Викторина по русскому языку, 5 класс, с ответами
Целью данного мероприятия является обобщение и систематизация изученного материала в рамках школьной программы 5 класса. В задачи викторины включены следующие аспекты:
- Образовательный. Сюда входит проверка овладения программным материалом учащихся 5-х классов и закрепление имеющихся знаний по пройденным темам.
- Развивающий. Предполагает тренировку памяти, образного и логического мышления. Повышает интерес к познанию русского языка, способствует расширению кругозора, расширению словарного запаса.
- Воспитательный. Комплекс подобных мероприятий взращивает в детях любовь к русскому языку, воспитывает навык командной работы, прививает уважение к родному языку, воспитывает культуру общения.
Чтобы обучающий процесс шел интереснее и эффективнее, ученикам предлагаются разного типа задания (тесты, открытые вопросы, схемы, задачки на смекалку и многое другое), распределенные в группы в соответствии с разделами языкознания: фонетика, лексика, грамматика. Также в качестве разминки в начале викторины предлагается проверить себя общими несложными вопросами по теме русского языка.
§ Ход викторины по русскому языку для 5 класса
Сначала учитель обращается к участникам мероприятия со вступительным словом. Предлагаем примерный вариант:
«Приветствуем наших участников. Сегодня нас ждет урок-викторина по русскому языку. Правила игры следующие:
- соблюдаем порядок, не шумим;
- ответы озвучиваем только поднимая руку (не кричите с места — баллы не засчитаются, даже если ваш вариант окажется верным);
- право последнего слова – за капитаном команды;
- все участники получают награды (например, блокноты, ручки и т.д.);
- ученики, состоящие в команде победителей, получают «пятерки» за урок;
- участники команды, занявшей второе место, получают «четверки».
Итак, ученики должны разделиться на две (или три) команды, выбрать капитана и придумать название. Желательно, чтобы последнее имело отношение к русскому языку. Определить, кто будет капитаном, можно по ответам на такие вопросы-шарады:
- Первый слог – нота и второй слог – нота, вместе обозначают меру расстояния (ми-ля).
- Первый слог – пристав или предлог, второй обозначает музыкальный жанр, вместе – синоним обещания (за-рок).
- Первый слог – противительный союз, второй слог – личное местоимение, вместе обозначают систему музыкальных обозначений (но-ты).
Также выбираются ведущие и помощники, которые вместе с учителем проводят мероприятие. В качестве ведущих могут быть приглашены ученики старших классов. Роль ведущих и преподавателя – задавать вопросы, принимать и проверять ответы, начислять очки игрокам. Задача помощников – подсчитывать баллы, набранные командами в ходе викторины, и подводить итоги вместе с ведущими.
Чтобы определить, какая из команд будет первой получать задания, предлагаем вам ответить на вопрос:
В каком слове сто отрицаний?
Подсказка: это глагол.
Ответ: Стонет.
Итак, мы определили очередность ответов. Теперь можем приступать непосредственно к нашей викторине. Сегодня вы проверите свои силы в знании родного языка и владении им».
§ Блок первый «Разминка»
Здесь мы предлагаем нашим участникам ответить на 20 простых вопросов по теме русского языка. Ведущие по очереди задают вопросы командам. За каждый правильный ответ группе игроков, давшей его, начисляется один балл.
✍Задание к первому блоку «Разминка»
1. В каком слове сто согласных?
Ответ: Стол, стоп, стон, сток, стог (любой из этих вариантов подойдет в качестве ответа).
2. В это слове сорок гласных.
Ответ: Сорока.
3. За чем (зачем) вода в стакане?
Ответ: За стеклом.
4. Может ли курица назвать себя птицей?
Ответ: Нет, она не умеет говорить.
5. За что ученика выгнали из класса?
Ответ: За дверь.
6. На этих полях трава не растет.
Ответ: Поля тетради, поля шляпы.
7. Их можно приготовить, но съесть не получится.
Ответ: Уроки.
8. Одновременно может ходить и сидеть.
Ответ: Шахматист.
9. Как можно перечислить пять дней, не называя чисел названий дней недели?
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
10. Чем оканчивается день и ночь?
Ответ: мягким знаком.
11. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоемов, в маленького зверька?
Ответ: Берем слово «камыш» и меняем в нем слог ка- и слог -мыш местами, получаем слово «мышка».
12. В этом числительном содержится приказ.
Ответ: Три.
13. Его могут вешать, задирать, совать, оставаться с ним. О чем идет речь?
Ответ: Нос.
14. Какое местоимение превратится в союз, если прочитать его справа налево?
Ответ: Он – Но.
15. Чем заканчивается лето и начинается осень?
Ответ: Буквой «О».
16. Какой алфавит состоит из шести букв?
Ответ: Азбука.
17. Можно ли назвать слова «индус» и «индеец» синонимами? Если нет, то какова разница в значении между этими словами?
Ответ: Индус – житель Индии, а индеец – представитель коренного народа Америки.
18. Это местоимение женского рода со временем превратилось в существительное, обозначающее результат состязаний.
Ответ: Ничья.
19. В слове «мягкий» буква «г» звучит как «х». Назовите еще два слова, которые обладают такой же особенностью.
Ответ: Легкий, Бог.
20. Если за этот согласный звук спрятать другой согласный звук, получится одномоментный выстрел из нескольких орудий.
Ответ: Залп.
§ Блок второй «Фонетика»
В этом разделе мы проверим ваши знания в области фонетики – науки, которая изучает звуки и их взаимодействие друг с другом.
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
✍ Задания ко второму блоку «Фонетика»
1. Замените в следующих словах один согласный звук так, чтобы получилось новое слово:
1) двери, 2) крыса, 3) лайка, 4) карта, 5) дуб, 6) грач, 7) плот, 8) голос, 9) поток, 10) сон.
Ответ: 1) Звери, 2) крыша, 3) майка (гайка, шайка, марка), 4) парта (карма), 5) куб (зуб), 6) врач (град), 7) плод, 8) колос (полос, голод), 9) лоток (порок, моток), 10) сок (сор, кон, фон, тон).
2. Анаграммы и шарады.
Анаграмма – это новое слово, которое получается в результате перестановки букв и/или слогов в другом слове.Шарада представляет собой загадку, в которой спрятанное слово делится на слоги. Каждый из них в отдельности имеет самостоятельное лексическое значение, подлежащее отгадыванию. Главная задача заключается в том, чтобы выяснить, какое основное слово (состоящее из зашифрованных в слогах слов), было изначально загадано.
Решите анаграммы:
1) Приспособление, который подает воду. Но если в этом слове переставить буквы, то получится дерево, которое часто встречается в наших лесах.
Ответ: Насос – сосна.
2) Часалток, ером, адрипима, ашадар, дорипар, соквот, ялерето, кречоп, шольда, данви.
Ответ: Ласточка, море, пирамида, шарада, природа, восток, лотерея, почерк, лошадь, диван.
3) В одном составе эти буквы звучат ударом топора о полено, в другом – означают угол, в третьем – украшение, в четвертом – шута.
Ответ: Колун – уклон – кулон – клоун.
4) Ею можно валить деревья, но если в слове поменять местами буквы, то получиться дерево, которое нередко встречается в наших парках.
Ответ: Пила – липа.
5) С одной стороны – рыба, а с другой – сквер, только немного иначе.
Ответ: Карп – парк.
6) Одно слово – стеклянная тара, другое – дикий зверь, чей ближайший собрат – домашняя свинья.
Ответ: Банка – кабан.
7) Его мы говорим таксисту, а если буквы поменять местами, то получится день недели или часть пространства (синоним – область, место, ареал).
Ответ: Адрес — среда.
8) У животных это порода, а у растений …?
Если переставить буквы в этом слове местами, то получится туловище человека.
А если еще раз перетасовать буквы, мы получим то, что делают растения (а также грибы) всю жизнь, в отличие от других существ.
Если сделать еще одну перестановку, то увидим канат или толстую веревку.
Ответ: Сорт — торс – рост — трос.
9) Переставьте в слове «обезьянство» буквы так, чтобы получилась фобия.
Ответ: Светобоязнь.
10) Если в «древесине» изменить порядок букв, то получим «серединку».
Ответ: Сердцевина.
11) Перетасуйте буквы в слове «антиквар» так, чтобы оно превратилось в часть растения.
Ответ: Травинка.
Разгадайте шараду:
1) Первый слог – предлог, а второй и третий вместе – это место, где мы проводим все лето. Если соединить все части, то получится то, над чем мы сейчас задумались.
Ответ: За-дача.
2) Целое слово соединяет города, деревни и села. Первый слог ищите в нотном стане, второй и третий вы увидите у некоторых животных на голове.
Ответ: До-рога.
3) Три первых буквы дымкой в воздухе витают, а две другие на лице мужском бывают.
Ответ: Пар-ус.
4) Первый слог – легко найти среди нот, а второй ушел не дальше.
Ответ: Фа-соль.
5) Изменчивая «дама»: иногда пригревает, а порой холодна. Первый слог ее – предлог или приставка. Слог второй и третий вместе – мера времени для всех одна.
Ответ: По-года.
6) Первая часть на концерте звучит, а вторая в летнюю пору летает, лошадей, коров кусает. В целом – водят их на праздник, распевая песни, веселясь и развлекаясь вместе.
Ответ: Хор-овод.
7) Первый слог выметают из дома каждый день, второй – несет воды вдоль берегов, а целое – не что иное, как всем известная нам птица.
Ответ: Сор-ока.
8) Начало вы ищите на лице, вторую часть букварь подскажет, а третьей зазывают стадо. Все вместе соберите и зверя крупного средь Африки найдите.
Ответ: Нос-о-рог.
9) Началом мы зверушку призываем, концовку без труда в лесу встречаем, а целое мы с детства пьем.
Ответ: Кис-ель.
10) Мой первый слог – предлог, второй – у зверя есть, а в целом – лучше к ней не подходить, ведь можно сгинуть навсегда в том месте, где не видно дна.
Ответ: Про-пасть.
Ответ: Про-хвост.
§ Блок третий «Орфоэпия»
В этом разделе мы проверим ваши знания в той области языкознания, которая изучает правильно произношение и ударение в словах.
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
✍ Задания к третьему блоку «Орфоэпия»
1. Прочитать вслух ряд слов, соблюдая орфоэпические нормы. Список предлагаемых для проверки знаний слов каждая команда получают от ведущего.
Список для первой команды:
1) Жерло (вулкана), 2) (срочный) про[е/э]кт, 3) (горячая) яи[чн/шн]инца, 4) сливовый (пирог), 5) написал (отзыв), 6) грушевый (сок), 7) (бедные) сироты, 8) новорожд[е/ё]нный (малыш), 9) (яркая) танцовщица, 10) (назначена) флюорография, 11) (способен к) рефлексии,12) (в период) отрочества, 13) кровоточащий (укус), 14) кухонный (стол), 15) (мне) завидно, 16) (финансовое) обеспечение, 17) вручит (награду), 18) (вкусные) торты, 19) краны (закрыты), 20) (стал) красивее, 21) позвонят (завтра), 22) мельком (глянул), 23) откупорить (бутылку), 24) ходатайствовать (судье), 25) (крепко) обнял, 26) тотчас, 27) граффити, 28) вручит, 29) аэропорты, 30) каталог.
Ответ: 1) ЖерлО, 2) про[е]кт, 3) яи[шн]инца, 4) слИвовый, 5) Отзыв, 6) грУшевый, 7) сирОты, 8) новорождЁнный, 9) танцОвщица, 10) флюорографИя, 11) рефлЕксия,12) Отрочество, 13) кровоточАщий, 14) кУхонный, 15) завИдно, 16) обеспЕчение, 17) вручИт, 18) тОрты, 19) крАны, 20) красИвее, 21) звонЯт, 22) мЕльком, 23) откУпорить, 24) ходАтайствовать, 25) Обнял, 26) тОтчас, 27) граффИти, 28) вручИт, 29) аэропОрты, 30) каталОг.
Список для второй команды:
1) Сосредоточение (сил), 2) пломбировать (зубы), 3) дозировать (время), 4) (бросил в) мусоропровод, 5) (христианское) вероисповедание, 6) (громко) кашлянул, 7) отзыв (посла из страны), 8) сверлит (стену), 9) донельзя (надоел), 10) облегчит (подготовку), 11) опошлить (идею), 12) дешевизна (товара), 13) черпать (знания), 14) (установили) скворе[шн/чн]ик, 15) (прошли) квартал, 16) (ушла) без шарфа, 17) (много) туфлей, 18) (белые) банты, 19) (подписали) договор, 20) (умелый) столяр, 21) (любит) баловать, 22) (спелая) св[е/ё]кла, 23) красивейший (фейерверк), 24) (один) километр, 25) (посетили) диспансер, 26) не ров[ё/е]н час, 27) (не достает до) локтя, 28) (пара) обнялась, 29) жалюзи (раскрыты), 30) (дом) накренился.
Ответ: 1) СосредотОчение (сил), 2) пломбировАть (зубы), 3) дозИровать (время), 4) мусоропровОд, 5) вероисповЕдание, 6) кАшлянул, 7) отзЫв (из страны), 8) сверлИт (стену), 9) донЕльзя (устал), 10) облегчИт (подготовку), 11) опОшлить (идею), 12) дешевИзна (товара), 13) чЕрпать (знания), 14) скворе[шн]ик, 15) квартАл, 16) шАрфы, 17) без тУфлей, 18) бАнты, 19) звонИт, 20) столЯр, 21) баловАть, 22) свЁкла, 23) красИвейший, 24) киломЕтр, 25) диспансЕр, 26) не ровЁн час, 27) лОктя, 28) обнялАсь, 29) жалюзИ, 30) накренИлся.
Задание со звездочкой для обеих команд
Как правильно говорить: прИбылА и прИбылИ?
Каждая команда предлагает свой вариант ответа, затем, если ответ по обоим словам дан верно, игрокам начисляется два балла. Если ответ частично верен, то засчитывается один бал.
Ответ: прибылА, но прИбыли.
2. Поставьте перечисленные ниже слова в форму множественного числе и укажите ударения в окончаниях полученных существительных множественного числа.
Список слов для первой команды: 1) крем, 2) директор, 3) цех, 4) текст, 5) корпус, 6) кабель, 7) фильтр, 8) вектор, 9) паспорт, 10) возраст, 11) диспетчер, 12) бухгалтер, 13) тон.
Ответ: 1) крЕмы, 2) директорА, 3) цЕхи, 4) тЕксты (текстА – жаргонная форма, которую словари не приемлют), 5) корпуса или кОрпусы — в зависимости от контекста (в значении «туловище, оболочка, совокупность чего-либо» говорим «корпусЫ», но если речь идет о зданиях, то произносим «корпусА»), 6) кАбели, 7) фИльтры, 8) вЕкторы, 9) паспортА, 10) вОзрасты, 11) диспЕтчеры, 12) бухгАлтеры, 13) тон – зависит от значения (если говорится о звуке, то ударение в слове падает на «о» – тОны, а если подразумевается оттенок цвета, то пишется и говорится — тонА).
Список слов для второй команды: 1) адрес, 2) договор, 3) тенор, 4) провод, 5) козырь, 6) лагерь, 7) отпуск, 8) повар, 9) кузов, 10) снайпер, 11) пропуск, 12) окорок, 13) округ.
Ответ: 1) адресА, 2) договорЫ, 3) тенорА, 4) проводА (прОводы – совсем другое слово с иным значением), 5) кОзыри, 6) лАгери или лагерЯ (зависит от значения – детские лагерЯ, но если речь идет об общественно-политической группировке или течении, то пишется и говорится «лагерИ»), 7) отпускА, 8) поварА, 9) кузовА (допускается также «кУзовы»), 10) снАйперы, 11) пропускА или прОпуски – зависит от значения (если имеется в виду документ, дающий право куда-то пройти, то правильно говорить и писать «пропускА», но если речь идет о пропуске занятий, то употребляется «прОпуски»), 12) окорокА, 13) округА.
§ Блок четвертый «Морфемика и словообразование»
Морфемика представляет собой раздел лингвистики, который изучает минимально значимые единицы языка – морфемы: их состав, значения, типы. В морфемике изучается морфемный состав слов, то есть его составные части: корни, приставки, суффиксы, окончания, основы.
Что касается словообразования, то это раздел науки о языке, который изучает, от чего и с помощью чего появляются слова.
✍ Задания к четвертому блоку «Морфемика и словообразование»
1. Каждой команде выдается лист бумаги с заданием, где игроки должны написать ответы. За каждое правильно составленное слово начисляется один балл.
Соберите слова, морфемы которых затаились в других словах:
1) Приставка скрылась в слове «переход». Корень вы найдете в слове «поселок». Суффикс прячется в слове «свечение». Окончание увидите в слове «тебе».
Ответ: Переселение.
2) Корень – в слове «брошка». Суффикс – в слове «вещественный». Окончание – в слове «худые».
Ответ: Брошенные.
3) Корень – в слове «яма». Суффикс – в слове «барабанщик».
Ответ: Ямщик.
4) Приставка скрыта в слове «потоп». Корень – в слове «открытка». Суффикс – в слове «ползти». Окончание – в слове «море».
Ответ: Покрытие.
2. Найдите в списке слов в каждой строчке одно лишнее, которое не является однокоренным по отношению к остальным. За каждое правильно выбранное слово начисляется один балл. Задания записываются на листах, которые раздаются участникам. Там же игроки отмечают свои ответы.
1) Морской, моряк, морок, приморский.
Ответ: Морок. Все остальные слова имеют отношение к слову «море», а «морок» – это мрак, марево, мгла, туман; искажение восприятия.
2) Горчица, горец, горе, горбатый.
Ответ: Нет лишнего, так как все представленные слова относятся к разным однокоренным словам. Например: горчица – горчичный, горец – горный – гора, горе – горевать – огорчение, горбатый – горб.
3) Водный, водопад, водопровод, заводь.
Ответ: Нет лишнего, так как все слова однокоренные, связанные со словом «вода».
4) Друг, дружба, подруга, вдруг.
Ответ: Вдруг. Все остальные слова относятся к слову «друг».
5) Желток, желтуха, желтизна, желатин.
Ответ: Желатин. Это слово означает бесцветный порошок без вкуса и запаха, в то время как «желтизна» связана с желтым цветом.
6) Ведать, вестник, провести, разведка.
Ответ: Провести. Это слово связано с такими, как: проводить, водитель. Остальные имеют отношение к словам, обозначающим «весть» (сведения, информация).
7) Поднос, переносица, занос, носик.
Ответ: Занос. Это слово связано с такими, как: носить, занесло, перенос, носитель, нести. Все остальные имеют отношение к слову «нос».
8) Белка, белок, белянка, побелка.
Ответ: Нет лишнего, так как все слова имеют разные смысловые корни: белка – белочка, бельчонок (животное), белок – белковый (органическое вещество), белянка (бабочка), побелка – белый – белить (все образованы от слова «белый», который означает цвет).
9) Проводница, завод, водитель, хоровод.
Ответ: Завод. Остальные слова относятся к слову «водить», «вести», а «завод» является к однокоренным словам: «заводить», «заводской», «заводчанин», «заводить» (например, часы или другой механизм).
10) Местность, место, покамест, месторождение.
Ответ: Покамест.
§ Блок пятый «Лексика и фразеология»
Лексика – это раздел языкознания, который изучает слово и его лексическое значение. В этом блоке рассматриваются однозначность и многозначность слов, смысловое содержание слов, омонимы, антонимы, синонимы.
Синонимы – слова, которые одинаковы по смыслу, но разные по написанию. Например: быстрый – шустрый — скоростной.
Антонимы – слова, значения которых противоположны друг другу. Например: большой – маленький, высокий – низкий, веселый – грустный.
Омонимы – слова, которые звучат или пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные смыслы, никак не связанные друг с другом.
Многозначные слова – такие слова, которые имеют несколько значений, связанных общим понятием или идеей. Чтобы отличить многозначность от омонимии, можно прибегнуть к синонимам: каждому значению омонима подобрать свои синонимы, и если они будут существенно различаться, то перед нами омонимы.
Фразеология изучает устойчивые сочетания слов. К фразеологизмам, к примеру, можно отнести следующие выражения: как две капли воды, зарубить себе на носу, проще пареной репы, делить шкуру неубитого медведя.
✍ Задания к пятому блоку «Лексика и фразеология»
1. Найдите в представленном ниже тексте синонимы и выпишите их. За каждое правильное слово засчитывается один балл.
С вершины утеса открывался чудесный вид. Мы смотрели во все глаза, как мощный речной поток несется мимо деревенских домишек, бескрайних полей, лесных массивов и бесконечных холмов. Каждый из нас, затаив дыхание, созерцал эту невероятную красоту, сотворенную матушкой-природой. Взирали мы на этот пейзаж очень долго, словно видели подобное первый и последний раз в своей жизни.
Ответ: смотрели, созерцал, взирали, видели.
2. Подберите синонимы к этим словам: 1) старт, 2) невысокий, 3) много, 4) найти, 5) подсмотреть, 6) встали, 7) проснулась, 8) лес, 9) знаменитость, 10) открылся.
За каждое правильное слово засчитывается один балл.
Ответ: 1) начало, 2) низкий, 3) немало, 4) отыскать, 5) подглядеть, 6) поднялись, 7) пробудилась, 8) бор, 9) звезда, 10) отворился.
3. Подберите к словам антонимы: 1) впереди, 2) горячий, 3) далекий, 4) поднять, 5) тишина, 6) черный, 7) прошлое, 8) трус, 9) север, 10) купил.
За каждое правильное слово засчитывается один балл.
Ответ: 1) сзади (позади), 2) холодный, 3) близкий, 4) опустить, 5) шум, 6) белый, 7) будущее, 8) храбрец, 9) юг, 10) продал.
4. Подберите к перечисленным ниже словам антоним и синоним: 1) мягкий, 2) безжалостный, 3) серьезный, 4) развитие, 5) правда, 6) взлетает, 7) разрушитель, 8) грустный, 9) полезный, 10) небо.
Ответ: 1) жесткий – податливый, 2) милосердный – беспощадный, 3) легкомысленный – основательный (солидный), 4) регресс (деградация) – прогресс (рост), 5) ложь – истина, 6) садится – взмывает, 7) созидатель – сокрушитель (крушитель), 8) веселый (радостный) – печальный, 9) вредный – благотворный, 10) земля – твердь (небосвод, поднебесье).
5. Найдите в представленных ниже словосочетаниях омонимы и определите их вид. За каждое правильное слово засчитывается один балл.
Существует четыре типа омонимии:
- Лексические (полные) омонимы – одинаковые части речи, звучание, написание и грамматическая форма, но значение разное. Например: фрукт гранат и камень гранат.
- Фонетические омонимы (омофоны) – по-разному пишутся, одинаково произносятся (в силу оглушения/озвончения звуков или за счет редукции), имеют разное значение. Например: балл, который получают за учебу, и бал, на котором танцуют.
- Грамматические омонимы (омоформы) – разные по смыслу слова, но звучащие и пишущиеся одинаково в отдельных грамматических формах. Например: мой (притяжательное местоимение) телефон и мой (глагол повелительного наклонения) руки.
- Графические омонимы (омографы) – обозначают разные вещи, пишутся одинаково, но по-разному произносятся за счет различия в ударении. Например: рыжие бЕлки и белкИ глаз.
Фонетические, грамматические и графические омонимы называются неполными.
Осталась я дома одна. Решила приготовить овощи на пару и немного прибраться. Начала с уборки. Мою я, значит, окно. И тут ветер как подует, и тетрадь мою с домашней работой по литературе уносит прямо во двор. А ведь в ней был стих – целая поэма на тему человеческих пороков моего собственного сочинения! Как же не хотелось переделывать все с самого начала! Я бегом к двери, через порог и на улицу. Ветер к тому моменту совсем стих, как будто был вовсе ни при чем. Смотрю по сторонам и вижу – тетрадка лежит на крыше дома соседнего участка. Пришлось лезть по сточной трубе наверх. К счастью, на пару этажей махнуть для меня не проблема – и это вовсе не лесть. Не зря ведь из всего нашего класса я быстрее всех забираюсь по канату. И вот — драгоценная тетрадка у меня в руках. Теперь можно возвращаться к себе, заканчивать с уборкой и начинать готовить любимое блюдо по рецепту высшего класса.
Ответ: Дома (наречие) – дома (существительное) – омоформы, на парУ – на пАру – омографы (различаются ударениями), началА (глагол) – начАла (существительное) – омографы (разные ударения; формы тоже разные, но к омоформам не отнести, так как в последнем случае ударения должны совпадать), мОю (глагол) – моЮ (местоимение) – омографы (разница в ударении), стих (существительное) – стих (глагол) – омоформы (совпадение по звучанию и написанию в определенных грамматических формах), пороков (порок) – порог – омофоны (звучат одинаково, но пишутся по-разному), лезть (глагол) – лесть (существительное) – омофоны (аналогично предыдущему, при этом еще и разные части речи, но к омоформам не отнести, так как в последнем случае и звучание, и написание должны совпадать), класса – класса (полные омонимы — звучание, написание и грамматическая форма совпадают).
6. Подберите ко всем перечисленным ниже словам (в составе словосочетаний) омонимы (если это возможно), объясните их значение. За каждое придуманное слово начисляется один балл.
1) Одолела напасть, 2) несла крынку молока, 3) напали всей своей осиной армией, 4) попугай его, 5) платье из атлАса, 6) случилась проволОчка, 7) небо стало голубей, 8) сломанный лук, 9) замерзший пруд, 10) деревянный плот.
Ответ: 1) Одолела напасть (неприятность) — решили напасть (атаковать) – надели намордник на пасть (на морду), 2) несла крынку (глиняный горшок) молока — шла к рынку (место торговли), 3) напали всей своей осиной армией (армией ос) — замахнулся осиной (в этом контексте бревно, толстая ветка, ствол), 4) попугай (немного напугай – призыв к действию) его — зеленый попугай (птица), 5) платье из атлАса (ткань) — раскрасили Атлас (сборник географических карт), 6) случилась проволОчка (волокита, промедление) — не хватало одной прОволочки (металлическая нить), 7) небо стало голубей (более ясное, чистое, голубое) — на крыше много голубей (птицы), 8) сломанный лук (орудие стрельбы) — зеленый лук (овощ) – пришли на луг (участок земли, поросший травой, поляна), 9) замерзший пруд (водоем) — березовый прут (ветка), 10) деревянный плот (плавательное средство) — спелый плод (фрукт).
7. Определите, где представлены омонимы, а где многозначные слова. Дайте каждому варианту смысловую трактовку.
За каждое правильно обозначенное слово (верная классификация и соответствующее лексическое пояснение) начисляется один балл.
1) Рок судьбы – музыканты играют рок, 2) морская звезда – небесная звезда – звезда на груди – нарисовал звезду, 3) номер гостиницы – цирковой номер – номер журнала, 4) рой пчел – рой канаву!, 5) горный ключ – музыкальный ключ – дверной ключ, 6) шариковая ручка – дверная ручка – детская ручка, 7) выгуливаю таксу – такса за услугу, 8) шляпка гриба – дамская шляпка – шляпка гвоздя, 9) барашки для смесителя – барашки пасутся на лугу – барашки на волнах, 10) кисть руки – кисть для рисования – кисть винограда.
Ответ:
Многозначные слова: 2) Морская звезда (иглокожие животное, обитающее в море) – небесная звезда (космическое тело) – звезда на груди (воинская награда, знак отличия) — нарисовал звезду (геометрическая фигура с треугольными выступами), 3) номер гостиницы (числовое обозначение комнаты в гостинице) — цирковой номер (отдельное завершенное выступление, порядок выходов артистов на сцену в рамках цирковой программы) — номер журнала (какой по счету публикуется журнал в данный момент времени), 8) шляпка гриба (верхняя часть плодового тела гриба) – дамская шляпка (головной убор) – шляпка гвоздя (округлая часть гвоздя, расположенная вокруг его тупого конца).
Омонимы: 10) Кисть руки (часть руки от запястья до кончика пальцев) – кисть для рисования (инструмент для живописи, покраски) – кисть винограда (соцветие вытянутой формы с плодами), 5) горный ключ (родник) – музыкальный ключ (музыкальный символ в нотоносце, определяющий расстановку нот и их высоту) – дверной ключ (инструмент, открывающий замок), 7) выгуливаю таксу (порода собак) – такса за услугу (ставка, тариф, размер оплаты), 9) барашки для смесителя (детали, необходимые для регулировки температуры и напора воды) – барашки пасутся на лугу (животные) – барашки на волнах (пена), 6) шариковая ручка (приспособление для письма) – дверная ручка (элемент дверной фурнитуры, с помощью которого происходит ручное открывание двери) – детская ручка (рука меленького ребенка), 1) рок судьбы (участь, карма) – музыканты играют рок (музыкальный жанр), 4) рой пчел (группа, совокупность) – рой канаву (приказ, повеление рыть канаву).
8. Догадайтесь, какие фразеологизмы зашифрованы в картинках и, по возможности, дайте им пояснения. За полное выполнение задания начисляется по два балла за каждый правильно отгаданный фразеологизм и его верную интерпретацию. Если участникам удалось выполнить только первую часть задания (назвать устойчивое выражение без трактования лексического значения), то засчитывается один балл.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ответ: 1) Заруби на носу, 2) взять быка за рога, 3) витать в облаках, 4) сесть в лужу, 5) без царя в голове, 6) глаза разбегаются, 7) развесить уши, 8) спустя рукава, 9) кот в мешке, 10) сел в галошу, 11) льет как из ведра, 12) на всех парусах, 13) спит без задних ног, 14) как с гуся вода, 15) крокодиловы слезы, 16) как белка в колесе, 17) греть уши, 18) с глазу на глаз, 19) семь пятниц на неделе, 20) пишет как курица лапой.
§ Блок шестой «Вопросы на смекалку»
Обеим командам предлагается ряд вопросов. Участник викторины, знающий ответ на вопрос, поднимает руку и озвучивает свою версию. Очередность ответов определяется тем, кто и в какой последовательности продемонстрировал готовность предложить решение задачи. За каждый правильный ответ начисляется один балл той команде, участник которой дал верный ответ.
✍ Задания к шестому блоку «Вопросы на смекалку»
1. С помощью этой буквы можно превратить слова «жар» и «ель», которые являются существительными, в глаголы. Что это за буква?
Ответ: Мягкий знак (жарь, ел).
2. Подумайте, в каком слове на конце пишется три буквы «е»?
Ответ: Длинношеее (так можно сказать о животном, например, о жирафе), змееед (тот, кто ест змей).
3. Как превратить пакет для похода в магазин в маленький контейнер для заваривания чая?
Ответ: Добавить суффикс -ик (пакетик).
4. Эти два местоимения препятствуют нормальному движению на дорогах.
Ответ: Я-мы (ямы).
5. Как превратить уголь в геометрическую фигуру?
Ответ: Убрать мягкий знак (угол).
6. Когда руки чистые, они буквально превращаются в местоимения. В какие?
Ответ: Вы-мы-ты (руки вымыты).
7. В этом числе количество цифр равняется количеству букв в его названии. Что за число?
Ответ: Сто – три цифры, 100 – три буквы.
8. Это местоимение превращается в союз, если прочитать его справа налево.
Ответ: Он (если прочесть наоборот, то получится «но»).
9. В этом глаголе «нет» слышится сто раз.
Ответ: Стонет (СтоНЕТ).
10. Превратите существительные «жаркое», «мелок», «звонок» в прилагательные.
Ответ: жАркое, мЕлок, звОнок.
§ Краткие итоги и заключительная часть
Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов. Все участники этой команды получают оценку «5» за работу на уроке. Ведущий высказывает пожелания успехов в дальнейшем изучении русского языка, чтобы речь каждого ученика была чистой, красивой и грамотной.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Викторина по географии: 5 класс, с ответами
- Кадетское училище для девочек
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-: правило с примерами и исключениями
- Как писать отзыв о прочитанном произведении
- Односоставные предложения: упражнения, 8 класс
- Омонимы и многозначные слова: различия, примеры
- Правописание суффиксов причастий, упражнения
- Викторина по басням Крылова, 5 класс: с ответами
- Техника безопасности в кабинете информатики
- Викторина по истории, 7 класс, с ответами
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко
- Правила пунктуации в русском языке с примерами
- Психологический портрет личности: готовый образец написания
- Тест на профориентацию для школьников