Викторина по математике, 1 класс
Эта викторина по математике для 1 класса ставит своей целью развить у детей интерес к изучению данного предмета, воспитать любознательность, вызвать желание познавать новое, масштабировать эрудицию, активизировать когнитивную деятельность. Также мероприятие позволяет оценить кругозор, проверить интеллектуальные возможности учащихся, способствует умению детей самостоятельно пополнять свои знания. Викторина по математике для 1 класса учит детей доказывать, объяснять, отстаивать свое мнение. Подобные образовательные игры способствуют формированию навыков командной работы и чувства здоровой конкуренции. Кроме того, мероприятие воспитывает в первоклассниках уважение друг к другу, инициативность, активность и упорство. Помимо интеллектуальных способностей, логического мышления, смекалки, памяти, внимательности и наблюдательности, игра развивает воображение и творческое начало в детях, а также улучшает их коммуникативные навыки. А еще подобная тренировка может работать как эффективная подготовка к математическим олимпиадам для 1 класса.
§ Ход и правила викторины по математике для 1 класса
Подготовка к математической викторине включает разделение класса на несколько команд – 3, 4 или 5. Пусть дети придумают названия и девизы для каждой из них. Желательно, чтобы в креативах отражалась тема занятия. Это может быть что-то, связанное с уроками, школой, математикой, знаниями, образованием и т.д. Например: «Умники», «Знайки», «Математики», «Повелители цифр», «Мастера чисел», «Эрудиты», «Знатоки» и тому подобное.
Ведущим интерактивной викторины для младших школьников является учитель, который может взять себе в помощники несколько учеников. Ассистенты берут на себя обязанность раздавать карточки с заданиями, собирать выполненные командами работы, раздавать награды по результатам конкурса. Не забудьте заранее подготовить эти самые награды. То могут быть грамоты, сладкие призы, канцелярия или что-то в этом духе.
Все задания викторины по математике для 1 класса ранжируются по разделам:
- Разминка.
- Что вы знаете о математике (с вариантами ответов).
- Ребусы.
- Вопросы на логику.
- Загадки в цифрах.
- Задания со «звездочкой».
- Битва капитанов.
- Конкурс для болельщиков.
- Подведение итогов.
Теперь подробнее о правилах турнира по математике для 1 класса. Ведущий зачитывает вопрос. Командам дается время, чтобы обсудить решение и назначить отвечающего. На обсуждение можно давать 1, 2 или 3 минуты в зависимости от сложности задачи. Участники могут попробовать дать ответ до истечения положенного времени. При этом предположение должно быть обоснованным. Если ответ оказалось неверным, право заработать очки переходит к соперникам. За правильный ответ команда получает один балл. Если ни одна из команд не может справится с заданием, стоимость следующего вопроса увеличивается на один балл.
Право выбирать, кто будет отвечать на вопрос, принадлежит капитану команды. Возможность демонстрировать готовность игроков к ответу поднятием руки или специальной карточки (жетона) также делегируется лидеру группы.
За ходом развивающей игры по математике для детей следит жюри. Оно принимает решение о начислении баллов команде. Если ответ дан в неполном виде или не совсем точен, жюри следит, чтобы не было подсказок со стороны зрителей. Если нарушения будут замечены, судьи вправе снять балл со счета команды.
Итак, время начинать нашу математическую игру для начальной школы. Сегодня у наших участников появилась возможность продемонстрировать свою находчивость, фантазию, самообладание и вообще прекрасно провести время, отдохнуть и узнать много нового.
§ Блок первый «Разминка»
Легкие задания по математике для первоклассников служат прекрасной подготовкой и тренировкой к более трудным вопросам, которые мы добавили в последующие разделы нашей викторины. После того, как ученики набьют руку на разминочном этапе, сложные игровые задания по математике для детей уже не будут казаться тяжким испытанием, а, скорее наоборот, будут приняты как более увлекательные, интригующие элементы интеллектуального турнира.
✍ Простые задачи по математике для начальной школы «Что вы знаете о царице наук?»
1.Сколько ног осьминога?
Ответ: Восемь.
2. Одна голова хороша, а … лучше.
Ответ: Две.
3. … раз отмерь, … раз отрежь.
Ответ: Семь, один.
4. Не имей … рублей, а имей … друзей.
Ответ: Сто.
5. Сказка «… поросенка».
Ответ: Три.
Наверное, многие слышали такое выражение: «Математика — царица наук». Но почему именно этот предмет удостоился столь высокого звания? Объясняем:
- В математике действуют универсальные знаки и символы, которые актуальные для всех остальных наук. Почти все явления в мире людей и природы можно описать математическими знаками.
- Логика появилась благодаря математике. Факт в том, что все науки так или иначе опираются на логику. Даже художественное творчество как процесс можно описать математически.
- Практически все сферы жизни зависят от математики и ее законов. Например, без них никак не получится создать и запустить космический корабль, проложить дорогу, осуществлять фермерскую деятельность и так далее.
- С помощью математики человек развивает свои когнитивные способности, тренирует память, интеллект.
6. Если цифру 6 перевернуть вверх ногами, то получится цифра …
Ответ: Девять.
7. В неделе … дней.
Ответ: Семь.
8. На руке … пальцев.
Ответ: Пять.
9. Слова записываются буквами, а числа …
Ответ: Цифрами.
10. … пятниц на неделе.
Ответ: Семь.
11. Их ученикам ставит учитель за работу на занятии.
Ответ: Оценки (отметки).
12. В году … месяцев.
Ответ: Двенадцать.
13. На одной ноге в болоте,
Вы меня легко найдете.
Ответ: Единица.
14. Я в озере лебёдка
Длинношеяя молодка.
Ответ: Двойка.
15. Я неплохо потрудилась –
В кресле мягком развалилась.
Ответ: Пятерка.
16. Я – горбатая старушка,
Или стружка-завитушка.
Ответ: Тройка.
17. Летом траву я кошу на лугах,
Зимою я – на гвозде в сенях.
Ответ: Семерка (символизирует косу).
18. Как называется наука, которая изучает числа и фигуры?
Ответ: Математика.
19. Сколько цветов в радуге?
Ответ: Семь.
20. Сколько секунд в одной минуте?
Ответ: Шестьдесят.
21. Сколько минут в одном часе?
Ответ: Шестьдесят.
22.Какое число называют «счастливым»?
Ответ: Семь.
23. Какое число называют «дюжиной»?
Ответ: Двенадцать.
24. Сколько дней в феврале в високосный год?
Ответ: 29.
25. Сколько дней в високосном году?
Ответ: 366.
26. Сколько часов в сутках?
Ответ: 24.
27. Назовите любую единицу измерения длины.
Ответ: Сантиметр, метр, километр, миллиметр, дециметр (любой из вариантов верен).
28. Как называется самая маленькая единица измерения времени?
Ответ: Секунда.
29. Какой знак используют для сложения?
Ответ: Плюс (+).
30. Как называется число, состоящее из двух цифр?
Ответ: Двузначное число.
31. У … нянек дитё без глазу.
Ответ: Семи.
32. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – … радости.
Ответ: Две.
33. … в поле не воин.
Ответ: Один.
34. Лучше … раз увидеть, чем … раз услышать.
Ответ: Один, Сто.
35. … пядей во лбу.
Ответ: Семи.
36. … сапога – пара.
Ответ: Два.
37. … пчела немного меду натаскает.
Ответ: Одна.
38. Обещанного … года ждут.
Ответ: Три.
39. … бед – … ответ.
Ответ: Семь, один.
40. Как … капли воды.
Ответ: Две.
41. Сводить к …
Ответ: Нулю.
42. Отпустить на все … стороны.
Ответ: Четыре.
43. Знает, как свои … пальцев.
Ответ: Пять.
44. … внимания.
Ответ: Ноль.
45. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь
Ответ: Двумя, одного.
46. Скупой платит…
Ответ: Дважды.
47. … колесо в телеге.
Ответ: Пятое.
48. Муж и жена – … сатана.
Ответ: Одна.
49. Льет слезы в … ручья.
Ответ: Три.
50. Жить в … стенах.
Ответ: Четырех.
§ Блок второй «Что вы знаете о математике?»
Здесь предлагается ряд легких заданий по математике для первоклассников. Команды могут выбрать один вариант ответа из четырех возможных. За каждый правильный ответ игроки награждаются одним баллом.
✍ Вопросы ко второму блоку «Что вы знаете о математике?»
1. И фигура, и шляпа. Что это?
1) Котелок
2) Сомбреро
3) Цилиндр
4) Панама
Ответ: 3) Цилиндр.
2. Восьмерка в горизонтальном положении символизирует …
1) Удачу
2) Бесконечность
3) Закономерность
4) Последовательность
Ответ: 2) Бесконечность.
3. Назовите самое большое число.
1) Квадриллион
2) Секстиллион
3) Числовой ряд бесконечен, поэтому самое большое число назвать нельзя
4) Миллиард миллиардов
Ответ: 3) Числовой ряд бесконечен, поэтому самое большое число назвать нельзя.
4. Фигура, у которой нет углов.
1) Трапеция
2) Квадрат
3) Круг
40 Полукруг
Ответ: 3) Круг.
5. Кто считается «отцом математики»?
1) Альберт Эйнштейн
2) Пифагор
3) Исак Ньютон
г) Леонард Эйлер
Ответ: 2) Пифагор.
6. Какая форма похожа на круг, но немного вытянутая?
1) Овал
2) Квадрат
3) Треугольник
4) Прямоугольник
Ответ: 1) Овал.
7. Как думаете, как называется число, делящееся только на себя и на единицу?
1) Простое
2) Сложное
3) Натуральное
4) Рациональное
Ответ: 1) Простое число. Примеры простых чисел: 2, 3, 5, 7, 11.
8. Как называется набор из трех чисел, расположенных в определенном порядке?
1) Последовательность
2) Массив
3) Группа
4) Тройка
Ответ: 1) Последовательность.
9. Какой знак используется для обозначения вычитания?
1) +
2) —
3) ×
4) ÷
Ответ: 2) —
10. Как называется самый первый математический символ, который дети учат в школе?
1) Плюс
2) Минус
3) Деление
4) Умножение
Ответ: 1) Плюс.
11. Как называется результат вычитания одного числа из другого?
1) Сумма
2) Разность
3) Произведение
4) Частное
Ответ: 2) Разность.
12. Как называется результат сложения двух чисел?
1) Сумма
2) Разность
3) Произведение
4) Частное
Ответ: 1) Сумма.
13. Как называется фигура с тремя сторонами?
1) Квадрат
2) Треугольник
3) Прямоугольник
4) Круг
Ответ: 2) Треугольник.
14. Кто придумал ноль?
1) Архимед
2) Пифагор
3) Майя
4) Леонардо да Винчи
Ответ: 3) Майя.
15. Кто считается «отцом геометрии»?
1) Архимед
2) Пифагор
3) Евклид
4) Ньютон
Ответ: 3) Евклид.
16. Как думаете, как называется число, которое не делится на два без остатка?
1) Четное
2) Нечетное
3) Простое
4) Составное
Ответ: 2) Нечетное.
17. Какое число считается счастливым в китайской культуре?
1) 4
2) 7
3) 8
4) 13
Ответ: 3) 8.
18. Получают ли математики Нобелевскую премию?
1) Да
2) Нет
3) Не всегда
4) Раньше получали, сейчас нет
Ответ: 2) Нет.
19. Сколько углов у прямоугольника?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
Ответ: 3) 4.
20. Кто придумал знак «плюс» для сложения чисел?
1) Пифагор
2) Леонардо да Винчи
3) Альберт Эйнштейн
4) Маттиас Хупе
Ответ: 4) Маттиас Хупе.
21. Подумайте, какое число является результатом умножения любого числа на 1?
1) 0
2) То же самое число
3) Следующее число
4) На единицу меньше
Ответ: 2) То же самое число.
22. Сколько раз нужно сложить 5, чтобы получить 20?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
Ответ: 3) 4.
23. Как называется единица измерения длины, которая больше сантиметра, но меньше метра?
1) Милиметр
2) Дециметр
3) Километр
4) Мегаметр
Ответ: 2) Дециметр.
24. Сколько пальцев на обеих руках у человека?
1) 8
2) 9
3) 10
4) 11
Ответ: 3) 10.
25. Как называется часть суток от 12:00 до 18:00?
1) Утро
2) День
3) Вечер
4) Ночь
Ответ: 2) День.
26. Какое число является первым в ряду натуральных чисел?
1) 0
2) 1
3) 2
4) 3
Ответ: 2) 1.
27. Как называется процесс прибавления одного числа к другому?
1) Вычитание
2) Умножение
3) Деление
4) Сложение
Ответ: 4) Сложение.
28. Какой математик известен своей теоремой о прямоугольных треугольниках?
1) Архимед
2) Пифагор
3) Эвклид
4) Талес
Ответ: 2) Пифагор.
29. Как называется уменьшение одного числа на величину другого числа?
1) Сложение
2) Вычитание
3) Умножение
4) Деление
Ответ: 2) Вычитание.
30. Как называется форма, у которой все стороны равные и все углы прямые?
1) Круг
2) Прямоугольник
3) Треугольник
4) Квадрат
Ответ: 4) Квадрат.
31. Что измеряют в граммах?
1) Длину
2) Вес
3) Время
4) Объём
Ответ: 2) Вес.
32. Что больше: четверть или половина?
1) Четверть
2) Половина
3) Они равны
4) Нельзя сравнивать
Ответ: 2) Половина.
33. Сколько десятков в числе 50?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
Ответ: 3) 5.
34. Сколько копеек в одном рубле?
1) 50
2) 100
3) 150
4) 200
Ответ: 2) 100.
35. Какой день недели идет после вторника?
1) Понедельник
2) Среда
3) Четверг
4) Пятница
Ответ: 2) Среда.
36. Сколько десятков в числе 30?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: 3) 3.
37. Кто был первым человеком, который использовал символы для обозначения чисел и арифметических операций?
1) Архимед
2) Ньютон
3) Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
4) Пифагор
Ответ: 3) Леонардо Пизанский (Фибоначчи).
38. Сколько сантиметров в одном дециметре?
1) 1
2) 10
3) 100
4) 1000
Ответ: 2) 10.
39. Как называется линия, у которой есть начало и конец.
1) Луч
2) Отрезок
3) Прямая
4) Ребро
Ответ: 2) Отрезок.
40. Объемный круг называется …
1) Овал
2) Эллипс
3) Шар
4) Сфера
Ответ: 3) Шар.
41. Сколько сторон у квадрата?
1) 2
2) 4
3) 6
4) 3
Ответ: 2) 4.
42. Сколько букв в русском алфавите?
1) 10
2) 34
3) 28
4) 33
Ответ: 4) 33.
43. Сколько сторон у шестиугольника?
1) 6
2) 3
3) 4
4) 5
Ответ: 1) 6.
44. Сколько десятков в числе 18?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ: 1) Один.
45. Как называется результат при сложении?
1) Разница
2) Произведение
3) Частное
4) Сумма
Ответ: 4) Сумма.
46. Сколько гласных звуков в русском языке?
1) 5
2) 6
3) 10
4) 11
Ответ: 2) 6.
47. Сколько слогов в слове «миллиметр»?
1) 9
2) 6
3) 3
4) 5
Ответ: 3) 3.
48. Сколько десятков в числе 13?
1) 1
2) 3
3) 4
4) 10
Ответ: 1) Один.
49. Как называется результат при вычитании?
1) Доля
2) Разница
3) Вычитка
4) Остаток
Ответ: 2) Разница.
50. Существуют ли тупые углы?
1) Нет, бывают только умные
2) Да, бывают острые, прямые и тупые
3) Да, существуют прямые и тупые углы
4) Нет, углы вообще не делятся на группы
Ответ: 2) Да, бывают острые, прямые и тупые.
§ Блок третий «Разгадай ребусы»
Математические задания для первоклассников ну никак не могут обойтись без этого типа вопросов на смекалку. За каждый правильный ответ команде засчитывается один балл – до 14 задания включительно – и два балла за каждое верное решение, начиная с 15 задания и до конца блока.
✍ Вопросы по математике для детей к третьему блоку «Разгадай ребусы»
2. 3КО
Ответ: Трико.
3. С3Ж
Ответ: Стриж.
4. О5
Ответ: Опять.
5. ПО2Л
Ответ: Подвал.
6. ЛИ100К
Ответ: Листок.
7. КО100ЧКА
Ответ: Косточка.
8. ПИ100ЛЕТ
Ответ: Пистолет.
9. СВИ100К
Ответ: Свисток.
10. АК3СА
Ответ: Актриса.
11. 40А
Ответ: Сорока.
12. КУ100′
Ответ: Куст.
13. 100ЛБ
Ответ: Столб.
14. 3ООО
Ответь: Трио.
15. 7 + Б = ВВ
Ответ: 7+4=11.
Подсказка: В числовых ребусах часто предлагается пример, где цифры в числах заменены буквами, звёздочками или другими символами. Чтобы понять, что именно скрыто за этой «абракадаброй», нужно хорошенько подумать и написать пример, который теперь целиком состоит только из цифр. Как мы знаем, всего цифр в математике существует десять: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Для успешной расшифровки ребусов такого типа стоит учитывать несколько правил:
- В любом ребусе одинаковые буквы обозначают одну и ту же цифру, а разные буквы – разные цифры.
- Каждая звёздочка заменяет только одну цифру. Мы не можем знать, являются ли цифры, замененные звездочками, одинаковыми. Возможно, да, а возможно, они разные. Наверняка нам известно только их количество. Но даже такой скудной информации вполне хватает для решения поставленной задачи.
16. *9 + * + * = 1*
Ответ: 19+0+0=19.
Ответ: 1+3=4, 3-2=1.
Ответ: 9+1=10.
Ответ: Фигура.
20. Рассмотрите чудо-квадрат. Если сложить все числа в любом столбце, строке или по диагонали, то получится один и тот же результат. Какой именно?
Ответ: 15.
§ Блок четвертый «Продолжи числовой ряд»
В этом разделе мы предлагаем более сложные математические задания для первоклассников. Ведь одно из важнейших умений ребенка — способность находить и определять логическую последовательность объектов.
Верные решения поощряются двумя баллами ответившей команде.
✍ Задачи по математике для начальной школы «Продолжи числовой ряд»
1. 1, 2, 3, 4 ? 6
Ответ: 5.
2. 2, 3, 5, 9 ? 33
Ответ: 17. Здесь каждое последующее число означает, что предыдущее число умножили на два и отняли от результата единицу.
3. 3, 6, 9 ? 15, 18
Ответ: 12. В этом ряду добавляется +3 к каждому числу.
4. 7, 22, 37, 52, 67 ? ? ? ?
Ответ: 82, 97, 112, 127. В этом ряду добавляется +15 к каждому числу.
5. 40, 28, 18, 10, ? ?
Ответ: 4, 0. Каждый раз вычитается число, уменьшенное на два: сначала -12, потом -10, затем -8, далее -6 и -4.
6. 3, 9, 15, 21 ?
Ответ: 27. К каждому число добавляется +6.
7. 20, 14, 9, 5 ? ?
Ответ: 2, 0. Из каждого предыдущего числа вычитается сначала 6, потом каждый раз число на единицу меньше, то есть -5, -4, -3, -2.
8. 30, 25, 55, 50, 80, 75, ? ? ? ?
Ответ: 105, 100, 130, 125. Сначала добавляется +30, потом от получившегося числа отнимается -5, потом опять прибавляется +30, далее снова отнимается -5.
9. 59, 37, 48, 26 ? ?
Ответ: 4, 15. Сначала отнимается -22, затем к этому числу добавляется +11, далее повторяется то же самое.
10. 5, 6, 8, 12, 20, 36, 68, 122 ? ?
Ответ: 240, 276. Здесь каждое последующее число означает, что из предыдущего числа вычли два и результат умножили на два.
§ Блок пятый «Логические концовки»
В этом разделе викторины по математике для 1 класса участникам предстоит закончить фразы исходя из логики их первой части. Например: Если солнце светит ярче луны, то луна … светит тусклей, чем солнце. За все правильные решения игрокам в копилку добавляется по одному баллу.
✍ Задания к пятому блоку «Логические концовки»
1. Если сериал идет дольше фильма, то фильм… (идет меньше сериала).
2. Если озеро глубже пруда, то пруд… (мельче озера).
3. Если 10 больше 9, то 9… (меньше 10).
4. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
5. Если первое кресло мягче второго, то второе… (жестче первого).
6. Если Петя вышел позже Димы, то Дима… (вышел раньше Пети).
7. Если Маша бегает быстрее Даши, то Даша… (бегает медленнее Маши).
8. Если мороженое холоднее молока, то молоко… (теплее мороженого).
9. Если пятиэтажный дом ниже девятиэтажного, то девятиэтажный дом… (выше пятиэтажного).
10. Если летом теплее, чем осенью, то осенью… (холоднее, чем летом).
§ Блок пятый «Загадки в цифрах»
✍ Вопросы по математике для детей к блоку «Загадки в цифрах»
1. 5 братцев в одном домике живут.
Ответ: Варежка и рука.
2. 1 ствол, много ветвей, а на ветвях много гостей.
Ответ: Дерево.
3. На 4-х ногах стою, ходить вовсе не могу.
Ответ: Стол.
4. Цифру 8 на носу нередко носим.
Цифра 8 плюс крючки – получаются…
Ответ: Очки.
5. На два пальца меня надевают и что нужно мной разрезают.
Ответ: Ножницы.
6. 2 плетенки, 2 сестренки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли 5 и 5.
Ответ: Варежки.
7. Эта цифра просто чудо,
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец.
Ответ: 3.
8. Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я.
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться.
Ответ: 10.
9. Если 2 перевернуть и внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру …
Ответ: 5.
10. Под одной крышей 4 братца стоят.
Ответ: Стол.
11. В году у дедушки 4 имени.
Ответ: Сезоны года (весна, лето, осень, зима).
Есть такие календарные понятия, как декада и квартал. Декада — это десять дней. Представим, что мы планируем какие-то события по календарю и для этого отсчитываем десять дней подряд. Вот это и будет декада. Например, с 1 по 10 число — это одна декада, с 10 по 19 – другая. При этом декады не обязательно считать с первого числа месяца. Декада — это просто период из десяти дней, который может начинаться с любого дня месяца. Например, это может быть промежуток с 5 по 14 число или с 10 по 19 число. Важно только, чтобы период длился ровно десять дней. Каждый месяц делится только на три декады по 10 дней.Квартал – это гораздо более длинный период времени – целых три месяца. Год делится на четыре части, и каждая часть состоит из трёх месяцев. Например, первый квартал — это январь, февраль и март, второй — это апрель, май и июнь, третий – июль, август, сентябрь, а четвертый – октябрь, ноябрь и декабрь. Примечательно, что кварталы не совпадают точно с сезонами года, но они перекрываются. Вот как они соотносятся с сезонами на примере зимы: декабрь – это 4-й квартал предыдущего года, а январь, февраль входят в состав 1-го квартала наступившего года.
12. … на свете жил
Крепко с цифрой 3 дружил.
Глазками тремя мигал,
Никогда не отдыхал.
Ответ: Светофор. 13.
13. На ступеньках – песенка.
Ответ: Ноты.
14. То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка
В ученической тетради
Знаю точно – все ей рады.
Ответ: 4.
15. Цифра … – дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.
Ответ: 6.
16. Белка сыну на обед
Принесла больших конфет,
Все с орешками внутри,
В шоколаде ровно — …
Ответ: 3.
17. Цифра с виду как игрушка –
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей оземь.
Всем понятно – это …
Ответ: 8.
18. Запросто можно увидеть четверку,
Если устроить в квартире уборку:
Цифру … напомнит нам с вами
Стул, перевернутый вверх ногами.
Ответ: 4.
19. Три ноги в черных сапогах, белые зубы и педаль. О чем идет речь?
Ответ: Рояль.
20. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Вот и весь я – …
Ответ: Осьминог.
§ Блок шестой «Задания со звездочкой»
В этом разделе нашей викторины детям предлагается решить более сложные задачи. Математические задания для первоклассников здесь более всего ориентированы на смекалку, логику, наблюдательность игроков. Каждое верное решение награждается тремя баллами.
✍ Вопросы к шестому блоку «Математические задания для первоклассников со звездочкой»
1. Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
Ответ: Все месяцы, кроме февраля (в этом месяце может быть 28 или 29 дней максимум).
2. Стоит в поле дуб, а на нем 10 веток, на каждой из которых по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?
Ответ: Нисколько: на дубах не растут сливы.
3. Настя, Ира и Люба подружки. Настя выше Иры, Ира выше Люба. Кого из них как зовут?
Ответ: Самая высокая – Настя, Ира среднего роста, а Люба ниже всех.
4. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 7 грузовых и 4 легковых машины. Сколько всего машин шло в село?
Ответ: Если машины ехали навстречу, то в село ехала только одна – такси. Если машины ехали по той же полосе (попутные), что и такси, то в село направлялось 12 машин.
5. Одного щенка звали Чарли, второго Майло, третьего Рекс. У Чарли длинные уши, у Майло длинный хвост, а у Рекс сидит в середине. Кто есть кто?
Ответ: Майло, Рекс, Чарли.
6. Перед вами котята Стиви, Санни и Томми. Санни и Стиви не полосатые. Справа от Стиви сидит Томми. Кто есть кто?
Ответ: Томми, Стиви, Санни.
7. Что легче – 2 кг листьев или 2 кг бетона.
Ответ: Весят одинаково – 2 кг.
8. Два строителя за два часа работы соорудят фундамент многоэтажного дома.
Сколько нужно строителей, чтобы они за десять часов работы соорудили пять таких фундаментов?
Ответ: 2 строителя.
Чтобы правильно решить это задание, нужно:
- Понять, сколько времени требуется двум строителям для одного фундамента. Два строителя за два часа строят один фундамент.
- Сколько фундаментов могут построить два строителя за десять часов. Если за два часа строители строят один фундамент, то за десять часов (10 часов ÷ 2 часа) они могут построить: 10 часов ÷ 2 часа = 5 фундаментов.
- Сколько строителей нужно, чтобы построить пять фундаментов за десять часов. Значит, для того чтобы построить пять фундаментов за десять часов, достаточно тех же двух строителей.
9. Назовите 5 разных дней, не обозначая названия дней и чисел.
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Хотя если бы мы называли дни недели как они есть на самом деле, то звучали бы они так: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница (а также суббота и воскресенье).
10. Лестница состоит из 11 ступенек. Какая из них является серединой лестницы?
Ответ: Шестая. Если встать на нее, то позади останется пять ступенек и впереди будет столько же.
11. Три сардельки варятся семь минут. Сколько времени будут вариться 10 таких же сарделек?
Ответ: Семь минут.
12. Когда курица стоит на двух ногах, она весит три килограмма. Сколько она будет весить, если встанет на одну ногу?
Ответ: Столько же. Если курица поднимет одну ногу, ее вес не изменится, потому что масса тела не зависит от этого.
13. Шли 5 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
Ответ: 6. Важный момент: сестра одна и та же для всех братьев. Значит, вместе с пятью братьями идет только одна сестра. В итоге, всего шло 6 человек: 5 братьев и 1 сестра.
14. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка, напротив каждой из них — три кошки. Сколько их всего в комнате?
Ответ: 4. Здесь важно понять: когда говорится, что напротив каждой кошки сидят три другие, это не добавляет новые объекты, а просто указывает, что каждая кошка видит трех других, сидящих в остальных углах.
15. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
Ответ: 4.
В задаче говорится, что у животного по две ноги с разных сторон. Мы знаем, что у животных не бывает 8 ног, если, конечно, мы не говорим об осьминоге. Также необходимо понять, что все эти разновидности ног, перечисленные в задаче, могут быть, по сути, одними и теми же, только названы иначе. Например, передняя и задняя нога по правую сторону также обе являются правыми, а передняя и задняя по левую сторону также обе являются левыми.
16. На стройке работал каменщик. В первый день он построил две бани, во второй — три дома. Сколько сооружений он возвел за два дня?
Ответ: Нисколько: один каменщик не смог бы так быстро проделать столь большой объем работы.
17. У бабушки внучка Юля, кот Марсик, собака Алиса. Сколько у бабушки внуков?
Ответ: Одна внучка, ведь кот и собака – это не внуки, а домашние питомцы.
18. Каждый из двоих взрослых ведет за руку двух детей. Сколько детей в этой компании?
Ответ: Четверо.
19. Гуляя по лесу, вы с друзьями увидели нескольких лисят, которые прятались за стволом старого дуба. Разве что лапки торчали из-за дерева – всего 12 штук. Так сколько лисят было за деревом?
Ответ: 3. У каждого лисенка – по четыре лапки. А если в поле зрения попали все двенадцать лапок, значит, лисят было трое.
20. В раздевалке стоят 2 пары сандалий, 4 пары полуботинок и 3 пары балеток. Сколько обуви на левую ногу стояло в раздевалке.
Ответ: 9 штук.
Понять, что такое «пара обуви». Это вещь, которая состоит из двух туфель: для левой и для правой ноги. Посчитаем пары. У нас есть 2 пары сандалий, в числе которых 2 левых и 2 правых. Есть 4 пары полуботинок, то есть 4 левых и 4 правых. У нас есть 3 пары балеток, то есть есть 3 левых и 3 правых балетки. Посчитаем все левые туфли. 2 левых сандалия, 4 левых полуботинка, 3 левых балетки. Складываем их и получаем 9 левых туфель.
21. В доме живет много кошек. На первом этаже три, на втором в два раза больше, на третьем — столько же, сколько на втором, плюс еще две. Сколько всего?
Ответ: 17.
22. Трое детей помогают маме готовить обед. Для всех это заняло два часа. Сколько часов потратил на готовку каждый?
Ответ: 2.
23. В семье братьев столько же, сколько и сестер. Всего детей четверо. А сколько братьев?
Ответ: 2.
24. В корзине лежат пирожки. Их можно разделить поровну между 4 или 3 детьми. Сколько пирожков в корзине, если их меньше 36, но больше 6.
Ответ: 12.
25. Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всего людей?
Ответ: Трое.
26. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?
Ответ: 2. Другие пять догорели.
27. У тебя гости, а в холодильнике — пакет молока, газировка и йогурт. Что ты откроешь сначала?
Ответ: Холодильник.
28. Лена, Петя и Катя решили поесть конфет и купили 10 с малиновой начинкой, 10 с абрикосовой и 10 с вишневой. Петя выбрал 10 конфет с абрикосовой начинкой, а Лена не любит малиновую начинку. Кто из ребят какие конфеты ест?
Ответ: Петя — с абрикосовой начинкой, Лена — с вишневой, Катя — с малиновой.
29. За столом сидят муж с женой и брат с сестрой. Сколько всего человек?
Ответ: Трое: муж, жена и либо брат жены, либо сестра мужа.
30. Летят несколько уток. Одна впереди, две — сзади. Одна между двумя и три рядом с ней. Сколько всего летит уток?
Ответ: 3.
31. Два сына и два отца съели три яблока. Сколько яблок съел каждый?
Ответ: По одному.
32. Брат старше сестры на 5 лет. Насколько он будет старше ее через 10 лет?
Ответ: Также на 5 лет.
33. У Кости было 4 апельсина.
Так как Костя совсем не жадный, он дал своим четырем друзьям по одному апельсину. Друзья у Кости тоже не жадные. Каждый из них разделил свой апельсин пополам и половинку отдал Косте. Сколько апельсин стало у Кости?
Ответ: 4 половинки или 2 целых апельсина.
34. Когда кошке исполнится 8 лет, что произойдет?
Ответ: Ей пойдет девятый год.
35. В три часа дня в Самаре шел дождь. Может ли быть в Самаре солнечная погода через девять часов?
Ответ: Нет, так как в этом время в Самаре будет ночь.
36. Есть ли 8 марта в Австралии?
Ответ: Есть.
37. Полдыни весит 1 кг. Сколько весят 5 дынь?
Ответ: 10 кг: одна дыня весит как две полдыни, то есть 2 кг, значит, 5 дынь весит 10 кг.
38. Полтора арбуза стоят 300 рублей. Сколько стоят 5 арбузов?
Ответ: 1000 рублей.
Сначала нужно понять, что такое «полтора арбуза». это один целый арбуз и еще половинка арбуза. Выяснить, сколько стоит один арбуз. Если полтора арбуза стоят 300 рублей, мы можем узнать, во сколько обойдется один целый арбуз. Разделим 300 рублей на 1,5 (так как полтора арбуза = 1,5 арбуза) и получим 200 рублей. Это цена одного арбуза. Теперь посчитаем, сколько стоят 5 арбузов. Если стоимость одного — 200 рублей, то пять будут выйдут за 1000 рублей: 200 рублей × 5 арбузов = 1000.
39. Почему японский парикмахер предпочтет постричь двух японцев, чем одного испанца?
Ответ: Потому что доход с двоих клиентов выше, чем с одного.
40. Трое детей в соседнее село в гости к своим знакомым и повстречали двух старушек. Каждая из них тащила с собой ведро, а в каждом ведре сидели по две мышки. Сколько живых существ направлялось в соседнее село?
Ответ: Трое дети.
В задаче говорится, что трое детей шли в соседнее село. Это самый важный момент. Дальше говорится, что дети повстречали двух старушек. Но они не шли в соседнее село, а просто встретились с детьми по пути. Поэтому старушек, с их ведрами и мышками, во внимание брать не нужно. Таким образом, направлялись в соседнее село только трое детей.
§ Блок седьмой «Битва капитанов»
Для выполнения математических заданий для первоклассников на данном этапе приглашаются капитаны участвующих в игре команд. Верные решения предложенных лидерам групп задач вознаграждаются тремя, двумя или одним баллом в зависимости от точности и полноты ответа. Общее количество заработанных капитаном очков в этом соревновании добавляется в копилку его команды.
✍ Задания к седьмому блоку «Битва капитанов»
1. Какой ряд чисел относится к натуральному ряду:
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2) -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4
3) 1.5, 2, 2.5, 3, 3.5, 4, 4.5, 5
4) 0, 1, 2, 3
Ответ: 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Натуральные числа используются для счёта и упорядочивания. Они начинаются с единицы и продолжаются до бесконечности: 1, 2, 3, 4, 5, и так далее. В некоторых случаях к натуральным числам также относят 0, но чаще всего понимаются именно положительные целые числа без нуля. Отрицательные числа относятся к категории целых. Целые, в свою очередь, включают в себя все натуральные числа (1, 2, 3, …), а также их отрицательные аналоги (-1, -2, -3, …) и ноль (0).Дроби (1.5, 3.4, 5.3, 0.3, 7/8, 2/5, 9/10, -5.5, -6.9, -3/7, -12/18 и т.д.) относятся к категории рациональных чисел. Это такие числа, которые можно выразить в виде отношения одного целого числа к другому целому числу (кроме нуля), то есть в виде дроби (5/10, 3/4, -5/8, -1/4 и т.д.). Подробнее эти темы вы рассмотрите в последующие учебные годы.
2. Капитанам выдаются листки с изображением геометрической фигуры. Каждый должен определить, сколько треугольников включает данная фигура. Ответ записывается на том же листке и сдается на проверку жюри. Побеждает тот лидер, которые ответил правильно или более всего приблизился к верному решению.
Задание: определить, сколько треугольников на рисунке.
Ответ: 12.
3. Капитанам нужно изобразить человека с помощью цифр от 0 до 9. Далее получившиеся рисунки передаются жюри. Максимальное количество баллов зарабатывает тот лидер, который предложил более убедительный результат.
4. Перечислите геометрические фигуры, какие вы знаете, и распределите их по группам – фигуры с углами и без углов.
Ответ: Фигуры с углами: треугольник, квадрат, трапеция, ромб. Фигуры без углов: овал, круг.
5. Представьте, что вам нужно установить 2 стула в комнате так, чтобы у каждой из четырех ее стен находилось по одному стулу? Как вы это сделаете?
Ответ: Поставим первый стул в угол комнаты. У этого угла есть две стены (например, передняя и левая). Поставим второй стул в противоположный угол. У этого угла тоже есть две стены (например, задняя и правая).
6. На грядке сидят 4 вороны, к ним присоединились еще 5. Птиц приметил дворовый кот и начал к ним подкрадываться. Но как только он прыгнул в попытке схватить ворону, та вмиг взлетела и оставила усатого охотника с носом. А теперь подумайте, сколько птиц еще осталось на грядке?
Ответ: Нисколько, потому что все разлетелись, когда кот напал на одну из птичек.
7. Если сложить эти два числа, то получится 9, а если из одного вычесть другое, то в остатке будет 3. Что это за числа?
Ответ: 5 и 2.
8. Валя пошла в первый класс. Ей 7 лет. У девочки есть младший брат Андрей, ему пока 2 года. Сколько лет будет Вале, когда Андрею тоже исполнится 7 лет?
Ответ: 12.
9. К доске выходят капитаны от каждой команды и зачёркивают числа по порядку от 1 до 20. Кто быстрее справится, тот и победил. Самый быстры получает 3 балла, тот, кто на втором месте, – 2 балла, а кто занял третье – 1 балл.
10. Расшифруйте слово:
а-10, а-1, ф-4, т-7, р-2, к-9, м-5, и-3, е-6, и-8.
Ответ: Арифметика.
§ Блок восьмой «Конкурс для болельщиков»
Этот раздел викторины по математике для 1 класса позволит болельщикам поупражняться в собственном остроумии, эрудиции, скорости и внимательности, а также заработать дополнительные очки для той команды, за которую они болеют. За каждую верно решенную задачу начисляется один балл. Отвечает тот, кто первый поднял руку.
✍ Вопросы к восьмому блоку «Конкурс для болельщиков»
1. Представьте, что вы гуляете по лесу и замечаете, как из-за куста выглядывают 4 заячьи мордашки. Сколько ушек вы насчитаете?
Ответ: 8.
2. На ветке сидело 10 галок. Все, кроме 2, улетели. Сколько галок осталось?
Ответ: 2.
3. Две подружки смотрели серию своего любимого сериала в течение 40 минут. Сколько времени каждая из них потратила на просмотр.
Ответ: Один час.
4. Ежик темнее белки щенка. Белка темнее Соболя. Кто всех темнее?
Ответ: Ежик.
5. При сложении двух числе получилось 5. Когда из одного вычли другое, осталось тоже 5. Какие это были числа?
Ответ: 5 и 0.
6. Настал декабрь. У дома распустились три куста розы, зацвели два дерева сирени сливы, одна яблоня и три черемухи. Сколько всего цветущих растений?
Ответ: Ноль. В декабре растения не цветут.
7. Сколько лап у двух мышек и двух уточек?
Ответ: 12.
8. Масса двух крупных слив равен массе одного среднего яблока. Представьте, что перед вами 5 таких слив и 3 таких яблока. Что перевесит?
Ответ: 3 яблока. Их масса равна массе 6 слив.
9. Перед вами ряд чисел: 9, 7, 6, 5, 3, 1. Какое лишнее?
Ответ: 5. Каждое новое число уменьшается на 2 по сравнению с предыдущим.
10. В коробке сидело 8 бельчат. В одной коробке могут находиться только два бельчонка. Чтобы рассадить все остальных малышей по парам, понадобятся новые коробки. Посчитайте, сколько штук?
Ответ: 3 коробки. Чтобы рассадить 8 бельчат по двое, требуется 4 коробки. Так как в нашем распоряжении уже есть одна коробка, дополняем ее тремя новыми.
§ Подведение итогов викторины и награждение участников
Ну вот и подошла к концу наша викторина по математике для 1 класса. Мы надеемся, что занятие вам понравилось и вы получили много пользы, приняв участие в этом мероприятии.
ЗдОрово, если мы смогли вас убедить в том, что увлекательные и грамотно составленные математические викторины онлайн для детей — это отличная возможность изучить новые и закрепить уже полученные знания по математике за 1 класс. Ведь очевидно, что обучение математике для детей, представленное в игровой форме, воспринимается младшими ребятами намного легче и с гораздо большим удовольствием, чем обычные уроки.
После завершения конкурса жюри подводит итоги нашего турнира. Подсчитываются заработанные командами, их капитанами и болельщиками баллы. По количеству набранных очков определяется победитель, а также второе и третье место.
Далее все участники нашей развивающей игры по математике для детей, включая ассистентов и жюри, награждаются за их активность на занятии. Отдельно поощряются победители. Затем произносится завершающая речь: пожелания удачи в дальнейшей учебе, интересных открытий и новых достижений.
оценивших 3, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
- Викторина о природе для детей 7-10 лет с ответами
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Вопросы для детей 7-8 лет: с ответами для викторины
- Викторина о птицах для начальной школы с ответами
- Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения
- Викторина по окружающему миру 2 класс, с ответами
- Викторина по математике 3 класс, с ответами
- Викторина по пожарной безопасности для школьников: с ответами, 1-4 класс
- Викторина про фрукты и овощи с ответами для детей
- Викторина по мультфильмам: для детей 7-10 лет с ответами
- Кроссворды для детей 10 лет: с ответами и вопросами
- Викторина на тему «Здоровый образ жизни»: с ответами
- Сценарий праздника «Прощай, азбука»: 1 класс
- Викторина по окружающему миру, 4 класс: с ответами