Плюсы и минусы работы стюардессой
О путешествиях по разным городам и странам многие люди мечтают ещё с раннего детства. Поэтому профессия стюардессы (бортпроводницы) окутана шлейфом романтики дальних странствий и ярких впечатлений. Трудно представить, что работа стюардесс тоже может быть и нелёгкой, и рутинной, изматывающей. С первого же рабочего дня (точнее, даже с первого же дня учёбы и стажировки) стюардессы понимают, что на их плечи ложится немало сложных и ответственных задач. Помимо задач хорошо выглядеть и красиво улыбаться.
Всё не так беззаботно и привлекательно, как может показаться на первый взгляд. Как и у любой другой специальности, у профессии стюардессы есть как плюсы, так и минусы. И что из них перевешивает на чаше весов принятия решений – это каждый решает за себя сам.
Профессия бортпроводника (парни тоже работают на данной должности, но девушек, естественно, больше) появилась в начале двадцатого века – в ту эпоху, когда пассажирские авиаперелёты стали не только реальностью, но и начали набирать популярность.
Сразу же возник такой стандарт, что к данной работе допускались только девушки, имеющие медицинское образование (медсёстры). Помимо стандартных обязанностей, которые и сейчас выполняют стюардессы, они также работали уборщицами (убирали в салоне самолёта после каждого рейса) и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа, наравне с мужчинами. Полное равноправие полов! Сейчас ни генеральная уборка, ни погрузочно-разгрузочные работы не входят в должностные обязанности стюардесс.
А какие – входят?
О должностных обязанностях стюардессы и их изменениях в наше время
Их главные задачи – это
- обслуживание пассажиров, чтобы те чувствовали себя в полёте максимально спокойно и комфортно;
- контроль за неукоснительным соблюдением пассажирами всех правил безопасности;
- оказание элементарной неотложной медицинской помощи при надобности;
- организация и проведение вынужденных эвакуаций, чёткие и правильные действия в случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолёта.
Профессиональным стюардессам необходимо обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, крепкое здоровье, хорошая физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость.
До того, как небо станет для девушек вторым домом, всех их ждёт строгий отбор. Причём на нём смотрят не только на внешние данные, но и на знание английского либо другого иностранного языка, умение общаться с людьми, уровень устойчивости к стрессам.
При этом стюардессам гражданской авиации, которые летают только по Российской Федерации, английский язык также в наше время считается нужным.
Медицинская комиссия при отборе предстоит тоже очень строгая и тщательная. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Любой признак наличия каких-либо хронических заболеваний закрывает девушкам путь в эту профессию.
В наше время условия работы стюардесс заметно ухудшились, по сравнению с советской эпохой и даже 90 / начала 2000 годами. Всему виной – оптимизация. Авиакомпании своих сотрудников заставляют работать больше, а отдыхать – меньше (как, в принципе, и везде).
Отпуск сократился, режим труда и отдыха в авиакомпаниях, мягко говоря, не соблюдается. Несоизмеримо сократилось количество рейсов с пребыванием в пункте назначения какое-то время: от 12-ти часов до нескольких суток. Чаще всего, ни о каких прогулках по городу, шопинге и новых впечатлениях речь уже не идёт. Успеть бы отоспаться и набраться сил для следующего рейса!
Раньше экипажи, чаще всего, имели постоянный состав. Люди в них понимали коллег с полуслова, была налажена психо-эмоциональная связь. Но в наше время такие отношения стали большой редкостью.
В связи с вышесказанным, начнём с минусов профессии стюардессы, а потом рассмотрим все её плюсы.
Минусы профессии «стюардесса»
- «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать»
У мечтающих об этой работе девочек, и у девушек, работающих первое время, проявляется большой энтузиазм: на стоянках хотелось везде поездить, всё посмотреть. Но вскоре он сменяется стремлением просто получше выспаться в отеле. «Те же повторяющиеся маршруты, те же города, я всё это уже видела. Рутина…»
Если рейс короткий, то после посадки в самолете сразу делается уборка, и экипаж сразу же летит обратно. Кстати, с начала 2020 года почти все российские авиаперевозчики отказались от услуг клининговых компаний, и теперь после коротких рейсов бортпроводницы должны ещё и убираться в салоне самолёта и мыть туалеты.
Если полёт длится больше пяти часов — это уже называется «командировкой». Тогда перерыв между перелётами может длиться от 12 часов до двух-трёх суток, включая отдых.
Однако и тогда чаще всего девушкам удаётся успеть только выспаться в гостинице, пробежаться по магазинам, покушать и привести себя в надлежащий их должности вид.
Разумеется, никто тебе не запрещает поехать на экскурсии — смотреть город и страну, в которой ты оказалась. Но тогда эти экскурсии будут в ущерб твоему отдыху, и на следующий день в долгом перелёте ты будешь «никакая». Как говорит девушкам начальство: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать в своё удовольствие».
- Отсутствие тёплых человеческих отношений в экипаже, высокомерное отношение пилотов
«Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Крупная авиакомпания, огромный штат сотрудников, более двадцати рейсов в одном направлении в день — невелика вероятность, что попадёшь в один самолёт с тем, с кем летала недавно», — рассказывает современная российская стюардесса.
Пилоты, как правило, относятся к стюардессам с высокомерием, как к девчонкам на побегушках. «Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты — редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, то договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила».
Пилотов в экипаже двое — командир и второй пилот. Стюардессам, кроме основных должностных обязанностей, нужно периодически заходить в кабину пилотов — проверять, чтобы те случайно не заснули. А если один из них отлучается в туалет – сидеть в это время на его месте, караулить второго пилота.
То, что экипажи и бригады меняются почти каждый каждый рейс – это не всегда бывает именно минусом. Порой получается наоборот: что это как раз плюс. Например, когда повздоришь с кем-нибудь в рейсе, а потом только через полгода вы повстречаетесь и — уже забыли о том, что когда-то поссорились.
- Полное бесправие по отношению к пассажирам. «Клиент всегда прав». И точка.
Отношение к стюардессам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Никто никого не держит — на одну вакансию всегда в очереди десятки претенденток. Если пассажир пишет жалобу, то в 90% случаев будешь виновата ты.
В авиакомпании работает целый отдел, который разбирает жалобы, обзванивает пассажиров — вежливо спрашивают, уточняют… Всё для клиента! Если решат, что ты виновата (а это бывает в 9 из 10 случаев) – применят к тебе санкции: урежут зарплату сразу на полгода, либо будешь летать только по России, и долго работать только на самых незавидных рейсах.
Более того: любая жалоба в интернете, любой неосторожный комментарий в соцсети с недовольством начальством или авиакомпанией в целом — может навлечь на тебя подобные санкции.
Разумеется, большинство пассажиров – это адекватные и вменяемые люди. Но среди них регулярно попадаются и полные моральные уроды, с непомерно раздутым гонором и желанием кого-то унижать. А ты не можешь ему ответить грубостью на грубость, иначе потеряешь работу. Должна проглатывать все обиды и унижения, и продолжать угождать неприятному типу.
Как правило, стюардесс заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в «бизнес-отделении». Если таких нет (кроме старшей стюардессы), то выбирают по стажу работы, или добровольцев — далеко не всем нравится работать в «бизнесе». Именно по причине, указанной выше.
Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что Вы будете?» Поэтому, идя в «бизнес», ты должна быть готова гнуть спину и заискивать перед кем-то. Это неприятно, и официально не обязательно, но авиакомпанией — рекомендовано. Дескать, более обеспеченные пассажиры пассажиры требуют к себе особенного отношения.
- Наплевательское отношение начальства к здоровью стюардесс. Профессиональная болезнь: варикозное расширение вен
При трудоустройстве девушки проходят серьёзнейшую медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем становится наплевать на наше здоровье. Например, считается, что перелёт через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит: могут поставить четыре Нью-Йорка подряд, без права отказаться, если не хочешь потерять эту работу.
Когда перелёт долгий, пилоты по очереди ходят поспать или подремать в «бизнес-класс» — для этого выделяются специальные места. Стюардессы же работают без отдыха. Правда, в десятичасовых рейсах у них есть два места в конце «эконома». Однако, учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого. Поэтому никто этим правом не пользуется.
Работа в небе не проходит бесследно: из-за постоянного шума ухудшается слух, ночные перелеты и частая смена часовых поясов приводят к нарушениям сна и депрессиям, физические нагрузки — к проблемам с суставами, давлением и сердцем.
Между прочим, тележка, которую девушки так изящно двигают по проходу, весит 100–140 кг.
Самое распространенное профессиональное заболевание — варикозное расширение вен: весь полет стюардессы проводят на ногах. А с воздействием ионизирующего излучения, которое на высоте заметно жестче, чем на земной поверхности, медики связывают повышенный риск возникновения онкологий.
- Отсутствие планов, нормальной личной жизни, частые случаи одиночества
С ненормированным рабочим днем жизнь становится непредсказуемой и превращается в хронический стресс: график полетов меняется каждый месяц, в экстренных случаях на работу могут вызвать в любое время дня и ночи.
То же самое касается отдыха и путешествий в перерывах между полётами — даже если бортпроводников отпускают на пару дней, ситуация может измениться, и возвращаться на борт самолета придется через несколько часов.
Некоторые авиакомпании по-прежнему принимают на работу только незамужних и не имеющих детей женщин. Из-за ненормированного графика на знакомства, романы и семейную жизнь у них не остается ни времени, ни сил. Перерывов между рейсами хватает только на то, чтобы выспаться, отдохнуть, прийти в себя. А на работе обычно не до флирта.
Правда, есть и редкие (но меткие) исключения: российская стюардесса Ирина Маландина познакомилась на борту самолёта со своим будущим мужем — Романом Абрамовичем, одним из богатейших людей планеты. А её голландская коллега Анита ван Лерссел — с премьер-министром Австралии Пол Киттингом.
Также, на стюардессах женились актёр Роберт де Ниро, тенор Хосе Каррерас, миллионеры Генри Форд, Леонард Маршалл, главы Греции Андреас Папандреу, Исландии Стейнгримюр Херманнссон, Ирака Саддам Хусейн, Брунея Хассан Болкиах. Правда, последние двое, как истинные султаны, сделали стюардесс уже не первыми своими жёнами. Да и у остальных – бортпроводницы вовсе не были единственными спутницами жизни.
«В свои 23 года выглядела лет на 17. А бортпроводница по стандартам должна быть ростом не меньше 155 см. Маландина едва вписалась в норматив. Но при этом казалась миниатюрной красавицей: огромные синие глаза, аккуратненький носик, чувственные губки», — вспоминала об Ирине её коллега по цеху Лариса Курбатова.
Бурный роман с симпатичной бортпроводницей свел на нет первый брак Абрамовича с Ольгой Лысовой и в одно мгновение превратил Маландину в жену мультимиллиардера. За 16 лет брака она родила Абрамовичу пятерых (!) детей, потом развелась, стала вести закрытый образ жизни и ударилась в религию.
Но довольно о минусах, теперь поговорим о плюсах данной профессии
Плюсы профессии «стюардесса»
- Достойный уровень заработной платы. Скидки на авиабилеты для тебя и твоей семьи
Зарплата стюардессы зависит от ее опыта работы в этой сфере. Начинающие стюардессы обычно получают меньше опытных бортпроводников. Со временем и набором опыта зарплата может увеличиваться. Дальние и международные рейсы приносят более высокую зарплату для стюардесс, поскольку они требуют больше времени и усилий. В любом случае, она всегда выше средней зарплаты обычных «земных» работниц.
Помимо основной зарплаты, стюардессы часто имеют право на различные премии и льготы. Например, авиакомпании могут предоставлять бесплатные или скидочные авиабилеты для сотрудников и их семей. Кроме того, стюардессы могут получать дополнительные премии за сверхурочную работу или выполнение особо сложных задач на борту.
- Хорошая социальная защищённость. Пенсия в 45 лет! Частые медосмотры, позволяющие вовремя выявить любое заболевание и принять меры
Существенным плюсом являются полное медицинское страхование (возможность лечиться, в том числе и у стоматологов, за счёт авиакомпании) и корпоративные пенсионные программы, которые могут предлагаться авиакомпаниями для своих сотрудников.
Каждые полгода — медосмотр, каждые один или два года (где как, в разных авиакомпаниях по-разному) – тщательное полное обследование, только после которого тебя допускают на ВЛЭК (врачебно-лётную экспертную комиссию).
Пенсия стюардессам назначается уже в 45 лет, когда женщина ещё полна сил и переживает «второе дыхание» своей молодости. Неудивительно, что многие продолжают работать и после выхода на пенсию. Те же, кому надоело – меняют сферу деятельности. За годы работы стюардессой они хорошо поднаторели в английском и стали очень хорошими психологами, умеющими быстро разбираться в людях и их психических реакциях.
- Колоссальный опыт общения с разными людьми, делающий тебя психологом. Возможность хорошо освоить иностранный язык
Общение с разными людьми, с разными, подчеркиваем, — это не только стресс, но и незаменимый опыт, в результате которого женщина становится почти профессиональным психологом.
Кроме того, если она стремилась вырасти в этой профессии, прилежно изучала английский язык и не упускала возможностей попрактиковаться в нём, — становится экспертом ещё и по иностранному языку. Это хорошие, жизненно востребованные умения и навыки.
- Возможность путешествовать, открывать для себя новые страны, получать новые впечатления
Несмотря на то, что большую часть жизни стюардессы занимает работа и необходимое восстановление после неё (как мы отметили в предыдущем разделе), при желании можно и нужно выкраивать время для новых открытий и впечатлений. Трудно представить работу, более располагающую к этому, и более благоприятную для этого.
Работать стюардессой можно без высшего образования, но многие специалисты в этой сфере все же оканчивают высшие учебные заведения, чтобы летать в международные рейсы. Для этого они поступают на специальность «Сервис на транспорте». Но те, у кого есть высшее образование, не всегда имеют преимущество перед потенциальными работниками, окончившими специализированные курсы.
Путь в данную профессию
Пройти курсы бортпроводника можно как бесплатно, так и платно. В первом случае обучение оплачивает авиакомпания, если видит в будущем работнике потенциальную пользу для себя. Записаться на такие курсы можно в той авиакомпании, где прошла собеседование и в будущем будешь работать.
При обучении в авиакомпании будущие стюардессы заключают договор на определенное количество лет, которое они должны отработать после получения специализированного сертификата. Если за это время они захотят прервать трудовой договор, им придется возместить авиакомпании полную стоимость обучения.
Другой вариант – выбрать курсы при различных колледжах, вузах, учебно-тренировочных центрах аэропортов. Заплатив за них и будущий сертификат стюардессы свои собственные деньги. Все эти учебные заведения не помогают с трудоустройством после окончания обучения – выпускницы сами ищут подходящие для них авиакомпании и устраиваются туда.
Курсы длятся месяц, или чуть больше (полтора месяца, реже два). На них принимают только девушек от 18 лет, хорошо знающих английский язык.
Будущие стюардессы не только проходят все основные предметы и сдают по ним экзамены, но и углубленно изучают психологический фактор – то, как взаимодействовать с человеком в разных типичных ситуациях, возникающих на борту самолёта, как быстро и безошибочно распознавать его психические реакции, и так далее.
После обучения «курсистки» отправляются на 30-часовую стажировку-практику в авиакомпанию.
Востребованность и перспективы
Отбор на должность стюардессы довольно сложный, поэтому вакантные места и самые благоприятные рейсы в авиакомпаниях получают самые лучшие. С другой стороны, и потребность в бортпроводниках есть всегда, и она стабильно велика – ведь каждый день совершаются тысячи рейсов, на каждом из которых занято по несколько стюардесс и стюардов.
Играет роль и тот факт, что в этой профессии не задерживаются до обычного пенсионного возраста: в 45 лет уходят на пенсию и находят другой вид деятельности. Редко кто работает дальше – лет до 50-ти.
Карьера бортпроводницы начинается вовсе не с международных рейсов. После обучения стюардессам присваивается 3-й класс – самая низкая категория. На этом этапе они работают на коротких внутренних рейсах и обслуживают эконом-класс.
Категории бортпроводников повышаются по мере увеличения часов налёта. Чем выше класс, тем больше заработная плата и возможности.
К международным рейсам допускаются стюардессы и стюарды 2-го класса, с очень хорошим, подтверждённым знанием английского языка. Чтобы расширить географию полётов, нужно сдать дополнительные экзамены.
***
В России конкуренция в данной отрасли немалая, и у нас требования к внешним данным, возрасту и весу зачастую перевешивают важность опыта и знаний. Чего нельзя сказать про Европу. Наши авиакомпании хотят, чтобы у них работали только молодые и красивые девушки.
В современной России не раз случались скандалы, и даже были одиночные пикеты – стюардесс увольняли «из-за несоответствия предъявляемым требованиям к внешним стандартам компании». Естественно, что многие грубо уволенные возрастные женщины остались этим недовольны, посчитав, что их выгнали, не дав доработать до пенсии, ради приёма на работу девушек молодых да смазливых. Но ничего не добились: никто их на работе не восстановил.
Так что, работа стюардессы трудная и неоднозначная. Но, если пришла в эту профессию и почувствовала, что это твоё – то, без сомнений — это будут самые лучшие годы твоей жизни!
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Кадетское училище для девочек
- Работа риэлтором плюсы и минусы
- Профессия бухгалтер: описание профессии для детей
- ВУЗы Казани с бюджетными местами
- Плюсы и минусы профессии ветеринара
- Профессии, связанные с творчеством
- Плюсы и минусы профессии следователь
- Плюсы и минусы профессии журналиста
- Плюсы и минусы профессии парикмахер
- Профессии, связанные с литературой
- ВУЗы Москвы с военной кафедрой: 2021, список
- Кадетское училище после 5 класса для мальчиков
- Профессии, связанные с сельским хозяйством
- Профессии, связанные с биологией
- Особенности профессии адвоката