Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке
Подлежащее и сказуемое являются неотъемлемыми частями любого предложения, без которых было бы невозможно сформировать текст и донести информацию до собеседника. Для того чтобы лучше разобраться в теме, следует выяснить, что собой представляет предложение как синтаксическая единица, из чего оно состоит и каким бывает. Далее рассмотрим понятие «члены предложения», их разновидности и основные характеристики. На примерах разберем ситуации, иллюстрирующие особенности подлежащего и сказуемого, и подведем итоги. В конце статьи будет представлен список заданий для самопроверки с ответами.
1. Предложение и члены предложения
2. Грамматическая основа предложения
3. Подлежащее
3.1. Способы выражения подлежащего
4. Сказуемое и способы его выражения
4.1. Типы сказуемых
5. Тире между подлежащим и сказуемым
6. Итоги
9. Упражнения для самоконтроля
§ Предложение и члены предложения
Предложение – это важнейшая синтаксическая единица, без которой общение стало бы невозможным. Независимо от количества слов, из которых оно состоит (одно или несколько), в каждом случае предложение отражает какую-то часть окружающей действительности.
Данная синтаксическая единица характеризуется смысловой и интонационной завершенностью и формируется из слов, выполняющих определенную семантико-синтаксическую функцию. Такие слова называются членами предложения и связаны друг с другом грамматически и по смыслу.
Главные члены — это самостоятельные части речи, которые могут быть двух типов:
- главные;
- второстепенные.
Первая группа включает подлежащее и сказуемое. Наличие хотя бы одного из них – это обязательное условие для построения любого предложения.
В группу второстепенных членов входят:
- дополнение;
- определение;
- обстоятельство.
Предложением не будет являться:
- Перечисление слов, не связанных по смыслу. Например: печка, гайка, дом.
- Группа слов, которые не выражают завершенную мысль. Например: дерево растет в.
Если в предложение присутствуют и подлежащее, и сказуемое, то его называют двусоставным. Например: Огонь горит. При наличии только одного главного члена предложение будет называться односоставным. Например: Темнеет. Рассвет.
Предложения могут состоять только из главных членов, либо включать также и второстепенные. В первом случае они будут являться нераспространенными, а во втором – распространенными предложениями.
§ Грамматическая основа предложения
Данную синтаксическую конструкцию составляют сказуемое и подлежащее, так как именно главные члены выражают основное значение любого предложения. Именно в грамматической основе заключается тот или иной фрагмент окружающего мира. При этом он может быть как реально существующим, так и нереальным — желательным, возможным или необходимым.
Реальный фрагмент действительности мы видим на примере: Сегодня рыба хорошо клюет.
Здесь, напротив, отражается желательный либо возможный фрагмент действительности: Я бы тоже хотела разделить этот праздник с тобой.
А в этом случае грамматическая основа выражает побуждение к действию: Спи спокойно, моя радость.
§ Подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи – то, о чем или о ком говорится в предложении (например, о том, кто действует, испытывает то или иное состояние, имеет определенные характеристики). Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что? и в большинстве случаев представлено существительным либо местоимением в форме именительного падежа.
Например: в предложении Зима была снежная подлежащим является слово «зима».
Очень часто подлежащее выступает субъектом действия, которое называет сказуемое. Последнее при этом характеризует подлежащее, то есть тот объект или субъект, который совершает действие или испытывает какое-то состояние.
Для выделения подлежащего на письме используется одинарное подчеркивание: Снег кружится, мерцают звезды.
✍ Способы выражения подлежащего
Как уже было сказано, в большинстве случаев этот член предложения выражается существительным в именительном падеже. Нередко в качестве подлежащего выступают местоимения, например:
- кое-кто рассказал твой секрет (неопределенное местоимение);
- почему ты плачешь? (личное местоимение);
- никто не захотел остаться (отрицательное местоимение);
- кто виноват в случившемся? (вопросительное местоимение).
Помимо существительного в именительном падеже и местоимения, подлежащее, представленное одним словом, может выражаться:
- прилагательным (Впереди нас ожидало только хорошее);
- числительным (Семеро одного не ждут);
- причастием (Учащиеся вернулись с каникул);
- глаголом в форме инфинитива (жить по-настоящему – значит всегда быть в центре событий);
- наречием (Завтра уже наступило).
Подлежащее может быть выражено одним словом, либо сразу несколькими, в том числе неделимыми словосочетаниями (фразеологизмами или словами, которые обозначают определенные понятия):
- семь яблок лежало на столе – количественное значение (сочетание количественное числительного с существительным в позиции подлежащего встречается довольно часто);
- каждый из вас достоин лучшей участи – избирательное значение;
- мы с другом все время проводим вместе – значение совместимости;
- начало осени выдалось холодным – значение периода;
- физическая культура – важный предмет – принцип неделимости
- что-то подозрительное было в том человеке – неопределенное значение (выражено неопределенным местоимением в сочетании с именем, которое с ним согласуется).
Здесь также стоит детальнее рассмотреть наиболее трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим в числе. Существует несколько таких ситуаций:
- Подлежащее выражено словами: мало, много, большинство, множество и сочетается с существительным в родительном падеже. Сказуемое употребляется во множественном числе, если речь идет об одушевленном предмете. Например: Большинство моряков сошли на берег. Если подлежащее называет неодушевленный предмет, то сказуемое нужно ставить в единственное число. Например: Множество машин толпится на проезжей части.
- В роли подлежащего выступает числительное: два, три, четыре, пять и т.д. в сочетании с существительным в родительном падеже. Сказуемое в этом случае употребляется во множественном числе. Например: Три березы росли под окном. При наличии в предложении глагола было сказуемое употребляется в единственном числе. Например: У друга было два яблока. Глаголы, которые означают присутствие, употребляются в единственном числе. Например: Семь игроков уже вышло на поле, остальные пять задерживались.
- Слова около, всего, лишь, только, стоящие перед подлежащим, которое выражено числительным, сочетаются с существительным в родительном падеже. В этом случае используется сказуемое в единственном числе. Например: Прижилось всего пять деревьев. Только три человека проголосовало против.
- Если подлежащее выражено словами: двое, трое, четверо, пятеро, то сказуемое ставится во множественное число. Например: Двое друзей играли в домино.
§ Сказуемое и способы его выражения
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: что делает? каков (какой)? что такое? кто такой? что происходит?
Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в числе, лице или роде.
Чаще всего выражается глаголом. В некоторых случаях это могут быть и имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Также могут быть и другие части речи в именных сказуемых.
✍ Типы сказуемых
Все сказуемые можно поделить на две группы:
- Простое глагольное (ПГС) Например: Ехали(что делали?) медведи на велосипеде.
- Составное. В таких конструкциях грамматическое значение вспомогательной частью, смысл сказанного заключается в основной. Для сравнения: Она заговорила (ПГС). – Она начала говорить (СГС). Он учился шесть лет (ПГС). – Он был учеником шесть лет (СИС).
Составные сказуемые, в свою очередь, делятся на типы:
- Составное глагольное (СГС). Такое сказуемое формируется из глагола и инфинитива (глагола в неопределенной форме). Например: Вика учится играть (что делает?) на гитаре. Мячик (что делает?) начал сдуваться.
- Составное именное (СИС). Выражается глаголом или другой частью речи – наречием, существительным, местоимением, причастием. Например: Холод был (каков?) жуткий. Собака (какова?) – лучший друг человека. Мои друзья стали (каковы?) учеными.
Более подробно о типах сказуемых будет рассказано в отдельной статье.
§ Тире между подлежащим и сказуемым
Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.
Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:
- Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, количественным числительным или инфинитивом.
Например: Воскресенье – последний день недели (воскресенье и день – это имена существительные). Дважды два – четыре (дважды и четыре – это количественные числительные). Беречь природу – любить родину (беречь и любить – это глаголы в неопределенной форме). - Если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – инфинитивом или количественным числительным.
Например: Расстояние от Москвы до Владивостока – девять тысяч километров. - Если перед сказуемым стоит указательная частица это (вот, это есть), а также слово «значит».
Например: Штиль – это полное безветрие. Выпить кофе – это лучший способ взбодриться. Создать настоящую дружбу – это мастерство, а сохранить ее на всю жизнь – это великое достижение. - Тире нужно ставить между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием, которое оканчивается на -о, если между главными членами присутствует пауза.
Например: Нехорошо это – обманывать. - Тире должно быть при подлежащем, если оно выражено личным местоимением, а сказуемое представлено существительным в именительном падеже при соблюдении одного из условий:
- если есть логическое подчеркивание (Он – дилетант);
- если предложения параллельны друг другу (Они – народ тихий, покорный. Мы – свободолюбивые граждане);
- при наличии инверсии (обратный порядок слов в предложении). Например: Виновник сегодняшнего торжества – ты.
- Тире также ставится перед сказуемым, которое выражено причастием, прилагательным, местоимением, если:
- части предложения имеют смысловое разделение (Твои секреты – только твои. Вся добыча – моя);
- есть однородные сказуемые (Работа моя – интересная, сложная, разнообразная);
- части предложения структурно разделены (День – солнечный, небо – чистое, трава – зеленая).
Также необходимо знать, когда тире между подлежащим и сказуемым НЕ ставится.
- Подлежащее выражено местоимением. Например: он библиотекарь, мы друзья, вы ученики.
- Сказуемое присоединяется с помощью любого сравнительного союза (как, будто, словно, точно). Например: пение как соловьиные трели.
- Сказуемое выражено существительным с отрицанием (то есть перед словом стоит частица НЕ). Например: слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Главные члены выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
- связка не нулевая. Например: предательство есть страшное преступление, пианист был настоящий виртуоз;
- между подлежащим и сказуемым есть вводное слово, наречие, союз или частица. Например: Этот доктор, кажется, хирург. Мой отец теперь лучший учитель в городе. Мой брат тоже учитель. Понедельник только начало рабочей недели;
- перед сказуемым стоит зависимое от него дополнение. Например: Виктор ему брат;
- сказуемое находится перед подлежащим. Например: Чудесные создания эти лемуры;
- грамматическая основа образует неделимое словосочетание (фразеологизм). Например: Два сапога пара.
- Грамматическая основа представлена инфинитивами либо инфинитивом и существительным (числительным) в именительном падеже, но порядок слов в предложении обратный и пауза отсутствует. Например: Какое удовольствие гулять по парку летом! При этом если пауза присутствует, то тире ставится даже при обратном порядке слов. Например: Это поистине волшебное чувство – любить.
- Если перед сказуемым есть слова это, значит, то тире НЕ нужно ставить в таких случаях:
- значит – это вводное слово. Например: Облака рассеялись, значит, дождя сегодня не будет;
- значит – это глагол. Например: Персона нон грата на латинском значит нежелательное лицо. Он не разговаривает со мной, значит, обиделся. Твое мнение значит для меня гораздо больше, чем ты думаешь;
- слово это является подлежащим. Например: Это мой долг.
- Подлежащее – инфинитив, а сказуемое – наречие, которое оканчивается на -о. Например: Отдыхать весело.
- Сказуемое представлено прилагательным, причастием, местоимением. Например: Нож острый. Книга твоя.
§ Итоги
Предложение обязательно включает подлежащее и сказуемое либо одно из них. Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, которые включают второстепенные члены, называются распространенными.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее – это один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Может быть выражено другими словами, выступающими в роли имени существительного:
- именной частью речи (существительным, местоимением, числительным, прилагательным, причастием) в именительном падеже;
- глаголом в неопределенной форме;
- сочетанием количественного числительного с существительным;
- фразеологизмом, фразеологическими оборотами;
- синтаксически неделимым словосочетанием;
- целыми предложениями.
Сказуемое – это второй главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Выражается глаголом, существительным прилагательным и другими частями речи.
§ Упражнения для самоконтроля
Для проверки полученных знаний предлагаем выполнить несколько заданий по рассмотренной в статье теме.
1. Соотнесите часть речи, через которую выражено подлежащее, с примером из второго столбца.
Вариант I
1. Существительное | 1. Играть в шахматы – мое любимое занятие. |
2. Местоимение | 2. Тринадцать – таинственное число. |
3. Инфинитив | 3. Елена Николаевна – наш классный руководитель. |
4. Числительное | 4. Этот памятник был установлен в XIX веке. |
5. Сочетание числительного с существительным | 5. Кто-то постучал в дверь. |
6. Синтаксически неделимое сочетание | 6. Пятеро товарищей отправились на рыбалку. |
Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.
Вариант II
1. Существительное | 1. Танцевать – вот мое предназначение. |
2. Местоимение | 2. Пять – идеальная оценка. |
3. Инфинитив | 3. Река Омка впадает в Иртыш. |
4. Числительное | 4. Воздух буквально плавился от жары. |
5. Сочетание числительного с существительным | 5. Что-то случилось с этим компьютером. |
6. Синтаксически неделимое сочетание | 6. Три мушкетера – верные товарищи. |
Ответ: 1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-6, 6-3.
2. Выберете правильный вариант написания, объясните свой выбор.
Вариант I
1). Множество людей собрал(ось/ись) на площади. 2). Много звезд горел(и/о) на небе. 3). Две машины столкнул(ось/ись) на трассе. 4). В городе был(о/и) пять театров. 5). Две тысячи человек уже собрал(ось/ись) на площади. 6). Только пять учеников справил(ось/ись) с заданиями. 7). Четверо детей играл(о/и) в песочнице.
Ответ: собрались, горело, столкнулись, было, собралось, справилось, играли.
Вариант II
1). Большинство ребят устал(о/и) после тяжелого дня. 2). Мало растений зацвел(и/о) в этом году. 3). Пять ударов колокола прозвучал(о/и) вдалеке. 4). У моего дедушки был(и/о) две собаки. 5). Двести студентов сидел(и/о) в зале. 6). Всего лишь два светофора не работал(и/о) сегодня. 7). Трое друзей пошл(о/и) гулять.
Ответ: устали, зацвело, прозвучали, было, сидело, не работало, пошли.
3. Назовите тип сказуемого.
Вариант I
1). С малых лет я стал интересоваться книгами. 2). Выигрыш был значителен. 3). Дождь словно плотная стена, повисшая между небом и землей. 4). Мысли эти были неприятны. 5). Я всегда мечтала научиться кататься на коньках. 6). Боря – самый обидчивый из моих друзей. 7). В будущем он планирует стать учителем. 8). Увидев, сколько подарков ему преподнесли, брат стал бурно радоваться своему нежданному счастью.
Ответ: СГС, СИС, СИС, СИС, СГС, СИС, СГС, СГС.
Вариант II
1). Завтра он будет играть Онегина в школьном спектакле. 2). Я была очень рада оказать вам поддержку. 3). Ее руки были холодны как лед. 4). Этот праздник – главное событие уходящего года. 5). Во время урока соблюдайте тишину. 6). Моя сестра будет счастлива поддержать тебя перед соревнованием. 7). Подруга была чем-то расстроена. 8). Он уже заканчивал работать над своим проектом.
Ответ: ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.
4. Определите, где нужно ставить тире, а где нет.
Вариант I
1). Я (?) профессиональный переводчик. 2). Лондон (?) столица Великобритании. 3). Купить эту машину (?) выкинуть деньги на ветер. 4). Играть в футбол с друзьями (?) лучшее развлечение. 5). Поражение в этом соревновании (?) не конец света. 6). Ноги у нее (?) словно спички. 7). Неделя (?) это семь дней. 8). Одежда (?) мокрая и холодная.
Ответ: нет, да, да, да, нет, нет, да, нет.
Вариант II
1). Умеренное занятие спортом (?) полезная для здоровья вещь. 2). Найти себя в этом мире (?) вот что для меня смысл жизни. 3). Высшее образование (?) не показатель ума. 4). Конституция (?) это основной закон многих государств. 5). Ты (?) самое дорогое, что у меня есть. 6). Он (?) неисправимый бездельник. 7). Волосы у нее (?) как шелк. 8) Задания (?) очень сложные.
Ответ: да, да, нет, да, нет, нет, нет, нет.
5. Замените данные предложения близкими по смыслу в соответствии с образцом. Поставьте тире там, где это необходимо.
Образец: Мой отец работает на тракторе. – Мой отец – тракторист.
Вариант I
1). Старшая сестра недавно поступила в университет. 2). Мой друг играет на фортепиано. 3). Этот мужчина лечит людей. 4). Вова говорит на пяти языках. 5). Таня проводит экскурсии.
Ответ: Старшая сестра – первокурсница. Мой друг – музыкант. Этот мужчина – врач. Вова – полиглот. Таня – экскурсовод.
Вариант II
1). Моя мама занимается воспитанием малышей в детской саду. 2) Ты побывал во многих странах мира. 3). Мой брат любит поспать до обеда. 4). Этот человек не любит врать. 5). Вова создает фильмы.
Ответ: Моя мама – воспитательница. Ты путешественник. Мой брат – соня. Этот человек не лжец. Вова – режиссер.
оценивших 5, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Кадетское училище для девочек
- Как писать отзыв о прочитанном произведении
- Тест на профориентацию для школьников
- Как оформить доклад в школу: образец
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Кадетское училище после 5 класса для мальчиков
- Викторина по пожарной безопасности для школьников: с ответами, 5-9 класс
- Викторина по литературе 6 класс, с ответами
- Как поступить в кадетскую школу
- Как правильно готовиться к экзаменам
- Синтаксический разбор сложного предложения: примеры
- Занятия по математике 6 класс: для занятий дома
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-: правило с примерами и исключениями
- Как запомнить даты по истории: быстро
- Спряжение глаголов в русском языке: таблица