Викторина по литературе 6 класс, с ответами
Викторина по литературе дарит ценную возможность познакомить детей с героями художественных произведений, увлекательными сюжетами и биографией знаменитых авторов. Знакомство с литературным богатством обогатит школьников полезными знаниями, разовьет кругозор и поможет становлению их нравственной культуры. И, само собой, увлекательный мир книг привьет школьникам искреннюю любовь к изучаемому предмету.
1. Русская и зарубежная литература для 6 класса
2. Блок вопросов «Русские писатели и самые известные их произведения»
3. Блок вопросов «Личности знаменитых авторов. Истории их жизни»
4. Какие бывают роды и жанры литературы. Какова структура произведений
5. Блок вопросов «Роды и жанры литературы. Структура произведений»
6. О чем и о ком рассказывает нам русская литература в рамках программы 6 класса
7. Блок вопросов «Сюжеты и герои знаменитых произведений русских авторов»
8. Зарубежная литература для 6 класса
9. Блок вопросов «Насколько хорошо вы разбираетесь в зарубежных произведениях»
10. Вместо заключения
§ Русская и зарубежная литература для 6 класса
В программу 6 класса входит огромный перечень важнейших произведений как отечественной, так и зарубежной литературы. В числе знаменитых русских творений словесности особое внимание уделяется таким вещам:
- «Дубровский», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина
- «Бежин луг» И.С. Тургенева
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
- «Детство», «Отрочество» Л.Н. Толстого
- «Кладовая солнца» М.М. Пришвина
- «Левша» Н.С. Лескова
- «Уроки французского» В.Г. Распутина
- рассказы А.П. Чехова («Хамелеон», «Пересолил», «Толстый и тонкий» и другие)
- рассказы Ю.М. Нагибина («Мой первый друг, мой друг бесценный», «Зимний дуб»)
- рассказы В.П. Астафьева («Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»)
- рассказы М.М. Зощенко («Галоша и мороженое», «Стакан», «Кочерга»)
Большую роль в просвещении шестиклассников играют также произведения зарубежной литературы, например:
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- М. Твен «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна»
- Р. Брэдбери «Зеленое утро»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо» (в пересказе К. Чуковского).
- Д. Лондон. Рассказы
- Ж. Верн «Таинственный остров»
- О. Уайльд «Кентервильское привидение»
Немалое значение для развития школьников имеют следующие разделы мировой литературы:
- легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима («Происхождение мира и богов», «Орфей и Эвридика», «Ночь, Луна, Заря и Солнце»)
- славянские легенды, предания, сказки («Алешка Попович», «Баба-Яга», «Волхвы» и многое другое)
- мифы Древнего Египта («Хитрость Исиды», «Вторая жизнь Осириса», «Миф о сотворении земли»).
Помимо основного курса, шестиклассникам предлагается перечень произведений русских и зарубежных авторов в качестве дополнительных материалов:
- А.П. Платонов «Сухой хлеб»
- М.М. Пришвин Сборник «В краю дедушки Мазая»
- А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»
- Ф. Искандер. Сборник рассказов «Праздник ожидания праздника»
- А.П. Платонов «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Ещё мама»
- В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке», «Где-то гремит война»
- М.М. Пришвин. Рассказы и повести в сборнике «Моим молодым друзьям»
- А.И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант»
- А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
- Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»
- А. Конан Дойл «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Маракотова бездна»
- Э. По «Золотой жук»
- Р. Брэдбери «Ракета»
- А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мёд»
- В. Гауф «Карлик нос»
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Это поистине внушительный, хотя и далеко не полный список литературных творений отечественных и иностранных авторов, принадлежащих разным эпохам и культурам. Настоящий кладезь мудрости, знаний, этики и морали, заложенный в этих историях, подарит детям бесценный жизненный опыт.
§ Блок «Русские писатели и поэты и самые известные их произведения»
- Назовите минимум пять известнейших русских писателей XIX столетия.
Ответ: Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Крылов. - Назовите фамилии писателей, изображённых на портретах ниже:
Ответ: Верхний ряд слева направо: М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, Г.Р. Державин. Нижний ряд слева направо: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский. - 2. Назовите автора стихотворения «Зимняя дорога».
Ответ: А.С. Пушкин. - Назовите три басни Крылова.
Возможный ответ: «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица» «Ларчик». - Кому принадлежит рассказ «Уроки французского»?
1) В.П. Астафьеву
2) Л.Н. Толстому
3) В.Г. Распутину
4) А.П. Платонову
Ответ: В.Г. Распутину - На каком языке написал свое первое стихотворение А.С. Пушкин?
Ответ: на французском. - Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
1) «Узник»
2) «Летний вечер»
3) «Перед весной бывают дни такие…»
4) «Парус»
Ответ: «Парус» - Какое произведение в этом списке лишнее и почему?
«Три пальмы», «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Левша», «Железная дорога» - Ответ: «Левша», потому что является прозой (остальное – стихи)
- Найдите соответствия между автором и его произведением:
1) А.С. Пушкин – «Железная дорога»
2) В.Г. Распутин – «Бежин луг»
3) Н.А. Некрасов – «Кладовая солнца»
4) И.С. Тургенев – «Дубровский»
5) М. М. Пришвин – «Уроки французского»
Ответ: А.С. Пушкин – «Дубровский», В.Г. Распутин – «Уроки французского», Н.А. Некрасов – «Железная дорога», И.С. Тургенев – «Бежин луг», М.М. Пришвин – «Кладовая солнца». - Кто из этих авторов сочинял басни?
1) Н.А. Некрасов
2) А.А. Блок
3) И.И. Дмитриев
4) Ф.И. Тютчев
Ответ: И.И. Дмитриев - Найдите вариант с ошибкой и исправьте ее:
1) басня «Ворона и стрекоза»
2) писатель Л.Н. Толстой
3) стихотворение «Горные вершины»
4) И.А. Крылов
Ответ: Не существует басни «Ворона и стрекоза». Здесь имеется в виду басня «Стрекоза и муравей» либо «Ворона и Лисица». - Соотнесите авторов с их произведениями:
В.А. Жуковский – «Лев и собачка»
А.С. Грин – «Горные вершины»
Л.Н. Толстой – «Какая бывает роса на траве»
А.С. Пушкин – «Срезал»
М.Ю. Лермонтов – «Алые паруса»
В.М. Шукшин – «Сказка о царе Салтане…»
Л.Н. Толстой — «Светлана»
Ответ: В.А. Жуковский – «Светлана», А.С. Грин – «Алые паруса», Л.Н. Толстой – «Лев и собачка», А.С. Пушкин — «Сказка о царе Салтане…», М.Ю. Лермонтов – «Горные вершины», В.М. Шукшин – «Срезал», Л.Н. Толстой – «Какая бывает роса на траве». - Найдите верный вариант, исправьте ошибки в остальных:
1) С.А. Пушкин
2) баснописец И.С. Тургенев
3) «Уроки английского»
4) «Дворовский»
5) «Правша»
6) Ф.И. Тютчев
Ответ: Ф.И. Тютчев.
Исправления: А.С. Пушкин, писатель И.С. Тургенев, «Уроки французского», «Дубровский», «Левша». - Какое из этих произведений не имеет автора? Если у него нет автора, тогда кто его сочинил?
1) «В прекрасном и яростном мире»
2) «Барышня-крестьянка»
3) «Изумруд»
4) «Василиса Прекрасная»
5) «Аленушкины сказки»
6) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ответ: «Василиса Прекрасная». Это произведение относится к устному народному творчеству, то есть его автором является народ. - Кто автор строчки:
«Учись у них: у дуба, у березы»?
1) М.Ю. Лермонтов
2) Ф.И. Тютчев
3) А.А. Фет
4) Н.А. Некрасов
Ответ: А.А. Фет - Какому поэту принадлежит строка:
«Степью лазурною, цепью жемчужною»?
1) А.А. Блок
2) М.Ю. Лермонтов
3) В.В. Маяковский
4) В.А. Жуковский
Ответ: М.Ю. Лермонтов - Назовите автора «Илиады»
Ответ: Гомер. - Отгадай басню по картинке:
Ответ: «Свинья под дубом» - Какой поэт объяснил детям, «что такое хорошо и что такое плохо»?
Ответ: В.В. Маяковский - Кто автор сказки «Конек-горбунок»?
Ответ: П.П. Ершов. - Из какой басни крылатое выражение: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?
Ответ: «Квартет».
§ Блок вопросов «Личности знаменитых авторов. Истории их жизни»
- Назовите авторов, чьи портреты представлены ниже:
Ответ: Верхний ряд слева направо: М.М. Зощенко, А.И. Куприн, В.П. Астафьев. Нижний ряд слева направо: А.П. Платонов, И.А. Бунин, В.Г. Распутин. - Кому из поэтов или писателей принадлежит имя Мишель?
Ответ: М.Ю. Лермонтов (имя Михаил на французский манер) - Где и в каком году родился А.С Пушкин?
Ответ: 1799 год, Москва - Где родился Л.Н. Толстой?
Ответ: Ясная Поляна - Куда поступил М.Ю. Лермонтов после учебы в Москве?
Ответ: Офицерская школа в Санкт-Петербурге - В каком году родился И.С. Тургенев?
Ответ: 1818 год - С какого произведения началась писательская карьера И.С. Тургенева?
1) «Отцы и дети»
2) «Стено»
3) «Ася»
4) «Хаджи-Мурат»
Ответ: «Стено» - В чем заключалась полезная общественная деятельность Л.Н. Толстого (помимо работы над рассказами и романами)?
Ответ: Открыл школу, написал учебники, обучал крестьянских детей - Когда этому писателю было 7 лет, его мать погибла, утонув в реке. О ком идет речь?
Ответ: В.П. Астафьев - Кто из писателей в 11 лет начал самостоятельную жизнь вдали от дома?
Ответ: В.Г. Распутин - В каком году родился Н.В. Гоголь?
Ответ: 1809 год - Какое произведение Н.В. Гоголь сжег в печи?
1) «Ревизор»
2) «Тарас Бульба»
3) «Повести Белкина»
4) второй том «Мертвых душ»
Ответ: Второй том «Мертвых душ» - В каком году А.С. Пушкин написал «Повести Белкина»?
1) 1828
2) 1843
3) 1845
4) 1830
Ответ: 1830 год. - После пребывания в остроге в Кишиневской ссылке А.С. Пушкин написал это стихотворение:
1) «Зимнее утро»
2) «И.И. Пущину»
3) «Зимний вечер»
4) «Узник».
Ответ: «Узник» - Кто подарил А.С. Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
Ответ: В.А. Жуковский. - Кто из русских писателей слыл вегетарианцем?
1) Н.С. Лесков
2) Л.Н. Толстой
3) И.С. Тургенев
4) В.П. Астафьев
Ответ: Л.Н. Толстой. - В честь какого русского писателя был назван кратер на Меркурии?
1) И.С. Тургенев
2) Л.Н. Толстой
3) А.С. Пушкин
4) А.П. Чехов
Ответ: И.С. Тургенев.
§ Какие бывают роды и жанры литературы. Какова структура произведений
Вспомним вкратце, какие существуют роды и жанры художественной литературы. Всего выделяют четыре рода:
- Эпос. Это объективное повествование, раскрывающее характеры и события. Текст привязан к пространству и времени. Например: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Н.С. Лесков «Левша», А.С. Пушкин «Повести Белкина».
- Лирика. Основное внимание уделяется внутреннему миру героя, делается акцент на его чувствах и мыслях. Текст имеет особую организацию – стихотворную. Внешний мир передается через призму авторского взгляда, субъективно. Например: М.Ю. Лермонтов «Молитву», А.С. Пушкин «К няне», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».
- Драма. Такие произведения предназначены для театральной сцены, текст составляют диалоги, монологи, авторские ремарки. Повествование строится на действиях, конфликтах. Примеры: Н.В. Гоголь «Ревизор», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», А.П. Чехов «Вишневый сад», А.С. Пушкин «Пиковая дама».
- Лироэпика. Текст в стихотворной форме, сочетающий в себе признаки эпического и лирического изображения личности и действий героя. Например: Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», басни И.А. Крылова, «Слово о полку Игореве».
Касаемо жанров, их разделяют по родам и в зависимости от этого называют:
1) эпические;
2) лирические;
3) драматические;
4) лироэпические.
Внутри каждого жанра произведения делятся на крупные (роман), средние (повести, поэмы), малые (рассказ, новелла).
К эпическим жанрам относят:
- Рассказ. Небольшое произведение, в центре которого одно событие, одна проблема и малое число персонажей. Например: А.П. Чехов «Дама с собачкой», К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», А.И. Куприн «Изумруд».
- Притчу. Короткий назидательный рассказ, для которого характерны высокий стиль, иносказательная форма и нравственная составляющая (поучение, мораль). Например: «О ветре и цветке», «Солнце и ветер», «Притча о гневе».
- Повесть. По объему, насыщенности сюжета и количеству действующих лиц находится между рассказом и романом. События сменяют друг друга последовательно и логично. Примеры: А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», К.Г. Паустовский «Повесть о жизни», А.С. Грин «Алые паруса», Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат».
- Роман. Сложное произведение, основанное на многослойном сюжете. Задействовано много персонажей, присутствует несколько конфликтов, раскрываются характеры и мотивы героев, причем на протяжении долгого времени наблюдается эволюция личности каждого действующего лица. Примеры: А.С. Пушкин «Дубровский», А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».
- Новеллу. Похожа на рассказ. Свойственны остросюжетность, необычная концовка, отсутствие четкого авторского взгляда и небольшое количество персонажей (обычно не более трех). Внутренний мир героев обычно не раскрывается. Например: Эдгар Алан По «Золотой жук», И.А. Бунин «Темные аллеи».
- Очерк. Повествование описательное, нет единого конфликта.
- Роман-эпопею. Масштабное произведение, которое включает в себя общественно-политические, военные, исторические события. Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир».
Лирические жанры – это:
- Лирическое стихотворение. Например: М.Ю. Лермонтов «Утес».
- Ода. Посвящается важным государственным или историческим событиям, воспевает национальных героев. Отличается торжественным, высоким стилем. Примеры: А.С. Пушкин «Вольность», М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
- Элегия. Небольшое стихотворение печального содержания, выражающее результат философских раздумий. Фоном чаще всего служит природа. Примеры: В.А. Жуковский «Море», А.С. Пушкин «Безумных лет угасшее веселье».
- Сонет. Лирическое стихотворение из 14 строк. Строфа включает 2 четверостишия и 2 трехстишия. Примеры: А.С. Пушкин «Поэту», «Сонет», «Мадонна», сонеты У. Шекспира, В.Я. Брюсов «Сонет о поэте».
- Послание. Письмо в стихах, адресованное одну лицу или нескольким лицам. Например: А.С. Пушкин «Графу Воронцову», «К Чаадаеву», письмо Онегина к Татьяне и письмо Татьяны к Онегину («Евгений Онегин»).
- Эпиграмма. Короткое иронично-сатирическое стихотворение. Цель – высмеять определенное лица или общественное явление. Примеры: В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?», А.С. Пушкин «На Аракчеева», «Полу-милорд, полу-купец…», «К бюсту завоевателя».
В числе драматических жанров:
- Комедия. События и персонажи представлены в комичном свете. Цель – высмеять отрицательные явления жизни. Темы могут быть разные: социальные, бытовые, политические. Примеры: Н.В. Гоголь «Ревизор», А.С. Грибоедов «Горе от ума».
- Трагедия. В основе жанра – неразрешимый конфликт, вызывающий страдания героя, а в некоторых случаях приводящий к его гибели. Примеры: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», И.С. Тургенев «Муму».
- Драма. Для этого жанра характерна максимальная реалистичность. В центре – конфликтная ситуация, но в отличие от трагедии, в большинстве случаев не имеет катастрофического исхода. Примеры: А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.Н. Островский «Гроза».
- Водевиль. Легкая комедийная пьеса в формате песен-куплетов. Пример: «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» — авторизованный перевод Д.Т. Ленского французского водевиля М. Теолона и Ж. Баяра.
- Интермедия. Комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы.
- Мелодрама. Первая русская литературная мелодрама – это сентиментальная повесть Н.М. Карамзина – «Бедная Лиза». Сюда же относят «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, пьесы А.Н. Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь».
Лироэпика включает в себя следующие жанры:
- Поэма. Объемное произведение в стихах с лирическим или повествовательным сюжетом. Действия продолжительные, раскрываются подробно, включают лирические отступления. Примеры: М.Ю. Лермонтов «Мцыри», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Медный всадник».
- Роман в стихах. Многоплановое произведение, объединяющее эпическую объективность романа и лирическую составляющую, то есть субъективный взгляд. Характеры несколько упрощены по сравнению с прозаическим романом. Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
- Баллада. Стихотворный рассказ на историческую или бытовую тематику с ярким насыщенным сюжетом. Примеры: В.А. Жуковский «Людмила», «Светлана» А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль».
- Сказ. Повествование в разговорно-бытовом стиле, ведется от первого лица, не совпадающего с автором. Пример: Н.С. Лесков «Левша».
- Легенда. Это повествование о прошлом с целью объяснить событие, преподать урок или развлечь аудиторию. Пример: М. Горький «Старуха Изергиль».
Что касается структуры художественных произведений, то именно благодаря взаимосвязи составляющих частей обеспечивается целостность всей истории.
Элементами структуры являются:
- Идея. Главная мысль произведения – то, для чего оно написано.
- Сюжет. Последовательность событий и отношений между героями, которые эволюционируют во времени и пространстве. Сюжет есть то, о чем написано произведение.
- Фабула. Перечисление событий в их временной последовательности.
- Композиция. Построение эпизодов и главных частей произведения. То, как построена система событий и образов действующих лиц.
- Экспозиция. Фон действия, сведения о жизни героев до сюжетных событий.
- Завязка. Начало действия, зарождение конфликта.
- Конфликт. Противоречие, составляющее основу сюжета. Это столкновение взглядов и характеров персонажей. Конфликт может быть социальный, философский, нравственный, психологический, семейный, любовный, социально-политический.
- Развитие действия. Углубление конфликта.
- Кульминация. Максимальное обострение конфликта.
- Развязка. Разрешение конфликта.
- Эпилог. Рассказ о событиях спустя какое-то время после развязки.
- Заключение. Завершающий эпизод, который сообщает дополнительную информацию о героях.
- Эпиграф. Цитата перед произведением либо перед каждой главой/частью. Содержит основную мысль истории.
- Пролог. Вступление, рассказывающее о событиях, случившихся до начала истории.
- Эпилог. Заключительная часть, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев или о последующих событиях.
- Лирические отступления. Мысли автора о проблеме. Благодаря таким отступлениям мы понимаем отношение автора к героям или событиям.
§ Блок вопросов «Роды и жанры литературы»
- Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. О каком жанре фольклора идет речь?
1) поговорка
2) легенда
3) пословица
4) частушка
Ответ: Пословица. - Над каким жанром литературы трудился И.А. Крылов?
1) рассказ
2) поэма
3) басня
4) притча
Ответ: Басня. - Что объединяет басню и притчу?
Ответ: Мораль. - О каком жанре идет речь: меткое, яркое народное выражение без вывода?
1) пословица
2) былина
3) поговорка
4) легенда
Ответ: Поговорка. - Назовите двухсложный размер стиха:
1) анапест
2) ямб
3) амфибрахий
4) дактиль
Ответ: Ямб. - К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Изумруд»?
1) притча
2) сказка
3) повесть
4) рассказ
Ответ: Рассказ. - Определите жанр стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»?
1) ода
2) сонет
3) элегия
4) послание
Ответ: Элегия. - Назовите пример святочного или рождественского рассказа.
Возможный ответ: А.И. Куприн «Чудесный доктор», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». - Какой термин раскрывает это определение: французский театральный жанр, для которого характерны фантастические сюжеты и зрелищные сцены. В литературе представляет собой волшебные элементы, помогающие раскрыть всю полноту сюжета и передать основную мысль произведения.
Ответ: Феерия. - К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?
Ответ: Повесть. - К какому жанру принадлежит произведение А.С. Грина «Алые паруса»?
Ответ: Повесть-феерия. - Какой вид искусства называют искусством слова?
Ответ: Литература. - Какое слово объединяет сразу несколько жанров – драму, трагедию, водевиль, комедию, — если говорить о театральных постановках?
Ответ: Пьеса. - Как одним словом можно назвать злую иронию?
Ответ: Сатира (сарказм). - Как называется вид повествования, в котором изображается портрет героя, пейзаж, бытовая обстановка и прочее?
Ответ: Описание. - С какой целью в произведениях используется юмор?
Ответ: Изобразить героев и события в смешном виде, показать нелепость ситуации. - Как называется отрывок произведения, обладающий относительной законченностью?
Ответ: Эпизод. - Как называется часть произведения, раскрывающая суть конфликта.
Ответ: Кульминация. - Что есть в каждой басне?
Ответ: Мораль. - Благодаря чему сохраняется целостность художественного произведения?
Ответ: Благодаря структуре (идея, сюжет, составные части). - Как называется созвучие окончаний стихотворных строк?
Ответ: Рифма. - Как называется краткое описание книги, которое показывает особенные характеристики и достоинства произведения. Такая зарисовка позволяет читателю определиться с выбором книги.
Ответ: Аннотация.
§ О чем и о ком рассказывает нам русская литература в рамках программы 6 класса
Основу любого художественного творения составляют сюжет и действующие лица. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание лучших образчиков русской литературы и что можете рассказать о самых ярких героях данных произведений.
§ Блок вопросов «Сюжеты и герои знаменитых произведений русских авторов»
- Сопоставьте литературного героя и название произведения:
Платов – «Кладовая солнца»
Настя и Митраша – «Алые паруса»
Марья Кирилловна – «Левша»
Грэй – «Конь с розовой гривой»
Виктор – «Дубровский»
Ответ: Платов – «Левша», Настя и Митраша – «Ладовая солнца», Марья Кирилловна – «Дубровский», Грэй – «Алые паруса», Виктор – «Конь с розовой гривой». - В какую игру играл герой рассказа «Уроки французского»?
Ответ: Пристенок - Определите тему рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»:
1) неравноправие людей
2) приспособленчество
3) избегание жизненной действительности.
Ответ: Приспособленчество. - Продолжите строчку:
Ночевала тучка золотая…
Ответ: На груди утеса-великана. - От чьего лица ведется рассказ в «Записках охотника»?
1) от автора
2) от крестьянина
3) от помещика
4) от охотника
Ответ: От лица автора (И.С. Тургенев). - Продолжите строчку:
«Мороз и солнце…»
Ответ: «День чудесный». - Кому посвящено стихотворение «На смерть поэта»?
Ответ: А.С. Пушкину. - Назовите главных героев повести «Барышня-крестьянка»:
1) Алексей и Лиза
2) Дубровский и Маша
3) Володя и Лидия Михайловна
4) Ромео и Джульетта.
Ответ: Алексей и Лиза. - Определите литературного персонажа по его описанию, назовите автора и название произведения:
1) «…роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой…»
Ответ: Дубровский, А.С. Пушкин «Дубровский».
2) «…кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке»
Ответ: Вакула, Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
3) «Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо».
Ответ: Лиза, А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». - Персонаж из какого произведения здесь изображен?
Ответ: Хлестаков из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» - Продолжите строчку:
Уж небо осенью дышало…
Ответ: Уж реже солнышко блистало. - Из какого произведения цитата: «Он еще долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность»? Назовите автора.
1) «Уроки французского»
2) «В прекрасном и яростном мире»
3) «Тринадцатый подвиг Геракла»
4) «Левша»
Ответ: «В прекрасном и яростном мире». Автор – А.П. Платонов. - Какова тема стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
1) война
2) тяжелая доля русского народа
3) быт и нравы крестьян
4) любовь к Родине
Ответ: Тяжелая доля русских крепостных крестьян. - Из какого произведения цитата:
«Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится»?
Назовите автора.
1) «Срезал»
2) «В прекрасном и яростном мире»
3) «Конь с розовой гривой»
4) «Алые паруса»
Ответ: «Срезал», В.М. Шукшин - От чьего лица ведется повествование в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца»?
Ответ: От лица Насти. - Кого в «Левше» называли «нимфозорией»?
Ответ: Блоху. - Определите литературного героя по его описанию, назовите произведение и его автора:
«Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо».
«Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон…»
«Она была единственное и следственно балованное дитя».
Ответ: Лиза, А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». - Что собой представлял конь с розовой гривой в одноимённом рассказе В.П. Астафьева?
Ответ: Пряник. - Как зовут героиню повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
Ответ: Дуня.
Ответ: 1-5, 2-1, 3-3, 4-7, 5-2, 6-6, 7-4.
§ Зарубежная литература для 6 класса
Безусловно, отечественное литературное наследие имеет огромное значение для нашей культуры, образования и воспитания. Но не меньший интерес представляют литературные произведения зарубежных авторов. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете иностранную литературу.
§ Блок вопросов «Насколько хорошо вы разбираетесь в зарубежных произведениях»
- Как называется произведение, главный герой которого попадает на необитаемый остров? Кто автор романа?
Ответ: «Робинзон Крузо». Автор – Даниэль Дефо. - Джим Хокис – главный герой какого произведения? Назовите автора.
1) «Маленький принц»
2) «Хроники Нарнии»
3) «Остров сокровищ»
4) «Карлик Нос»
Ответ: «Остров сокровищ». Автор – Роберт Льюис. - Кто является автором серии детективных историй о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне?
1) Антуан де Сент-Экзюпери
2) Артур Конан Дойл
3) Клайв Стейплз Льюис
4) Чарльз Диккенс
Ответ: Артур Конан Дойл. - Назовите самое известное произведение Марка Твена.
Ответ: «Приключения Тома Сойера.
- Герой сказки Гофмана, победивший мышиного короля.
Ответ: Щелкунчик. - Назовите персонажа, произведение и автора:
Ответ: Лемюэль Гулливер, Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».
§ Вместо заключения
Сложно переоценить роль художественной литературы в становлении личности ребенка. Просветительская деятельность в этом направлении позволяет воспитать в детях доброту, умение сочувствовать, способность видеть хорошее в окружающем мире, даже если этот мир порой несправедлив, учит ценить дружбу и любовь и беречь природу.
оценивших 8, оценка: 4,88 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
- Синтаксический разбор сложного предложения: примеры
- Как запомнить даты по истории: быстро
- Как писать отзыв о прочитанном произведении
- Занятия по математике 6 класс: для занятий дома
- Викторина по пожарной безопасности для школьников: с ответами, 5-9 класс
- Кадетское училище для девочек
- Спряжение глаголов в русском языке: таблица
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Викторина по басням Крылова, 5 класс: с ответами
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Предложения с деепричастным оборотом, примеры: 7 класс
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-: правило с примерами и исключениями
- Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
- Правописание наречий: упражнения, 7 класс