставным предложением, а вовсе не односоставным назывным.
Для сравнения:
- Плывущий корабль (назывное односоставное предложение);
- Плывущий вдалеке корабль (неполное двусоставное).
Обстоятельство «вдалеке» указывает на предполагаемое сказуемое в предложении: Вдалеке виден плывущий корабль.
§ Задания для самопроверки
ВАРИАНТ I
1. Определите, какое односоставное предложение является распространенным (р), а какое нет (нр).
1). Темнеет. 2). Сегодня очень жарко. 3). Рассвет. 4). Проливной дождь. 5). Поздний час. 6). Ветер.
2. Замените двусоставные предложения близкими по смыслу односоставными назывными.
1). Наступили холода. 2). Мы увидели полки с книгами и небольшой стол, заваленный бумагами. 3). Солнце выглянуло из-за туч. 4). Подходим к зданию института. 5). Веснушки выступили на носу. 6). Увиденное повергло меня в ужас. 7). Вдалеке показался старый дом.
3. Найдите главный член в каждом предложении и выпишите его. Определите вид простого предложения.
1). Возвращаемся домой с другом. 2). С грустью смотрю на то, что осталось от моего жилища. 3). Вдыхаешь знакомые цветочные запахи и не веришь собственному счастью. 4). Надеялись на лучшее. 5). Подскажи, как пройти к ближайшему продуктовому магазину. 6). Не забудь о нашем уговоре. 7). Передашь привет брату? 8). Ведут к центральной улице города. 9). Нашли нового преподавателя по химии. 10). Рассказали жестокую правду о нем. 11). Вскоре превратят в бесполезный хлам. 12). Починили бы телефон, но ремонт слишком дорого обойдется. 13). Этой проблемой уже занимаются. 14). Дома мной недовольны. 15). Вас ждут в прихожей. 16). Рассказали бы правду, тогда и ругаться не стали бы. 17). Пусть только попробует заподозрить меня в обмане.
4. К каждому двусоставному предложению подберите односоставные безличные предложения.
1.По вечерам я читаю с куда большим удовольствием, чем днем. 2. Моя девушка не любит сидеть дома. 3. У меня есть уверенность в завтрашнем дне. 4. В этом фильме есть глубокий смысл. 5. Ветер кружил листву. 6. Солнечный свет ослепил меня. 7. Иней сковал провода. 8. Ливень размыл дороги. 9. Гром напугал детей.
ВАРИАНТ II
1. Определите, какое односоставное предложение является распространенным (р), а какое нет (нр).
1). Насыщенный день. 2). Прекрасная погода. 3). Страшно. 4). Утро. 5). Непроглядный мрак. 6). Вывеска, поблескивающая на солнце.
2. Замените двусоставные предложения близкими по смыслу односоставными назывными.
1). Пришло время отпраздновать наши достижения. 2). Он обратил внимание на некоторые перемены во внешности лучшего друга. 3). Сериал оказался очень интересным. 4). Завтра состоится долгожданная встреча. 5). Звук выстрела чуть не оглушил меня. 6). Красочный пейзаж сменился унылыми однообразными картинами. 7). Взгляд директора был полон тревоги.
3. Найдите главный член в каждом предложении и выпишите его. Определите вид простого предложения.
1). Из песни слов не выкинешь. 2). Беги помедленнее. 3). Говорили долго и много. 4). Играю на гитаре. 5). Купи себе новый костюм. 6). Будем надеяться на лучшее. 7). Зашли в гости ненадолго. 8). Мне не терпится посмотреть фильм. 9). Нам следует быть осторожнее. 10). На улице похолодало. 11). Снегом засыпало дорогу. 12). Моему другу сегодня нездоровится. 13). Повеяло ароматом сирени. 14). У нас нет другого выхода. 15). На душе вдруг стало очень тоскливо. 16). В комнате жарко натоплено. 17). После дождя стало труднее дышать. 18). В ушах зазвенело.
4. К каждому двусоставному предложению подберите односоставные безличные предложения.
1.Шторм разрушил деревянные постройки. 2. У моего друга есть сестра. 3. Снежная лавина перекрыла вход в пещеру. 4. Холод пробрал меня насквозь. 5. В подвале есть свет. 6. Тесная одежда сковывала мои движения. 7. В одно мгновение пелена гнева затмила его взгляд. 8. Луна озарила тропинку своим тусклым призрачным светом. 9. Бульдозер помял легковую машину.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ I
- Ответ: нр, р, нр, р, р, нр.
- Ответ: 1). Холода. 2). Полки с книгами, небольшой стол, заваленный бумагами. 3). Солнце, выглянувшее из-за туч. 4). Здание института. 5). Веснушки, выступившие на носу. 6). Ужас от увиденного. 7). Старый дом.
- Ответ: Возвращаемся, смотрю, вдыхаешь, не веришь, надеялись, подскажите, не забудь, передашь (все определенно-личные). Ведут, нашли, рассказали, превратят, починили, занимаются, недовольны, ждут, рассказали бы, не стали бы ругаться, пусть попробует заподозрить (все относятся к группе неопределенно-личных).
- Ответ: Вечером читается с куда большим удовольствием, чем днем. Моей девушке не сидится дома. У меня нет уверенности в завтрашнем дне. В этом фильме нет глубокого смысла. Ветром закружило листву. Меня ослепило солнечным светом. Провода сковало инеем. Дороги размыло ливнем. Детей напугало громом.
ВАРИАНТ II
- Ответ: р, р, нр, нр, р, р.
- Ответ: 1). Время отпраздновать наши достижения. 2). Несколько изменившаяся внешность лучшего друга. 3). Интересный сериал. 4). Завтрашняя долгожданная встреча. 5). Оглушительный звук выстрела. 6). Унылые однообразные картины, сменившие красочный пейзаж. 7). Тревожный взгляд директора.
- Ответ: Не выкинешь, беги, говорили, играю, купи, будем надеяться, зашли (все определенно-личные). Не терпится посмотреть, следует быть осторожнее, похолодало, засыпало, нездоровится, повеяло, нет, стало тоскливо, жарко натоплено, стало труднее дышать, зазвенело (все относятся к группе безличных).
- Ответ: Штормом разрушило деревянные постройки. У моего друга нет сестры. Вход в пещеру перекрыло снежной лавиной. Меня насквозь пробрало холодом. В подвале нет света. Мои движения сковывало тесной одеждой. В одно мгновение его взгляд затмило пеленой гнева. Тропинку озарило тусклым призрачным светом луны. Легковую машину помяло бульдозером.
оценивших 7, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
- Как правильно готовиться к экзаменам
- Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко
- Синонимы антонимы омонимы паронимы: что это такое
- Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома
- Техника безопасности в кабинете информатики
- Как запомнить большой объем информации за короткое время
- Тест на профориентацию для школьников
- Как писать отзыв о прочитанном произведении
- Как оформить доклад в школу: образец
- Викторина по русскому языку, 5 класс, с ответами
- Викторина по географии: 6 класс, с ответами
- Кадетское училище для девочек
- Спряжение глаголов в русском языке: таблица
- Знаки препинания в русском языке: правила