Фразеологизмы: примеры с объяснением, 2 класс
Русский язык богат и разнообразен. В нем есть великое множество хороших слов и выражений, которые украшают нашу речь. Но иногда, чтобы добиться речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Ярче, эмоциональнее выразить отношение к происходящему помогут более сложные лингвистические конструкции – фразеологизмы.
Учащиеся начальной школы с удовольствием осваивают тему фразеологизмов, ни одна другая такая тема не вызывает бурю хохота на уроке, ведь слова учителя «не считай ворон» или «типун тебе на язык» очень веселят детей. В этой статье мы расскажем, как легче объяснить второклашкам, что же такое фразеологизмы, тем более, что в условиях пандемии это бремя ложится на родителей, которые порой далеки от педагогики.
1. Что такое фразеологизмы
2. Признаки фразеологизмов
3. Происхождение фразеологизмов
4. Интересные факты из истории происхождения некоторых фразеологизмов
5. Зачем нужны фразеологизмы?
Что такое фразеологизмы?
Раздел языка, который занимается изучением данной единицы речи, называется фразеологией. Научный термин состоит из двух частей: фразис — «выражение», логос — «слово, понятие».
В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мама отчитывает нерадивого сына в бездействии:
- Коля, ты опять весь день бил баклуши!
«Бить баклуши» значит «ничего не делать». - Или на уроке математики учительница призывает учеников:
Ребята, не считайте ворон, а сосредоточьтесь на решении задачи.
Словосочетание «не считайте ворон» имеет значение «не отвлекайтесь», «будьте внимательны».
И в первом, и во втором случае выделенные выражения, являются фразеологизмами. Это особые средства выразительности, которые более точно подчеркивают то, что хотели сказать мама и учительница.
Фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
В данном правиле сформулированы основные признаки фразеологизмов, т.е. то, что отличает их от других словосочетаний. Рассмотрим каждый в отдельности.
Признаки фразеологизмов
Ребенок должен понимать, что не все слова можно считать фразеологизмами и должен научиться находить их в тексте и речи. Это можно сделать, поняв, по каким признакам они дифференцируются. Вспомним правило: фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
- 1. Во-первых, что значит «сочетания слов»? Так же как обычное словосочетание, фразеологизмы состоят из двух и более слов.
Сравним:
• Маленькая девочка выразительно читала стихотворение, не стесняясь присутствующих в зале людей (словосочетание)
• Футболисты гоняли мяч по полю до седьмого пота (фразеологизм) - Во-вторых, выражение «устойчивые (неделимые) сочетания» подчеркивает то, что фразеологизм — это оборот речи, представляющий собой единое «застывшее» целое. Внутри его структуры ничего нельзя менять, вставлять, переставлять. Его нужно употреблять так, как он дан изначально.
Например:
В предложении «Типун тебе на язык!» — закричала бабушка, глядя в глаза болтуну-внуку фразеологизм «типун тебе на язык» имеет значение «сердитое пожелание злому болтуну». Его нельзя употреблять в формах:
• типун тебе на большой язык
• тебе типун на язык
• на язык тебе типун и др. - В-третьих, фразеологизмы имеют переносное значение. Что это?
Когда звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак, тогда слово имеет прямое значение.
• «У меня внук—умный ребенок», — хвастался дед в разговоре с соседом.
Если звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства, то образуется новое лексическое значение, называемое переносным.
• «У меня внук семи пядей во лбу», — хвастался дед в разговоре с соседом. - Фразеологизм можно заменить синонимом или другим словом.
Сравним.
• Мальчик весь день ходил как в воду опущенный, потому что с утра поссорился с сестрой.
• Мальчик весь день ходил грустный, потому что с утра поссорился с сестрой. - В предложении фразеологизмы являются членами предложения.
• В свой день рождения Алена проснулась ни свет ни заря.
Ни свет ни заря = рано
• У Миши на столе нужные вещи днем с огнем не сыщешь.
Днем с огнем не сыщешь = невозможность найти нужный предмет из-за беспорядка, обилия лишних вещей.
• «Не путайтесь под ногами», — предупредила мама детей.
Путаться под ногами = мешать
• На субботнике мальчики работали спустя рукава.
Спустя рукава = плохо
Происхождение фразеологизмов
Данные единицы языка появились очень давно. И вот они «летают» между языками разных народов, культур, эпох от глубокой древности до наших дней, закрепляясь на письме и в речи.
Кроме того интересные цитаты из высказываний великих людей, фразы героев литературных произведений народ активно использует в языке. Они приживаются, становятся популярными и передаются из уст в уста, становясь «крылатыми».
Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями.
Откуда же они появились? Основная часть фразеологизмов исконно русского происхождения. Они связаны с историей, культурой русского народа; обычаями и традициями наших предков.
- Пришли из разговорно —бытовой речи.
- Маша шла по коридору школы, задрав нос (= зазнаваться, важничать)
Задирать нос = зазнаваться, важничать. - Сын долго водил отца за нос, не желая рассказать правду о драке в классе.
Водить за нос = обманывать - «С этим человеком нужно держать ухо востро»,- наставлял отец любимого сына.
Держать ухо востро = быть осторожным, осмотрительным. - С детства крепостные крестьяне вынуждены были гнуть спину на помещика.
Гнуть спину = много, до изнеможения работать.
- Маша шла по коридору школы, задрав нос (= зазнаваться, важничать)
- Из речи людей разных профессий.
- «Я с тебя сниму стружку», — ворчал старый дед, грозя пальцем нашкодившему внуку.
Снять стружку = ругать, отчитывать. - «Вы постоянно сгущаете краски!» — возмущалась родительница ученика на нелестные отзывы учительницы в адрес ее сына.
Сгущать краски = преувеличивать, искажать в худшую сторону. - «Всегда старайся делать ход конем в отношении противника», — подчеркнул тренер в разговоре с начинающим спортсменом.
Ход конем = хитрый ход, неожиданный. - «Боевое крещение ты прошла успешно», — похвалила тренер свою воспитанницу после дебютного выступления.
Боевое крещение = первое участие в бою; первое серьёзное испытание в каком-либо деле.
- «Я с тебя сниму стружку», — ворчал старый дед, грозя пальцем нашкодившему внуку.
- Из сказок, народных легенд.
- «У тебя во лбу звезда горит», — засмеялась Марина, указывая на синяк Вовки.
- «Ну теперь твоя душенька довольна?» — спросила мама дочь, примеряющую новое платье.
- «Таня, ты прекрасна, спору нет», — бросил на бегу комплимент Толик своей однокласснице.
- «Закон джунглей. Выживает сильнейший», — подчеркнул Иван, похлопав побежденного соперника по плечу.
- «Ты явная принцесса на горошине: и это не так, и то плохо», — обиделась на подругу Юля.
- Из художественной литературы, речи героев произведения.
- «Ну ты, Стасик, и маменькин сынок, ничего сам не можешь сделать», — ругала брата сестра. («Недоросль»)
- «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»- воскликнула бабушка, увидев внучку в новом пальто. («Душенька»)
- «Я пришел к тебе с приветом — рассказать, что солнце встало», — рассмеялся отец, поднимая сына с постели. («Я пришел к тебе с приветом…»)
- «Счастливые часов не наблюдают!» — засмеялась девушка, опоздав на свидание.(«Горе от ума»)
- Заимствованные фразеологизмы
Пришли к нам из других языков: немецкого, французского, английского и др. Причем ко многим мы настолько привыкли, что считаем их своими.- Николай Петрович смотрел на все сквозь пальцы, поэтому жизнь его протекала легко и просто.
Смотреть сквозь пальцы = сознательно не замечать что-либо(из немецкого). - В незнакомой компании молодой человек чувствовал себя не в своей тарелке.
Не в своей тарелке = скованно, неудобно (из французского). - «Нельзя откладывать в долгий ящик решение вопроса о поездке на море», — заявила мама членам семьи.
Откладывать в долгий ящик = на неопределенное время (из немецкого) - «Сегодня гвоздь программы нашего концерта — выступление пианистки Кати Ивановой», — объявил конферансье.
Гвоздь программы—уникальный номер (из французского) - Марию Петровну все в округе называли синим чулком.
Синий чулок — женщина, лишённая женственности, обаяния и всецело поглощённая книжными, учёными интересами (из английского).
- Николай Петрович смотрел на все сквозь пальцы, поэтому жизнь его протекала легко и просто.
Интересные факты из истории происхождения некоторых фразеологизмов
Часто изучая фразеологизмы, можно отметить, что слова, входящие в его структуру, не совсем понятны. Например, в выражении «бить баклуши» что значит слово «баклуши»? И как оно возникло. Таких примеров можно привести немало. Попытаемся рассмотреть наиболее интересные.
Повесить нос
Глухая тетеря
Бить баклуши
Держи карман шире
Зачем нужны фразеологизмы?
В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но, к сожалению, в речи они используются редко. Почему так происходит? Дело в том, что многие люди просто не знают данных средств языка. Порой, не понимают их значения, затрудняются в правильном выборе в зависимости от смысла высказывания. Фразеологический словарь—надежный помощник в данной ситуации.
Фразеологизмы – важная часть словарного запаса любого человека. И для того, чтобы стать культурным, грамотным, успешным в общении, нужно изучать и правильно использовать эти интересные выразительные языковые средства. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в речи фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Викторина о космосе для детей 7-10 лет, с ответами
- Викторина о животных: для начальной школы с ответами
- Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах
- Вопросы для детей 7-8 лет: с ответами для викторины
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Как легко выучить таблицу умножения ребенку
- Как научить ребенка правильно держать ручку
- Звонкие и глухие согласные звуки: 1 класс, таблица, правило
- Сценарий праздника «Прощай, азбука»: 1 класс
- Викторина про спорт для детей 7-10 лет с ответами
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Викторина о цветах для начальной школы: 8-10 лет, с ответами
- Викторина «Россия - родина моя»: с ответами (1-4 класс)
- Тесты по ПДД для школьников: с ответами
- Викторина о зиме для детей с ответами