Как писать отзыв о прочитанном произведении
Раньше после летних каникул ученики писали краткий отзыв на понравившуюся прочитанную книгу. Со временем это задание вышло за привычные рамки и теперь учитель может дать его в любой момент учебного года. Тут очень важно уметь правильно оформить такое сочинение. А что писать? Некоторые школьники действительно попадают в затруднительную ситуацию, когда перед ними ставят подобное задание.
1. Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
2. Пошаговый план составления отзыва
3. Возможные ошибки
4. Шпаргалка в помощь при написании отзыва
5. Вспомогательные вопросы
6. В чем отличие отзыва от рецензии и обзора
7. Вместо заключения
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Для начала нужно понимать, что отзыв является личным мнением каждого о конкретном произведении. И чтобы подчеркнуть индивидуальность в данном вопросе, в сочинении следует описать:
- Свои впечатления от прочитанного произведения (моменты, вызывающие улыбку, злость, радость и прочее).
- Самые цепляющие моменты. Может какие-то сцены были особо интересными в описании или персонаж вызывал целую бурю эмоций.
- Нужно постараться вспомнить все эти моменты и обязательно упомянуть их в своем отзыве.
- То, что стало самым ценным в этой истории, нужно постараться вынести основные мысли и сделать выводы.
- Общее впечатление «нравится-не нравится» о произведении.
При написании отзыва, важно помнить, что не стоит глубоко погружаться в анализ произведения. Здесь главное поверхностно, но емко рассказать о впечатлениях в целом.
Пошаговый план составления отзыва
После прочтения книги не убирайте ее далеко, она станет главным инструментов в составлении отзыва о ней.
- Первым делом нужно осмотреть книгу, то как она выглядит. Возможно, изображение на обложке перекликается с сюжетом. А что насчет автора? Если ранее уже были прочитаны его произведения, то об этом также можно рассказать, но кратко. Полезными будут интересные факты о жизни и творчестве писателя, если таковые известны.
- Название также может быть использовано в отзыве, как отправная точка для всего сочинения. Может в нем лежит скрытый смысл или настроение всего произведения.
- Следующей частью отзыва является описание темы книги (о чем она). Нужно подробно рассказать о том, чему учит это произведение и какую главную мысль несет. Пересказывать все содержание целиком не нужно, достаточно вынести лишь основные тезисы. Здесь будет достаточно 2-5 предложений.
- Далее обязательно нужно ответить на основной вопрос: понравилась ли книга и почему. Если произведение очень впечатлило читателя, то нужно выделить те моменты, которые заставляют выражать симпатию к написанному. Какой урок извлек читающий? Что бы он изменил в истории и как поступил бы на месте главных героев? Все это нужно обязательно упомянуть. Данная часть отзыва является основной и просто не может состоять из нескольких предложений. Здесь нужно развернуто описать все, что читатель думает о книге.
- После основного мнения нужно рассказать о персонажах произведения: какие из них наиболее «зацепили»; кто является положительным, а кто отрицательным; кто из них главный герой, а кто второстепенный; какие эмоции и желания они вызывают; почему автор сделал их такими; с кем хотелось бы столкнуться в реальной жизни и прочие интересные вопросы.
- Заключительная часть отзыва включает в себя выводы, мораль и уроки, которые извлек читатель. Возможно, у него возникло желание перечитать эту книгу еще раз.
Чтобы отзыв на произведение выглядел гармонично, нужно постараться не использовать большое количество однокоренных слов, лучше всего заменять их синонимами. Например, «книга» может стать «рассказом», «историей» или «романом».
Возможные ошибки
Допустить ошибки в собственном мнении достаточно непросто, но они случаются.
- Не нужно пересказывать произведение целиком. Описание должно занимать лишь пару предложений и применяться там, где необходимо.
- Не стоит брать за основу собственного отзыва статьи и эссе других авторов. Мнение должно быть сугубо личным.
- Текст должен быть легко читаемым, с плавными переходами между предложениями и абзацами. Отрывки мыслей и высказываний не создадут гармоничной картины отзыва.
- Если автору сочинения тяжело даются связующие предложения, то рекомендуется отложить их на потом. Сперва написать текст, а затем уже заняться плавностью переходов.
- Предложения должны быть развернутыми состоять из 7 и более слов.
- Впечатления, описанные в отзыве должны быть обоснованными, а не голословными. Высказывая собственную позицию, не стоит забывать и о мнении автора. Нужно постараться понять причины сюжетных линий в произведении и то, почему автор решил поступить именно так.
- Если автор отзыва постарается избегать этих частых ошибок, то сочиненный им текст определенно понравится учителю и удостоится отличной оценки.
Шпаргалка для написания
Следующие синонимы и выражения могут быть использованы в тексте отзыва для избежания тавтологии.
Книга | Произведение
Повесть Роман Сказка Рассказ История |
(Книга) запомнилась | Понравилась
Привлекла внимание Оставила впечатление Тронула Отпечаталась в памяти Обратила на себя внимание Взяла за душу |
Интересная | Увлекательная
Захватывающая Занимательная Впечатляющая Любопытная Чарующая |
(Автор) рассказывает | Показывает
Описывает Говорит Изображает Иллюстрирует Знакомит |
Нравится | Интересен
Дорог Симпатичен Интригует Тронул Привлек |
Чем больше звонких и интересных эпитетов используется в тексте, тем приятнее учителю будет его читать, и тем больше гарантии того, что преподаватель отметит данный отзыв среди других.
Вспомогательные вопросы
Если в голову никак не приходят мысли о том, что писать в отзыве на произведение, то помочь могут следующие наводящие вопросы.
- О чем книга?
- В чем идея произведения?
- Что понравилось в книге?
- На кого из героев стоит равняться?
- Что известно об авторе книги?
- Каким языком написана книга?
- Какие мысли приходят в голову после прочтения?
- Понравилось ли произведение?
После ответов на данные вопросы, школьнику точно найдется, что написать в отзыве.
В чем отличие отзыва от рецензии и обзора
Часто школьники путают понятия отзыва с рецензией или обзором. Мы решили внести точность в этот момент и разъяснить подробно, что означают эти термины и как пишутся эти три разных вида выражения собственного мнения.
Отзыв — это личное мнение читателя о произведении, выраженное обычным, понятным каждому языком.
Рецензия — это более емкое понятие, которое включает в себя глубокий анализ произведения и оценку написанного в более официальном стиле.
Обзор — это наиболее краткое описание книги, ее сюжета и героев.
Таким образом, можно сделать вывод, что первых два понятия очень схожи по своей сути. Главным отличием является лишь более официальный стиль рецензии, включающий в себя анализ некоторых моментов.
Рецензия
Основной идеей написания рецензии является желание выразить личное отношение к произведению. Таким мнением человек способен привлечь внимание читателя к книге или наоборот оттолкнуть от нее.
При написании рецензии очень важно:
- прочитать книгу внимательно;
- определить среднего читателя произведения и постараться писать в подходящей для него форме;
- упомянуть автора, название, сюжет и жанр книги;
- провести оценку основной идеи текста;
- описать эмоции и впечатления от прочтения книги;
- обратить внимание читателя на смысловые или сюжетные ошибки автора при их наличии;
- выделить воспитательные и поучительные моменты произведения;
- обратить внимание читателей на актуальность сюжета и темы книги в современном мире;
- никогда не переходить на личности (обсуждать автора и его талант), не затрагивать индивидуальные темы (религия, политика, личная жизнь);
- не использовать большое количество сложноподчиненных предложений и постараться максимально их упростить;
- не навязывать мнение читателю, а дать ему самостоятельно додумать и сделать выводы.
Рецензия — это, в первую очередь, разбор произведения, отличающийся детализацией и краткостью. В ней не должно быть ничего лишнего, только основные мысли и замечания.
Обзор
Обзор — это краткое изложение произведения, которое должно заинтриговать читателя, и по которому он сможет сделать вывод о его полезности.
Для написания качественного обзора, стоит тщательно ознакомиться с книгой, на которую он составляется. Затем следует выделить основные пункты, которые нужно осветить в обзоре и следовать намеченному плану.
Очень важно при составлении обзора на произведение не акцентировать внимание исключительно на положительных его чертах. Нужно также упомянуть и о недостатках книги или возможных недочетах в сюжетной линии.
Вместо заключения
Впечатления, описанные в отзыве должны быть обоснованными, а не голословными. Высказывая собственную позицию, не стоит забывать и о мнении автора. Нужно постараться понять причины сюжетных линий в произведении и то, почему автор решил поступить именно так.
Написать отзыв к прочитанному произведению не так сложно, как может показаться на первый взгляд. В этом деле главное стараться высказать свое личное мнение, следовать собственным впечатлениям и делать заключительные выводы.
оценивших 7, оценка: 4,57 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Викторина по басням Крылова, 5 класс: с ответами
- Как оформить доклад в школу: образец
- Благодарность родителей на выпускном: 11 класс
- Кадетское училище после 5 класса для мальчиков
- Как сделать шпаргалку на экзамен
- Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке
- Плюсы и минусы профессии автомеханик
- Правописание суффиксов причастий, упражнения
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-: правило с примерами и исключениями
- Как запомнить большой объем информации за короткое время
- Предложения с деепричастным оборотом, примеры: 7 класс
- Занятия по математике 6 класс: для занятий дома
- Викторина про музыкальные инструменты для детей
- Правописание наречий: упражнения, 7 класс
- Викторина по литературе: 5 класс, с ответами
Я читал сказку «Кусака» Андреев. Мне очень понравилась эта сказка,потому что здесь рассказывается о собаке которую всё били и издавались над ней.Однажды алкаш позвал её к себе как только собака подошла он пнул её очень сильно и собака убежала. Она спряталась на пустой даче. Наступила весна туда приехали люди с детьми. Лёля гуляла и радовалась весне. Как тут Кусака откусила кусок платья Лёли. На ужине девочка рассказала что у нас на даче появилась собака. Сначала они хотели её убить,а потом решили оставить её здесь. На следующий день Лёля позвала собаку к себе Кусака долго думала и решила всё таки подойти к девочке. Лёля начала гладить собаку и потом прибежали остальные дети гладить собаку.Наконец-то Кусака радовалась жизни ведь она была нужна хоть кому-то. Наступила осень люди уже уезжали домой Лёля просила маму забрать эту собаку,но мама говорила что ей обещали родственники пародистую собаку. Поэтому мама сказала лучше у нас будет пародистая чем дворняжка. Люди уехали Кусаке было скучно она стала царапать дверь когтями и ей никто не открывал. Кусака очень громко и грустно завыла. Я считаю это очень грустная сказка.