Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
Словообразование – раздел языкознания, который изучает строение слов и способы их образования. Эти способы показывают, с помощью каких языковых инструментов возникают новые языковые единицы. Умение разобраться, каким образом появилось то или иное слово позволяет правильно выстраивать словообразовательную цепочку и выполнять словообразовательный разбор.
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ.
1. Какими способами образуются слова?
2. Морфологический способ словообразования
3. Неморфологические способы словообразования
4. Словообразовательный анализ
5. Краткие итоги. Таблица с примерами
6. Задания для самопроверки
§ Какими способами образуются слова?
В русском языке существует несколько способов словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из них представляет собой средство образования лексем на базе существующих языковых основ с помощью различных морфем – суффиксов, приставок и т.д. – а также их комбинаций. Новые слова могут возникать путем сращения различных лексем, перехода одной части речи в другую и прочее.
Рассмотрим подробнее каждый из представленных способов словообразования.
§ Морфологический способ словообразования
Первым делом разберем морфологический способ образования языковых единиц, поскольку он является наиболее распространенным и продуктивным в плане обогащения русского словаря.
Данный способ основывается на взаимодействии производящих языковых единиц с морфемами.
Словообразующая морфема имеет особое название – аффикс (с латинского языка переводится как «прикрепленный»). Это такая часть слова, которая имеет грамматическое значение и способна видоизменять значение корня. К аффиксам относят:
- префиксы (приставки);
- суффиксы;
- постфиксы (-ся, сь, -то, -либо, -нибудь);
- интерфиксы (соединительные гласные);
- флексии (окончания).
При этом флексии и формообразующие суффиксы (суффикс прошедшего времени глаголов -л, суффикс степеней сравнения прилагательных и наречий – е, суффиксы повелительного наклонения –и, -й суффикс инфинитива –ть, -ти) не влияют на образование новых слов.
В зависимости от того, какая морфема или сочетание аффиксов послужили средством возникновения новой лексемы, различают следующие виды морфологического способа словообразования:
Приставочный (префиксальный). Лексема образуется в результате присоединения приставки к основе. Например: ход – выход, владелец – совладелец, чертить – начертить, опасный – безопасный, город – пригород, погода – непогода. Прибавление префикса не влияет на смену части речи нового слова.
Суффиксальный (суффиксация). Заключается в присоединении к основе словообразующего суффикса. Например: река – речной, печь – печка, весна – весенний, снег – снежный, пробегать – пробежка, страховать – страховка, сон – сонный, близкий – близко. Суффиксы, в отличие от приставок, могут изменять часть речи.
Приставочно-суффиксальный. В словообразовании принимают участие два типа аффиксов – приставка и суффикс, которые прикрепляются к производящей основе. Например: вода – подводный, чистый – очистить, свеча – подсвечник, лес – подлесок, стена – застенок.
Бессуффиксальный (нулевая суффиксация). Новая лексема возникает с помощью нулевого суффикса. То есть исходное слово в процессе словообразования лишается одной из своих частей – суффикса.
Этим способом, как правило, образуются имена существительные. Основой может служить глагол (играть – игра, припевать — припев) либо имя прилагательное (водяной – вода, широкий – ширь). Базовое прилагательное может не иметь в своем составе суффикса: отчий – отец. Посредством нулевой суффиксации также образуются числительные и прилагательные.
Еще несколько примеров:
- существительные, основанные на глагольной лексеме (шуметь – шум, слушать – слух, показывать – показ);
- существительные, образованные от прилагательных (синий – синь, соленый – соль, мелкий – мель);
- сложные слова (везде + ходить = вездеход, скала + лазать = скалолаз, пар + возить = паровоз);
- прилагательные, образованные от существительных (заяц – заячий, будни – будний, работа – рабочий);
- прилагательные, основой для которых послужил глагол (проходить – прохожий);
- порядковые числительные, производные от количественных (семь – седьмой, девять – девятый).
Приставочно-постфиксальный. Применяется для образования новых лексем путем присоединения к ним приставки и постфикса. Например: думать – задуматься, смотреть – присмотреться, терять – потеряться.
Суффиксально-постфиксальный способ. Заключается в том, что к базовой лексеме присоединяется сразу два аффикса – суффикс и постфикс. Например: мелочь – мелочиться, игрок – играться, молодой – молодиться, зачитать – зачитываться.
Сложение. При таком способе новая языковая единица формируется путем соединения производящих основ в единое целое. При таком способе могут соединяться как целые слова, так и их части. Чаще всего средством объединения служат соединительные гласные О и Е. Итак, путем сложения могут образовываться слова при следующих условиях:
- с помощью интерфикса (сухие + фрукты = сухофрукты, сталь + варить = сталевар, снег + падает = снегопад, море + продукты = морепродукты, сено + косить = сенокос);
- без участия интерфикса, но посредством дефиса (жар-птица, купля-продажа, ковер-самолет, генерал-лейтенант, юго-восток);
- слогословная аббревиация, то есть сложение усеченной основы и слова (ветеринарный + врач = ветврач, заместитель + директора = замдиректора, медицинский + персонал = медперсонал, заработная + плата = зарплата, спортивная + площадка = спортплощадка);
- слоговая аббревиация — сложение усеченных основ (коллективное + хозяйство = колхоз, строительный + батальон = стройбат, заведующий гаражом = завгар, полномочный + представитель = полпред, главный бухгалтер = главбух, ликвидация безграмотности = ликбез);
- звуковая аббревиация – комбинация начальных звуков нескольких слов, составляющих словосочетание (министерство иностранных дел = МИД, государственная автомобильная инспекция = ГАИ, новая экономическая политика = НЭП, частное охранное предприятие = ЧОП, жилищно-эксплуатационная контора = ЖЭК, научно-исследовательский институт = НИИ);
- буквенная аббревиация – сочетание начальных букв нескольких слов, составляющих словосочетание (Союз Советских Социалистических Республик = СССР, Федеративная Республика Германия = ФРГ);
- буквенно-звуковая аббревиация (Центральный спортивный клуб Армии = ЦСКА, запись акта гражданского состояния = ЗАГС, федеральная служба исполнения наказаний = ФСИН);
- смешанная аббревиация – объединяет разные части нескольких слов (следственный изолятор = СИЗО, институт мировой литературы = ИМЛИ, социальное обеспечение = собес);
- телескопическая аббревиация – представляет собой сочетание начала первого и конца второго слова (биологическая механика = бионика, парашют + акваланг = параланг, лев + тигр = лигр).
Сложносуффиксальный. В этом случае складываются производящие основы и соединяются друг с другом посредством интерфикса с одновременным добавлением суффикса ко второй основе (три + этажа + -н- = трехэтажный, когти + точить + -к- = когтеточка, огонь + тушить + -тель = огнетушитель, красная + армия + -ец = красноармеец).
Усечение. Новое слово возникает в результате сокращения основы. Например: метрополитен – метро, килограмм – кило, компьютер – комп, велосипед – велик.
Таблица с примерами
Морфологические способы образования слова |
Пример |
Приставочный |
писать – подписать, лечить – вылечить, сидеть – высидеть, ломать — сломать |
Суффиксальный |
новый – новизна, свистеть – свисток, лимон – лимонный, сад – садовый |
Приставочно-суффиксальный |
человек – бесчеловечный, пол – подпольный, красный — покраснел |
Бессуффиксальный |
сонный – сон, дождливый – дождь, мыльный – мыло, жгучий – жжет |
Постфиксальный |
что – что-либо, кто – кто-нибудь, где – где-то, когда – когда-либо, смотреть – смотреться, искрит — искрится |
Сложение |
мореплаватель (две основы + соединительная гласная + суффикс), дымоход (две основы и соединительная гласная), заяц-беляк (две основы и дефис), спецкор (сокращенные основы), МХАТ, КНР, ЮАР (начальные звуки и буквы) |
.
§ Неморфологические способы словообразования
Эти способы образования лексем заключаются не в манипуляции с морфемами, а в переходе одной части речи в другую (детская комната – детская), слиянии двух слов в одно (быстро растворимый кофе – быстрорастворимый) без участия соединительных гласных. При этом форма слов, в которой они существовали до сращения, остается в исходном виде.
Итак, к неморфемным способам словообразования относят:
Морфолого-синтаксический способ. Конверсия – это переход лексемы из одной части речи в другую. Например: загорающие люди – загорающие покинули пляж, игровая комната – игровая была закрыта, будущее время – в скором будущем, заведующий отделением – заведующий сидел в своем кабинете. Рассмотрим подробнее разные случаи:
- переход в существительное (горячее блюдо – подали горячее, рядовой солдат – рядовой уснул, животный мир – удивительное животное, рабочий человек – рабочий фабрики);
- переход в прилагательное (подходящий поезд – подходящий костюм, потухший огонь – потухший взгляд, сияющие огни – сияющий вид);
- переход в наречие (зашли в глубь леса – рыба ушла вглубь, получил удар в бок – ушел вбок);
- переход в местоимение (они задумали одно дело – дело (в значении «это») было в четверг, известная актриса – в известном (в значении «этом», «таком») месте, человек нуждается в общении – ко мне подошел (в значении «кто-то») человек, отдельное место – это касается отдельных (в значении «некоторых») людей, целый и невредимый – целый (в значении «весь») день);
- переход в предлоги, союзы, междометия (не смотря на собеседника — несмотря на плохую погоду, благодаря их — благодаря им).
Лексико-синтаксический способ словообразования.
Этот вариант предполагает возникновение новых лексических единиц путем объединения слов, составляющих словосочетания, в которых знаменательные части речи связаны подчинительной связью. Таким образом, устойчивое выражение превращается в одно новое слово. Например: имущий мало – малоимущий, с ума сшедший – сумасшедший, сильно действующий – сильно действующий, вечно зеленый – вечнозеленый, дико растущий – дикорастущий, вперед смотрящий – впередсмотрящий.
Сращивание характерно для таких словосочетаний:
- наречие + причастие (малосоленый, густонаселенный, малознакомый, долгоиграющий, сильнодействующий, глубокоуважаемый, низкооплачиваемый);
- существительное + причастие (умалишенный, сумасшедший, богобоязненный).
Проведем анализ одного из примеров:
Сильнодействующий – лексема образована путем сращения причастия «действующий» и находящегося у него в «подчинении» наречия «сильно». Для сравнения: таблетка, действующая (как?) сильно – сильно действующая таблетка.
Лексико-семантический способ словообразования. В этом случае новая языковая единица образуется вследствие разъединения многозначного слова на омонимы – слова, одинаковые по написанию и произношению, но имеющие разный смысл. Пример полной омонимичности: кисть (малярная) — кисть (руки) — кисть (виноградная); лук (для стрельбы) – лук (овощ). Также выделяют неполные омонимы, которые, в свою очередь, делятся на:
- омографы – пишутся одинаково, но звучат по-разному: мука́ – (продукт) – му́ка (страдание, переживание), за́мок (сооружение) – замо́к (устройство для запирание дверей), бе́лки (животные) – белки́ (органические вещества), хло́пок (волокно) – хлопо́к (громкий короткий звук);
- омофоны – пишутся по-разному, но звучат одинаково: лук (овощ) – луг (поляна), балл (танцы) – бал (оценка), сток (воды) – стог (сена), груздь (гриб) – грусть (тоскливое настроение);
- омоформы – значения разные, но произносятся и пишутся одинаково в одной из грамматических форм: посуда из стекла – вода стекла, дали совет, дальние дали, ветер стих – стих о природе, вели за руку – вели ему замолчать, он смог – густой смог.
§ Словообразовательный анализ слова
Словообразовательный разбор – это анализ языковой единицы, в результате которого определяется, от какого слова и с помощью каких средств она образована.
Чтобы выполнить разбор, потребуются:
- знание способов словообразования;
- умение выделять морфемы;
- умение различать производные и непроизводные слова;
- способность видеть производящую и производную основы.
Непроизводные слова – исходные лексемы, которые не образованы от других слов, а возникли в языке изначально. Такие слова имеют простое морфемное строение и состоят только из корня и окончания. Например: небо, земля, голова, нога, луна. Непроизводные лексемы являются базой для формирования новых языковых единиц – производных слов. Последние образуются путем присоединения одной, а иногда двух или трех морфем к производящей основе либо посредством ее превращения одним из неморфологических способов.
Рассмотрим несколько примеров: небо – небосвод, земля – земляной – землянка, вода – водный – подводный, далекий – отдалить – отдалиться.
Производные слова вторичны. Их значение можно определить, изучив исходную лексему. Например: говорить – заговорить (начать говорить).
В словообразовании непосредственное участие принимает производящая основа исходной лексемы. Получить ее можно, если отбросить окончание. Например: белый – основа бел-, нога – основа ног-. При возникновении новых слов основа сохраняется: белый – белеть, нога – ножка (чередование г/ж).
Итак, основа базового слова называется производящей. Основа производной однокоренной лексемы является производной.
Каждая новая языковая единица отличается от производящей лексемы более сложным морфемным составом. Цепочку можно проследить на примере: внимание – внимательный – внимательность.
Цель словообразовательного разбора – выявить самую близкое однокоренное слово, от которого было образовано анализируемое слово. В результате должна получиться словообразовательная пара, которая демонстрирует соотношение производящей и производной лексемы.
Порядок словообразовательного анализа:
Слово, которое требуется разобрать, ставят в начальную форму. Для каждой части речи начальная форма соответствует определенным критериям, а именно:
- для существительного это форма ед.ч., Им.п.;
- для прилагательного – ед.ч., Им.п., м.р.;
- глагол – инфинитив;
- причастие – ед.ч., Им.п., м.р.;
- местоимение – зависит от разряда;
- наречие, деепричастие – неизменяемые части речи.
Выполнить действия:
- Назвать часть речи.
- У слова, которое анализируем, определить тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная (вода, лес, небо), разбор осуществить невозможно.
- К разбираемому слову подбирается производящее слово или сочетание лексем, то есть такое слово или сочетание, от которого данное слово образовано. Производящая лексема должна быть родственной данному слову, то есть максимально близкой по структуре и лексическому значению, но при этом проще. Именно выбор производящего слова определяет правильность словообразовательного анализа. В большинстве случаев русские слова имеют одну производящую лексему (сонный — сон, по-другому — другой). Бывает, что одно слово имеет несколько производящих, поэтому образуется разными способами. Например: нехорошо — хорошо (приставочный способ) либо нехорошо — нехороший (суффиксальный способ), направление — направить (суффиксальный способ) либо направление — правление (приставочный способ).
- Определяется производящая база. Ей может быть основа слова, целая лексема, части нескольких слов либо несколько языковых единиц. Например: летний – лето, нехорошо – хорошо, вещдок – вещественное доказательство, заяц-беляк – заяц, беляк.
- Выделяются морфемы, при помощи которых получилась новая лексема. Например: подлокотник — под локоть.
- Называется способ словообразования.
- не нужно выделять морфемы, которые не участвуют в словообразовании;
- в словообразовательной цепочке каждое предыдущее слово является производящим для следующего.
Пример словообразовательного разбора:
Подоконник – имя существительное, в начальной форме.
- Производящая основа для слова «подоконник» — это основа в слове «окно», то есть окн-.
- Основа производного слова – подоконник.
- Слово «подоконник» образовано от слова «окно» путем присоединения префикса под- и суффикса –ник-.
- Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
Еще несколько коротких примеров:
- оруженосец — носить оружие (способ – сложение основ с добавлением суффикса);
- охотник — охота (суффиксальный способ);
- переправа — переправить (бессуффиксальный способ);
- морпех — морской пехотинец (сложение усеченных основ);
- взрослый — взрослый (человек) – (переход из одной части речи в другую).
Пропуск одного звена в цепочки словообразования, то есть неверное определение производящей основы, приводит к неправильному составлению словообразовательной пары. Например: мир – примирение (правильно будет: мир – примирить – примирение).
§ Краткие итоги. Таблица с примерами
Все способы словообразования делятся на две категории:
- Морфологические.
- Неморфологические.
Морфологические включают в себя большой перечень способов образования новых лексем:
- приставочный (пить – выпить);
- суффиксальный (холодный – холодно);
- приставочно-суффиксальный (город – загородный);
- постфиксальный (одеть – одеться);
- приставочно-постфиксальный (спать – выспаться);
- бессуффиксальный (рассказать – рассказ);
- суффиксально-постфиксальный (резвый – резвиться);
- сложение (престолонаследие, ГУМ);
- сложносуффиксальный (многоэтажный);
- усечение (телик).
К неморфологическим относят:
- морфолого-синтаксический (гостиная комната – гостиная);
- лексико-синтаксический (высокопоставленный);
- лексико-семантический (кот – код).
В основу слова не входят:
- окончания изменяемых слов;
- суффиксы инфинитива (-ть, -чь, -ти);
- суффикс глагола прошедшего времени (-л-);
- суффикс повелительного наклонения (-й, -и);
- суффиксы сравнительной степени прилагательных и причастий (-е, -ее).
Чтобы найти слово, образованное бессуффиксальным способом, следует помнить:
- это существительное;
- образовано от глагола или прилагательного;
- в нем нет никакого суффикса.
При неморфологическом способе словообразования изменяется только часть речи, а не внешний вид лексемы: слово будет отвечать на другой вопрос, грамматическое значение будет иным.
§ Задания для самопроверки
ВАРИАНТ I
1.Найти основы в словах и обозначить формообразующие суффиксы.
Прочитать, прочитали, читай, свет, светит, вдали, фильм, собачий, ум, умный, умнее.
2.Образовать новые слова префиксальным способом.
Крутить –
Кричать –
Говорить –
Общество –
Гармония –
Вид –
Злой –
Слабый –
Строгий –
Где –
Когда –
Низ –
3.Образовать новые слова суффиксальным способом.
Играть –
Грустный –
Друг –
Снег –
Стол –
Земля –
4.Образовать новые лексемы приставочно-суффиксальным способом.
Праздник –
Новый –
Дар –
Берег –
Звук –
Тишь –
Осина –
Луна –
5.Образовать новые лексемы бессуффиксальным способом.
Теплый –
Рваный –
Психология –
Кум –
Лис –
Взрывать –
Топотать –
Гладкий –
ВАРИАНТ II
1.Найти основы в словах и обозначить формообразующие суффиксы.
Пролистать, пролистали, листай, академия, академик, заново, анекдот, морской, страх, страшный, страшнее.
2.Образовать новые слова префиксальным способом.
Искать –
Смотреть –
Ломать –
Ход –
Владелец –
Умный –
Последний –
Громкий –
Кто –
Что –
Верх –
3.Образовать новые слова суффиксальным способом.
Читать –
Добрый –
Знакомый –
Свет –
Лист –
Дом –
4.Образовать новые лексемы приставочно-суффиксальным способом.
Стакан –
Локоть –
Круг –
Старый –
Окно –
Люди –
Лес –
Водный –
5.Образовать новые лексемы бессуффиксальным способом.
Смыслить –
Сторожить –
Знатный –
Глубокий –
Цепной –
Прислуживать –
Биология –
Заливать –
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ I
1.Основы: прочита-, прочита-, чита-, свет-, свет, вдали, фильм, собачий, ум, умн-, умн-,
Формообразующие суффиксы: -ть, -ли, -й, -ее.
2. Крутить – прокрутить, закрутить, выкрутить, подкрутить.
Кричать – накричать, закричать, покричать.
Говорить – заговорить, выговорить, наговорить, проговорить, отговорить.
Общество – сообщество.
Гармония – дисгармония.
Вид – подвид.
Злой – презлой, незлой.
Слабый – неслабый, преслабый.
Строгий – нестрогий, престрогий.
Где – негде, нигде.
Когда – никогда, некогда.
Низ – вниз.
3. Играть – игрок.
Грустный – грустно.
Друг – дружный, дружно.
Снег – снежный, снежок.
Стол – столик.
Земля – землица, земляной.
4. Праздник – предпраздничный.
Новый – по-новому, обновка.
Дар – подарок.
Берег – прибрежный.
Звук – беззвучный.
Тишь – затишье.
Осина – подосиновик.
Луна – безлунная.
5. Теплый – тепло.
Рваный – рвань.
Психология – психолог.
Кум – кума.
Лис – лиса.
Взрывать – взрыв.
Топотать – топот.
Гладкий – гладь.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ II
1. Основы: пролиста-, пролиста-, листа-, академи-, академик, заново, анекдот, морск-, страх, страшн-, страшн-.
Формообразующие суффиксы: -ть, -ли, -й, -ее.
2. Искать – выискать, отыскать, сыскать, подыскать.
Смотреть – посмотреть, высмотреть, усмотреть, просмотреть, подсмотреть.
Ломать – сломать, выломать, наломать, поломать.
Ход – проход, заход, выход, сход, отход, отход, переход.
Владелец – совладелец.
Умный – преумный, неумный, безумный, сверхумный.
Последний – предпоследний.
Громкий – прегромкий, сверхгромкий, негромкий.
Кто – никто, некто.
Что – ничто, нечто.
Верх – вверх, наверх, поверх.
3. Читать – чтец, читальня, читальный, чтиво.
Добрый – добряк, добрейший.
Знакомый – знакомство.
Свет – светло, светлица, светляк, светлость.
Лист – листок, листик.
Дом – домик, домовой, домашний.
4. Стакан – подстаканник.
Локоть – подлокотник.
Круг – окружность.
Старый – по-старому.
Окно – подоконник.
Люди – безлюдный.
Лес – подлесок.
Водный – наводнить.
5. Смыслить – смысл.
Сторожить – сторож.
Знатный – знать.
Глубокий – глубь.
Цепной – цепь.
Прислуживать – прислуга.
Биология – биолог.
Заливать – залив.
оценивших 5, оценка: 4,80 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Куда пойти учиться после 9 класса: список профессий для девушек
- Викторина по русскому языку, 5 класс, с ответами
- Правописание суффиксов причастий, упражнения
- Односоставные предложения: упражнения, 8 класс
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Тесты по ПДД для школьников: с ответами
- Кадетское училище после 5 класса для мальчиков
- Викторина про музыкальные инструменты для детей
- Синтаксический разбор сложного предложения: примеры
- Как оформить доклад в школу: образец
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Дополнение, определение, обстоятельство: таблица с вопросами
- Правила пунктуации в русском языке с примерами
- Куда пойти учиться после 9 класса мальчику
- Занятия по математике 6 класс: для занятий дома