Второстепенные члены предложения: таблица
Помимо грамматической основы, которая является обязательной для любого предложения в русском языке, существуют также и второстепенные члены. Их наличие вовсе не требуется для соблюдения грамматики, однако встречаются они в тексте очень часто. Рассмотрим подробнее, что собой представляет эта категория и какие разновидности она включает. Дадим каждой четкую характеристику, а в конце проверим, насколько хорошо усвоен материал.
1. Что такое второстепенные члены предложения
2. Какие бывают второстепенные члены предложения
3. Дополнение
4. Определение
5. Обстоятельство
6. Краткие итоги. Таблица
7. Задания для самопроверки
Что такое второстепенные члены предложения
Предложения в русском языке обязательно включают грамматическую основу (либо подлежащее и сказуемое одновременно, либо один из главных членов), которые являются смысловым ядром данной синтаксической единицы. Но помимо основы, предложения могут также включать и второстепенные члены, функция которых заключается в пояснении (распространении) главных или других элементов языковой конструкции.
В связи с этим предложения делятся на две группы:
- распространенные;
- нераспространенные.
Если высказывание состоит только из главных членов, то такое предложение называют нераспространенным. Например: Светает. Выпал снег. Дом опустел. Ночь.
Если в предложении есть второстепенные члены, то такие конструкции называются распространенными. Например: Рыжая кошка греется на полуденном солнце. В густой траве спряталась ящерка.
Второстепенные члены находятся в зависимости от других частей предложения – главных слов, от которых задаются вопросы. Рассмотрим пример:
Ветер уныло нашептывает свои тайны прохожим.
(Что?) ветер – подлежащее. Ветер (что делает?) нашептывает – простое глагольное сказуемое. Нашептывает (что?) тайны – дополнение, соединенное с главным словом подчинительной связью. Тайны (какие? чьи?) свои – определение (связь посредством согласования). Нашептывает (кому?) прохожим – дополнение (управление). Нашептывает (как?) уныло – обстоятельство (примыкание).
Теперь дадим четкое определение, что собой представляют второстепенные члены предложения:
Это такие синтаксические элементы, которые грамматически и по смыслу зависят от других членов предложения, поясняют их и соединяются с ними подчинительной связью.
Для сравнения:
1) Тропа петляет.
2) Лесная тропа лихо петляет меж деревьев.
И в первом, и во втором случае речь идет о тропе, которая петляет.
Слово тропа является подлежащим. Тропа (что делает?) петляет – это сказуемое.
Тропа петляет – грамматическая основа, которая выражает основную мысль предложения.
Во втором случае добавляются новые слова, которые дают дополнительную информацию, поясняя и конкретизируя грамматическую основу:
Тропа (какая?) лесная
Петляет (где?) меж деревьев
Петляет (как?) лихо
Благодаря этим дополнительным словам мы узнаем, что тропа именно лесная и что петляет она меж деревьев, а не вдоль реки, например. Все эти сведения нам становятся известны благодаря второстепенным членам.
Очевидно, что по важности, они находятся на втором месте после грамматической основы, и без них вполне можно обойтись. Однако с их помощью речь делается богатой, интересной, насыщенной, разнообразной, информативной. Поэтому значимость этих конструкций все же не стоит преуменьшать.
Но и преувеличивать их роль тоже не надо. Давайте проведем эксперимент и узнаем, могут ли существовать предложения, состоящие только из второстепенных членов. Изучим пример:
К мокрому от дождя стеклу прилип пожелтевший лист осины.
Здесь говорится об осиновом листе. Лист является подлежащим. Лист (что сделал?) прилип – сказуемое. Прилип (к чему?) к стеклу – второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое. Лист (какой?) пожелтевший – второстепенный член, который поясняет подлежащее. Стекло (какое?) мокрое – второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член.
Если оставить только основу, то получится следующее:
Прилип лист. Суть предложения сохранится.
Если же убрать подлежащее и сказуемое, то останется такой набор слов:
К мокрому от дождя стеклу пожелтевший осины. Предложения не сформировано, смысл не ясен.
Таким образом, стало понятно, что грамматическая основа получила свое название не просто так, ведь именно в главных членах предложения заключается суть всей конструкции. А второстепенные члены дополняют и уточняют основу, либо другие второстепенные члены.
Изучим еще один пример:
В пустой комнате стоял один лишь старый табурет.
В тексте говорится о табурете. Табурет – подлежащее. Табурет (что делал?) стоял – сказуемое. Стоял (где?) в комнате – второстепенный член, поясняющий сказуемое. В (какой?) пустой комнате – второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член.
Какие бывают второстепенные члены предложения
По грамматическим значениям выделяет три типа второстепенных членов предложения:
- Определение.
- Дополнение.
- Обстоятельство.
Дополнение
Это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме Им.п.). Например: Он махнул (чем?) рукой. Сестра передала (кому?) маме привет. Показала пример (кому?) ребенку. Приготовила (что?) ужин. Подарю (кому?) маме. Схватился (за что?) за перила. Хвастаюсь (чем?) поделками. Загружен (чем?) работой. Мечтаю (о чем?) о каникулах. Передала привет (кому?) бабушке.
Чаще всего дополнение распространяет сказуемое, то есть зависит от глагола. Обычно выражается существительным или местоимением.
Он рассказывает
— (кому?) мне
— (что?) историю
— (как?) подробно
В зависимости от того, в каком падеже представлено дополнение и какой глагол им управляет – переходный или непереходный, — разделяют прямое и косвенное дополнение.
Прямое дополнение выражает объект, с которым производится действие. Последнее, в свою очередь представлено сказуемым в виде переходного глагола.
Пример прямого дополнения: Он надел непроницаемые очки, чтобы защитить глаза от солнца. Надел (что?) очки. Защитить (что?) глаза. Очки и глаза – это прямые дополнения, выраженные существительными в В.п. без предлога.
Рассмотрим другой пример: Мы вчера собрали целую корзину грибов. Собрали (что?) корзину. Корзину – это прямое дополнение, которое выражено неодушевленным существительным в форме В.п. Дополнение управляется переходным глаголом собрали (собрать кого? что?), то есть действие, выраженное им, переходит на объект.
Прямое дополнение может быть выражено:
- Существительным в форме В.п. без предлога. Например: Почитаю (что?) журнал. Позову (кого?) брата. Отправим (что?) письмо.
- Несвободным словосочетанием. Например: Послала (что?) воздушный поцелуй. Построили (что?) воздушный замок. В багажник мы сложили (что?) несколько палаток.
- Существительным в форме Р.п. без предлога. Здесь может быть два варианта:
1) с применением частицы «не» при отрицательном сказуемом (не заметил чего? разницы; не купил чего? хлеба; не знал чего? правды);
2) действие направлено на то или иное количество сыпучего или льющегося вещества (глотну чего? сока; наловлю чего? рыбы; налью чего? супа).
В последнем случае допускается использование форм и В.п., и Р.п. в равной степени: налью (что?) суп (В.п.) — налью (чего?) супа (Р.п.); не купил (что?) хлеб (В.п.) – не купил (чего?) хлеба (Р.п.); выпить (что?) сок (В.п.) – выпить (чего?) сока (Р.п.).
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей существительного или местоимения без предлога или с предлогом, включая В.п. с предлогом.
Пример косвенного дополнения: Я увлекаюсь компьютерными играми. Увлекаюсь (чем?) играми. Играми – это косвенное дополнение, представленное существительным в Т.п. Между (кем?) мной и тобой нет никаких секретов. Перед (кем?) ним стояло высокое зеркало.
Выделяют следующие способы выражения косвенных дополнений:
- Существительное и местоимение в форме косвенных падежей. Например: Отправили посылку (кому?) родственникам. Он увлекается (чем?) плаванием. Радуемся (чему?) встрече. Скользит (по чему?) по льду. Ходит (на чем?) на каблуках. Загляну (к кому?) к ним.
- Прилагательное или причастие в роли существительного. Например: Среди (кого?) отдыхающих было много туристов. Дорогу мы решили узнать (у кого?) у местных.
- Неопределенная форма глагола. Например: Зал просил его (о чем?) выступить на бис. Друзья заставили меня (что?) рассказать о проблеме.
- Количественные или собирательные числительные в падежной форме. Например: Умножьте это число (на сколько?) на пять. Прибавьте фломастеры (к чему?) к четырем ручкам. В последнем случае словосочетание «четырем ручкам» (количественное числительное с зависимым от него существительным) является неделимым и представляет собой один член предложения.
- Неделимое словосочетание. Например: На пляж мы пошли (с чем?) с несколькими лежаками.
- Фразеологизм. Например: Свою начальницу они называют (кем?) дьяволом во плоти.
- Наречие в роли существительного. Например: От (чего?) его постоянного «завтра» мы уже все порядком устали.
- Междометие. Например: Своим (чем?) громким «мяу» котенок, наконец, достучался до хозяйки.
Чтобы различить косвенное и прямое дополнение, нужно ориентироваться на несколько признаков:
- прямое дополнение никогда не имеет связи с возвратным глаголом (то есть с таким, которое оканчивается суффиксом -ся);
- прямое дополнение представлено винительным, а также в отдельных случаях родительным падежом, в то время как косвенное стоит в любом другом косвенном падеже;
- в прямых дополнениях предлоги отсутствуют.
Подведем промежуточный итог таблицей «Способы выражения прямых и косвенных дополнений».
Определение
Это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или субъекта и отвечает на вопросы какой? который? чей? Например: Быстрый взгляд брошен украдкой. Взгляд (какой?) быстрый. Яркие лучи солнца осветили бескрайние поля. Лучи (какие) яркие.
Определение обычно выражается именем прилагательным и соединяется посредством согласования с существительным, от которого оно зависит (то есть совпадает с ним в роде, числе и падеже).
С помощью определения предметам даются такие характеристики, как звук, цвет, форма, а субъекту присваиваются чувства, эмоции, впечатления, которые вызывает у лица тот или иной предмет или явление. Например: Девочка рисовала на асфальте (какими?) цветными мелками. (Какая?) Грустная мелодия наполнила зал.
Помимо полного прилагательного согласованное определение может быть выражено:
- полным причастием (пересказанный сюжет, мерцающий свет);
- местоимением (моя книга, тот автомобиль, чья-то кошка, некоторым людям);
- порядковым числительным и числительным «один» (во второй год, один раз, на седьмой день).
Помимо согласованных определений, существуют также несогласованные. Последние соединяются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания:
- в случае управления дополнение ставится при главном слове в определенном падеже (ваза из хрусталя, в вазе из хрусталя);
- в случае примыкания дополнение не изменяется (платье наискосок, сидеть вчетвером).
Выражаются несогласованные определения разными частями речи:
- Существительным в косвенном падеже с предлогом или без него. Например: Обещание (какое?) сестры. Список (какой?) продуктов. Ручка (какая?) двери. Шапка (какая?) с помпоном. Юбка (какая?) в клеточку.
- Притяжательным местоимением 3 лица (его, ее, их). Например: Это (чья?) его работа. Он (чей?) ее муж. Это (чья?) их квартира.
- Наречием. Например: Котлеты (какие?) по-киевски. Дом (какой?) напротив. Душа (какая?) нараспашку.
- Формой сравнительной степени прилагательного. Например: Одежда (какая?) потеплее. Мужчина (какой?) постарше. Товар (какой?) подешевле.
- Инфинитивом. Например: Желание (какое?) посмотреть фильм. Обещание (какое?) прийти на праздник. Надежда (какая?) уйти от проблем. Время (какое?) поговорить.
- Неделимым словосочетанием. Например: Женщина (какая?) среднего возраста. Магазин (какой?) в шаговой доступности. Этот парень (какой?) без царя в голове.
Отдельно стоит поговорить о приложении.
Это особый вид определения, которое выражается существительным в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное. Например: волшебница-зима, волшебницы-зимы, волшебницей-зимой.
- профессию (слесарь-сантехник, писатель-романист);
- национальность (студент-армянин);
- собственные имена неодушевленных предметов (город Нью-Йорк, озеро Байкал);
- те или иные качества предмета (сын-храбрец, зима-злодейка);
- возраст (отец-старик).
В роли приложений нередко выступают имена собственные (названия произведений, журналов, газет). Такие приложения является несогласованными и заключаются в кавычки. Например: фильм «Властелин колец», книга «Гарри Поттер и Кубок огня», роман «1984», игра «Одни из нас». При изменении определяемого слова по падежам такие приложения не изменяются (состоялась премьера фильма «Разум и чувства»).
Обстоятельство
Это второстепенный член предложения, который сообщает информацию о том, где, как и когда происходит действие. Таким образом, обстоятельство связано подчинительной связью со сказуемым, поясняя и конкретизируя его.
В некоторых случаях обстоятельство может распространять не только действие, но и уточнять другой признак.
С главным словом обстоятельство связывается по способу примыкания или управления. В последнем случае обстоятельство должно быть выражено именем существительным (на закате началась буря, пот с него лился градом).
Обстоятельство может быть выражено:
- Наречием. Например: Речь звучала громко, четко, эмоционально.
- Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него.Например: За завтраком они поругались. Дорога петляла змейкой.
- Инфинитивом в значении цели. Например: Мы собрались обсудить наши планы на следующий год.
- Сравнительным оборотом.Например: Подобно скале, он возвышался над нами.
- Деепричастием или деепричастным оборотом.Например: Девочка молча глядела на маму. Поднявшись на верхний этаж, он почувствовал одышку.
- Словосочетание. Например: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Фразеологизм. Например: Он работал спустя рукава.
Данный вид второстепенных членов предложения отвечает на такие вопросы:
- Где? куда? откуда? – обстоятельства места. Например: Вблизи раздался взрыв (раздался где? вблизи). Завтра из Владивостока должен приехать врач (приехать откуда? из Владивостока). Хорошо, что летом не надо ходить в школу (ходить куда? в школу).
- Когда? Сколько времени? Как долго? – обстоятельства времени. Например: Сегодня мне приснился замечательный сон (приснился когда? вчера). В течение целого дня мы разучивали новый стих (разучивали как долго? в течение дня).
- Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия. Например: Песня внезапно оборвалась (оборвалась как? внезапно). Собака бежала трусцой (бежала каким образом? Трусцой).
- В какой степени? – обстоятельства меры и степени. Например: Туман уже слегка рассеялся, и дома впереди начали вырисовываться (рассеялся в какой степени? слегка).
- При каком условии? – обстоятельства условия. Например: При должном упорстве можно достичь больших успехов (можно достичь при каком условии? при должном упорстве). В случае опоздания спикера мероприятие отменят (отменят при каком условии? в случае опоздания).
- Почему? Отчего? – обстоятельства причины. Например: От сильного ветра калитка жутко скрипела (скрипела отчего? от сильного ветра). Он думал, что из-за усталости пропустит встречу (пропустит из-за чего? из-за усталости). Возьмем в дорогу побольше воды на случай сухой жаркой погоды (возьмем воды по какой причине? на случай жары).
- Зачем? с какой целью? для чего? – обстоятельства цели. Например: Я зашла в магазин купить сладостей (зашла с какой целью? купить сладостей). Для лучшего запоминания материал нужно повторять несколько раз (повторять с какой целью? для чего? для запоминания).
- Вопреки чему? несмотря на что? – обстоятельства уступки (вопреки чему совершается действие). Например: Несмотря на ужасное волнение, спела она просто чудесно (спела несмотря на что? на волнение). Вопреки нашим надеждам, кинотеатры до сих пор не открылись (не открылись вопреки чему? надеждам).
Таким образом, вид обстоятельства определяется по вопросам.
В некоторых случаях обстоятельство совмещает сразу несколько значений либо характеризует ситуацию, например, состояние природы, погодные условия, иную обстановку окружающей среды.
Например: Вода в реке забурлила под дождем. Мы сидели в полной тишине. К обстоятельствам под дождем и в тишине не получится задать вопрос по типу где? когда? при каком условии? Наиболее подходящим станет вопрос в какой ситуации? или в какой обстановке? Поэтому их так и называют – обстоятельства обстановки (ситуации). Чаще в роли таких необычных обстоятельств выступают подобные сочетания: в тиши, на ветру, на солнце, в тумане, при свете и прочее.
Способы разграничения несогласованных определений от обстоятельств и дополнений.
Обычно несогласованные определения легко заменяются согласованными. Для сравнения: игрушка собаки – собачья игрушка; брюки в полоску – полосатые брюки; здание из кирпича —кирпичное здание; кабинет учителя – учительский кабинет; дорожка для бега – беговая дорожка; воля народа – народная воля.
Однако во многих ситуациях несогласованные определения нельзя заменить согласованными. Например: коробка из-под конфет, шляпа набекрень, поворот не туда, стремление узнать. Таким образом, невозможность замены еще не говорит о том, что данная конструкция не является определением.
Определения указывают на признак, в то время как дополнения обозначают предмет. Например: Мальчик гулял с собакой. Я шла позади мальчика с собакой. В первом случае дополнение с собакой относится к глаголу-сказуемому гулял и указывает на объект действия, которое совершает лицо. Во втором предложении форма с собакой уже является не дополнением, а определением, потому как сочетание с собакой здесь является не объектом, а признаком, по которому данного мальчика можно конкретно охарактеризовать.
Рассмотрим для наглядности еще несколько примеров: дедушка с тростью, человек широкой души, девушка в длинном платье. Наличие указанных предметов – трости, широкой души, длинного платья – делает субъекты особенными, позволяет их отличить от остальных.
А теперь проанализируем такую ситуацию. Если в предложении существительное с предлогом или наречие зависят от глагола-сказуемого и являются обстоятельствами, то при зависимости от существительного они превращаются в несогласованные определения. Во второй ситуации идет указание на признак предмета. Сравните: Машина остановилась (где?) у магазина. – В машине (какой?) у магазина сидели две подруги. Мы вышли (откуда?) из кинотеатра. – Выход (какой?) из кинотеатра был заблокирован.
Краткие итоги. Таблица
Задания для самопроверки
ВАРИАНТ I
- Найдите распространенные предложения и обозначьте в них второстепенные члены.
1) Сильно похолодало.
2) Гроза.
3) Ветер усилился.
4) Густая тьма заполнила безлюдные улицы. - Сделайте предложения распространенными, используя слова ниже:
1) Растаял снег.
2) Окна запотели.
3) Зажглись фонари.
4) Толпа скандирует.
Варианты вставок: громко, во дворе, вскоре, сильно. - Соотнесите выделенные слова с членами предложения:
1) Через пять минут прозвенел звонок.
2) Вдалеке мелькнула молния.
3) Дети испугались грома и разбежались по домам.
4) Сегодня мы вернулись раньше обычного. - Выберете из списка прямые дополнения:
1) идти по краю обрыва
2) общаться с посетителями
3) смотреть кино
4) наслаждаться музыкой - Найдите косвенное дополнение:
1) блеклый свет
2) говорить сквозь зубы
3) выполнять задачу
4) управлять самолетом - В каких предложениях есть определение?
1) Хорошо пройтись пешком по улице.
2) У каждого есть мечта.
3) Вечер обещал быть насыщенным.
4) В городе слишком шумно. - Отметьте предложение, в котором есть обстоятельство цели:
1) Он украдкой посмотрел на отца.
2) Они сели за стол обсудить проблему.
3) Спросонья она перепутала выключатели.
4) В теплом воздухе витали чудесные ароматы цветов. - Найдите обстоятельства образа действия:
1) Песня звучала ярко, а само выступление выглядело очень эффектно.
2) Быстрым движением я перехватила удар.
3) Свой кошелек я потеряла в прошлый вторник.
4) В дальнем углу валялся хлам. - В каком предложении есть несогласованное определение?
1) Изучать науки – истинное наслаждение.
2) В голосе друга слышались металлические нотки.
3) Он всячески демонстрировал желание отказаться от этой затеи.
4) Вся семья собралась ужинать в новом доме. - Найдите приложения в предложениях:
1) Маленькие глазки быстро обшарили всю обстановку.
2) Мужик-извозчик гнал во всю прыть.
3) Ветер-проказник ломал ветку за веткой.
4) Река Темза протекает в черте Лондона. - 11. Замените сочетания «прилагательное и существительное» на сочетания «существительное и существительное»:
Яблочный сок, цветочный запах, автомобильный след, хлопковое полотенце, морская пучина.
ВАРИАНТ II
- Найдите распространенные предложения и обозначьте в них второстепенные члены.
1) Поздний вечер.
2) В доме погас свет.
3) Гроза.
4) На остановке толпился народ. - Сделайте предложения распространенными, используя слова ниже:
1) Сгустились сумерки.
2) Причал опустел.
3) Дети радовались.
4) Мы опаздывали.
Варианты вставок: на вокзал, каникулам, за окном, через полчаса. - Соотнесите выделенные слова с членами предложения:
1) С полки упали книги.
2) Скорость реакции спортсмена поразила болельщиков.
3) Домашние питомцы требуют особого внимания и заботы.
4) Несмотря на дождь, дети весело резвились в песочнице. - Выберете из списка прямые дополнения:
1) налить воды
2) поймать удачу
3) консультировать клиентов
4) рассказывать об успехах. - Найдите косвенное дополнение:
1) хранить тайну
2) кричать на всю Ивановскую
3) верить в Бога
4) беречь подарок - В каких предложениях есть определение?
1) В белоснежном одеянии она выглядела прекрасно.
2) Мужчина в пальто завернул за угол.
3) После тяжелой работы руки сильно болели.
4) Мы шли быстрее, чем требовалось. - Отметьте предложение, в котором есть обстоятельство цели:
1) Он украдкой посмотрел на отца.
2) Они сели за стол обсудить проблему.
3) Спросонья она перепутала выключатели.
4) В теплом воздухе витали чудесные ароматы цветов. - Найдите обстоятельства образа действия:
1) Густой лес пугал своими масштабами и мрачностью.
2) Она слегка повернула ручку, и дверь со скрипом открылась.
3) Прохожий пристально посмотрел мне в глаза.
4) К завтрашнему дню я должна закончить работу. - В каком предложении есть несогласованное определение?
1) Девочка купила тетрадь в линейку.
2) Собака молнией пронеслась мимо нас.
3) Больше всего в музее нам понравились скульптуры изо льда.
4) С правой стороны улицы не было никаких знаков. - Найдите приложения в предложениях:
1) Студент Дмитрий успешно сдал все экзамены.
2) Во время поездки в город Томск мы увидели много интересного.
3) Картина собрала в прокате почти миллиард долларов.
4) Роман «Три товарища» — одна из лучших работ Ремарка. - Замените сочетания «прилагательное и существительное» на сочетания «существительное и существительное»:
Деревянная скамейка, мамин телефон, заячьи лапы, пластмассовые игрушки, государственные законы.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ I
- 1) сильно; 4) густая, безлюдные.
- 1) Во дворе растаял снег. 2) Окна сильно запотели. 3) Вскоре зажглись фонари. 4) Толпа громко скандирует.
- 1) прозвенел – сказуемое; 2) вдалеке – обстоятельство, молния – подлежащее; 3) грома – дополнение, разбежались – сказуемое; 4) сегодня – обстоятельство.
- Смотреть (что?) кино.
- Управлять (чем?) самолетом.
- 3) насыщенным.
- 2) сели (зачем?) обсудить проблему.
- 1) звучала (как?) ярко, выглядело (как?) очень эффектно.
- 3) желание (какое?) отказаться.
- 2) мужик-извозчик, 3) ветер-проказник, 4) река Темза.
- Сок из яблок, запах цветов, след автомобиля, полотенце из хлопка, пучина моря.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ II
- 1) поздний, 2) в доме, 4) на остановке.
- 1) За окном сгустились сумерки. 2) Через полчаса причал опустел. 3) Дети радовались каникулам. 4) Мы опаздывали на вокзал.
- 1) упали – сказуемое, 2) болельщиков – дополнение, 3) домашние – определение, 4) несмотря на дождь – обстоятельство (в значении уступки).
- 1) налить (чего?) воды, 2) поймать (что?) удачу, 3) консультировать (кого?) клиентов.
- Верить (в кого?) в Бога.
- 1) (в каком?) в белоснежном, 2) мужчина (какой?) в пальто, 3) после (какой?) тяжелой.
- 2) сели (зачем?) обсудить проблему.
- 2) повернула (как?) слегка, открылась (как?) со скрипом; 3) посмотрел (как?) пристально, посмотрел (куда?) в глаза.
- 1) тетрадь (какая?) в линейку, 3) скульптуры (какие?) изо льда.
- 1) студент Дмитрий, 2) город Томск, 4) роман «Три товарища».
- Скамейка из дерева, телефон мамы, лапы зайца, игрушки из пластмассы, законы государства.
оценивших 4, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Как писать отзыв о прочитанном произведении
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Задания по математике 5 класс: для занятий дома
- Как запомнить даты по истории: быстро
- Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами
- Викторина по русскому языку, 5 класс, с ответами
- Односоставные предложения: упражнения, 8 класс
- Тест на профориентацию для школьников
- Как поступить в кадетскую школу
- Правописание суффиксов причастий, упражнения
- Предложения с деепричастным оборотом, примеры: 7 класс
- Кадетское училище после 5 класса для мальчиков
- Омонимы и многозначные слова: различия, примеры
- Как правильно готовиться к экзаменам
- Правописание наречий: упражнения, 7 класс