Звонкие и глухие согласные звуки: 1 класс, таблица, правило

Мир полон разнообразных звуков: звучит лес, поют птицы, шумит вода, шелестит трава, стучит дождь, дребезжит стекло, гудят провода, скрипит снег, рокочет гром, свистит ветер, шипит кошка и даже абсолютная тишина может издавать звук – недаром есть выражение «звенящая тишина». Таким образом, человек постоянно живет в окружении звуков, но только лишь те звуки, которые издает сам человек, за многие столетия и тысячелетия выстроились в определенную систему и превратились в слова.
В русском языке все звуки делятся на две большие группы – согласные и гласные. Первые, в свою очередь, бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими, парными и непарными. Здесь мы рассмотрим все разновидности согласных звуков, при этом подробнее всего остановимся на звонких и глухих согласных.
Наша задача: научиться правильно произносить разные виды согласных звуков, узнать, на какие группы они делятся и как различать их между собой. В конце урока учащимся предлагается пройти тестовые задания для закрепления изученного материала. Задания представлены с ответами, чтобы дети могли сразу проверить себя.
Звуки русского языка
Первым делом человек произносит звуки, а затем составляет из них слова, словосочетания и предложения: именно образуется наша речь – инструмент передачи и получения информации.
Звук – это базовая языковая единица, наравне со словом и предложением. Звуки формируют слова на фонетическом уровне, то есть в устной речи, а буквы складывают слова на уровне знаков и символов — в письменной речи.
Именно благодаря звукам мы может отличить одно слово от другого. Сравните следующие слова по схожести и различию их звучания:
- след – плед;
- стог – слог;
- ток – кот;
- мой – твой;
- клад – склад;
- мир – пир.
Согласитесь, что слова эти очень похожи друг на друга, и лишь один или два звука позволяют их различить, и таким образом понять смысл, который вкладывает в них говорящий. Получается, что звуки действительно очень важны как для собственного говорения и верного донесения информации до собеседника, так и для понимания речи говорящего.
В русском языке, в общей сложности, насчитывается сорок два звука. Все они делятся на две основные и самые большие группы:
- Гласные. [а], [о], [э], [у], [и], [ы].
- Согласные. Все остальные звуки. Подробнее этот вопрос рассмотрим в отдельной теме чуть ниже.
Все звуки различаются тем, как при их произнесении работает наш речевой аппарат. Важно помнить, что у каждого из нас есть несколько приспособлений, при помощи которых мы по-разному проговариваем те или иные звуки. К ним относятся: губы, язык, нёбо, зубы, голосовые связки.
Все гласные звуки воспроизводятся только с участием голоса. Но в то же время для образования более чем половины согласных звуков тоже необходим голос. То есть из 36 согласных звуков, имеющихся в русском языке, без голоса произносятся всего 16 звуков. Но для того, чтобы сделать слышимыми оставшиеся 22 звука, без голосовых связок точно не обойтись.
Те звуки, которые проговариваются с применением голоса, слышны ярче, четче, звонче, по сравнению с остальными согласными, отчего их стали называть звонкими. А другие согласные, которые воспроизводятся без голоса, назвали соответственно глухими. Таким образом, чтобы выяснить тип согласного по глухости-звонкости, достаточно определить, задействованы ли голосовые связки в формировании данного звука. Для этого постарайтесь ощутить, работают ли ваши голосовые связки во время говорения.
Ощутить, как работают голосовые связки, мы можем, сделав одно простое действие: приложив ладонь к своей шее во время разговора. К примеру, попробуйте ощутить работу связок в момент произнесения звука [б]. Вы должны почувствовать, как шея словно вибрирует. Именно так и работают голосовые связки. Теперь мы можем четко определить, что звук [б] – звонкий.
Теперь попробуйте произнести звук [п]. В этот момент вы не почувствовали вибрацию в области шеи, а значит, можно сделать четкий вывод: звук [п] – глухой, так как в его образовании голосовые связки участия не принимают.
Этот же метод опробуем на других звуках. Положите на шею ладонь и произнесите [д] [д] [д]. Если чувствуете вибрацию, значит звук звонкий. А теперь произнесите [т] [т] [т]. В этом случае голосовые связки не задействованы, значит, звук глухой.
С голосовыми связками мы разобрались. Но возникает вопрос: каким образом работают другие «инструменты» речевого аппарата при произнесении звонких и глухих согласных? Чтобы разобраться, проведем небольшой опыт. Произнесите согласный звук [в] [в] [в]. Когда он звучит, вы можете заметить, что в процессе активно участвуют губы, плотно смыкаясь, а затем размыкаясь и выпуская струю воздуха.
А теперь для сравнения произнесите [ф] [ф] [ф]. Понаблюдайте, как при этом ведут губы, и вы заметите, что движения аналогичны произношению звука [в]. Далее произнесите по очереди [в] [ф] [в] [ф] [в] [ф]. Губы действительно двигаются аналогично, но голос при этом то звучит, то его практически не слышно. Такие «родственные» звуки очень просто проговаривать один за другим, то с голосом, то без него. Очевидно, что назвали такие звуки парными абсолютно оправданно.
Однако не все согласные обзавелись своей «половинкой», и таких «одиночек» назвали непарными звуками. Подробнее об этом поговорим в особом разделе, посвященном звонким и глухим согласным.
Справочная информация о разных типах звуков в русском языке
Отличие согласных звуков от гласных
Главный критерий, по которому все звуки в русском языке делятся на группы, – это способ их формирования. Рассмотрим несколько примеров:
Гласные звуки, к которым относятся [а], [о], [э], [у], [и], [ы], выражаются одним голос, и только лишь им. В процессе их произнесения воздух беспрепятственно проходит через напряженные голосовые связки и рот. Гласные звуки легко и долго поются и тянутся, в отличие от согласных. Проверьте сами: о-о-о, у-у-у, э-э-э, и-и-и. Эту особенность постоянно используют в своей профессиональной деятельности певцы и музыканты.
Что касается согласных звуков, то здесь совсем другая ситуация. Произносятся они всегда с препятствием, их нельзя протянуть или пропеть. В формировании согласных участвуют голос (тон) и шум (так образуются звонкие согласные), либо только шум (так образуются глухие согласные).
Разнообразие гласных звуков
Гласные звуки бывают двух видов – ударные и безударные. Если гласный звук находится в ударной позиции, то при произнесении он выделяется большей силой голоса, чем все остальные гласные. Ударные звуки всегда слышно отчетливо и ясно. В письменной речи они практически всегда обозначаются «своими» буквами, то есть как слышится, так и пишется (в отличие от безударных). Ударными гласными называются гласные звуки, которые находятся в ударных слогах слов. Например: кры’ша – кр[ы’]ша, сне’г – сн[е’]г, игра’ – игр[а’].
В безударной позиции гласные произносятся тише, без голосового акцента (ударения). Они звучат намного тише, чем ударный звук, поэтому слышны нечетко, неясно. Безударные гласные – это гласные, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не делается акцент, не падает ударение. Такие звуки бывают проверяемыми и непроверяемыми.
Отдельно стоит упомянуть такие особые буквы, как е, ё, ю, я. Их уникальность заключается в том, в одних случаях они могут обозначать один звук, а в других сразу два — в зависимости от расположения в слове. Давайте разберем примеры, в которых эти буквы обозначают по два звука:
- Он ест яблоко. В слове «ест» и в слове «ясный»» буквы «е» и «я» обозначают два звука: в первом случае это [й’ э], во втором – [й’ а]. То есть если буквы «е, ё, ю, я» стоят в начале слова, то они всегда означают два звука. Еще несколько примеров: , январь, егерь, яма, еда. Буквы «я» и «е» мы уже разобрали, осталось «ю» и «ё». Вот пример: ёжик побежал на юг. В слове «ёжик» буква «ё» означает звуки [й’ о], а в слове «юг» буква «ю» означает звуки [й’ у]. Вот еще примеры: ёлка, юла, ёрничает, юрта.
- Маяк светил вдали. В слове «маяк» буква «я» обозначает одновременно два звука [й’ а], следовательно, если буквы «е, ё, ю, я» следуют за буквой, которая обозначает гласный, то они всегда будут обозначать двойной звук. Еще примеры: лает, моет, сияет, поют, клюёт и т.д.
- Мы зашли в подъезд. В слове «подъезд» буква «е» обозначает два звука [й’ э]. Таким образом, если буквы «е, ё, ю, я» стоят после твердого знака, они означают два звука.
- Вода льётся с крыши. В слове «льётся» буква «ё» обозначает два звука [й’ э]. Получается, что если буквы «е, ё, ю, я» стоят после мягкого знака, они обозначают два звука.
В остальных случаях буквы «е, ё, ю, я» обозначают один звук и при этом смягчают предшествующий звук. Например, в словах метёлка, зелёнка, мёд, лёд, лёгкий, полёт, идёт, лён, плёнка, шестерёнка, клён, ребёнок, занёс, плёс буква «ё» обозначает звук [о], а идущий перед ним звук [т’ ] делает мягким.
Рассмотрим для лучшего понимания еще пару примеров:
Медведь, дятел, клён, люстра. Во всех этих слова буквы «е, ё, ю, я» обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный. В слове «медведь» обе буквы «е» обозначают звук [э], в слове «дятел» буква «я» обозначает звук [а], а буква «е» – звук [э], в слове «клён» буква «ё» обозначает звук [о], в слове «люстра» буква «ю» обозначает звук [у].
Теперь перейдем к описанию и классификации согласных звуков, с которыми дела обстоят чуть-чуть посложнее.
Согласные звуки: какие они бывают?
Согласные звуки делятся на несколько групп по разным основаниям. Первое – это твердость и мягкость. Второе — парность и непарность по мягкости-твердости. Третье – глухость и звонкость. Четвертое – парность и непарность по глухости-звонкости.
Твердые и мягкие согласные
Скорее всего, вы не раз обращали внимание на то, как могут по-разному звучать, казалось бы, очень похожие друг на друга звуки. Возьмем для примера такие слова: «губка» и «гиря». Буква «д» в этих двух случаях обозначает разные звуки, первый из которых мы проговариваем твердо, а второй – мягко. Почему же так происходит и как именно формируются мягкие и твердые согласные звуки?
Если мы говорим о мягких согласных, то во время их произнесения средняя часть языка слегка поднимается, а его кончик становится ближе к зубам. Что касается твердых согласных, их особенность состоит в том, что язык при воспроизведении звука не совершает дополнительных движений.
Убедиться в этом можно на еще одном примере: сравните, как слышится звук [с] в словах «совет» и «сено». В первом случае звук [с] твердый, а во втором звук [с’] мягкий. Получается, что в слове «совет» звук твердый, а в слове «сено» – мягкий. По звучанию это можно очень легко понять.
Для закрепления материала рассмотрите еще несколько примеров:
- [п’] пение – [п] потолок;
- [в] волк – с [в’] видание;
- [д] дом – [д’] диск;
- по [с’] сёлок – но [c] сок;
- с [м’] метана – [м] мороз;
- мор [к] ковь – [к’] кино.
Твердость и мягкость связаны с тем, какой гласный звук следует за согласным. Если за ним идет буква, обозначающая твердость предшествующего согласного (к таким относятся: а, о, у, ы или э), то согласный будет твердым. В случае, когда после него располагается буква, которая обозначает мягкость предыдущего согласного (я, е, ё, ю, и или ь), то этот согласный будет соответственно мягким.
Примеры с мягкими согласными: [д’э́] декабрь, [в’э] свечка, о [б’э] бед, за [в’а] вял, [р’и] рисунок, са [л’у́] лют, пилот, поросята, посёлок, рьяный, пюре, плед и т.д. Вот примеры с твердыми согласными: [та́] тарелка, [ры́] рынок, по [ду́] душка, [мэ́] мэр, дыра, круг, март, лужа, край и т.д.
И еще для сравнения: бунт – бинт, люк – лот, восток – висок, река – рука, крот – крик, стрела – струна, кино – кулон, род – ряд, мэр – мир, рысь – ряса, трава – стрела, мода – мята, лесок – лосьон.
Парные по твердости и мягкости согласные могут смягчаться, если они стоят перед некоторыми согласными. Например: ве [с’т’] сть, пе [с’н’] сня, [с’н’] снег, ме [с’т’] сть.
Также в буквосочетаниях с «ч» или «щ» согласный [н’] становится мягким. Например: ко [н’] нчик, го [н’] нщик.
Согласные звуки формируют парные группы по твердости-мягкости их произношения. Для лучшего понимания и запоминания предлагаем к ознакомлению наглядную схему:
В русском языке есть ряд согласных, которые называются непарными. Их суть заключается в том, что такие звуки могут быть либо только твердыми, либо только мягкими.
В одну группу входят те, что всегда считаются твердыми, и неважно, какие буквы идут после, даже если они по общему правилу обозначают мягкость предыдущего звука (я, е, ё, ю, и или ь.), а именно к постоянно твердым звукам относятся следующие: [ж], [ш] и [ц]. Например:цемент, цирк, цапля, прицельный, жёлтый, жизнь, жара, мороженое, шёлк, шина, вешалка, читаешь, кладёшь, шёлк, центр, шьёт, прожектор, жюри.
В другую группу относят согласные звуки, которые всегда являются мягкими: [й’], [ч’], [щ’]. Например: йогурт, чаща, сочок, почтальон, щенок, щавель, пощада, чемодан, стручок, щётка, щепотка, йод, счастье, черта, лучик, щенок, лощина.
Звонкие и глухие согласные
Итак, согласные звуки делятся на две большие группы:
- Звонкие. Как уже говорилось выше, в образовании таких звуков не обходится без участия голоса и шума.
- Глухие. А в образовании этих звуков задействован только шум без голоса.
Согласные могут быть парные и непарные по глухости-звонкости, то есть они могут озвончаться или оглушаться, что определяется местом расположения этих звуков в слове (в какой именно его части они находятся).
Перечислим парные согласные по глухости/звонкости, представив их в данной таблице:
На письме парные по звонкости согласные нередко обозначаются не своими буквами, а буквами своих пар. Такое бывает в том случае, когда звук проговаривается нечетко, обычно это бывает, когда он находится в конце слова или стоит перед другим согласным. При говорении этот звук может замещаться парным глухим. Например: мо [с] з [к] г, ку[п] б, пое [с] з [т] д, по [т] дсечка. В таких случаях очень легко допустить ошибку на письме. Чтобы грамотно писать такие слова, нужно знать соответствующие правила.
Правила написания слов, в которых есть звонкие и глухие согласные
Многие слова в русском языке пишутся правильно и без правил, так как в этих словах каждому звуку соответствует только одна (своя) буква. Например: ком, слон, стул, мир, рай, мех. На конце перечисленных слов стоят непарные звонкие [м, н, л, р, й] соответственно, а также непарный глухой [х]. Эти звуки при письме не вызывают сомнений в правильности написания соответствующей им буквы. На их месте нет выбора другой возможно подходящей буквы, поэтому и нет орфограмм.
Но также в нашем языке встречаются слова, которые звучат иначе по сравнению с их написанием. К таким относятся слова с парными звонкими согласными звуками.
Важно помнить, что такие звуки становятся глухими в следующих случаях:
- когда стоят в конце слова (до [к] г, стол [б], ко [д]).
- когда находятся в середине слова перед парным по глухости-звонкости звуком (насе [д] дка, ло [ж] ка, ры [б] ка, су [д’] ба). В этом случае орфограммы стоят перед парными глухими или звонкими согласными. Бывает и абсолютно противоположная ситуация, когда парные глухие озвончаются перед звонкими согласными. Например: про [з’] сьба (проверить легко – просить), ко [з’] сьба (проверка – косить).
Чтобы проверить написание парного по звонкости-глухости согласного, который находится в слабой позиции, нужно изменить слово по числу или падежу или подыскать родственное (однокоренное) таким образом, чтобы после проверяемого согласного шел гласный звук или сонорный согласный (р, л, м, н). Например: труд – трудный, суп – супы, кот – коты, сок – соки, берег – берега, крот – кроты, дуб – дубовый, лед – ледяной, сход – сходный, сугроб – в сугробе, завод – заводы, столб – столбняк, сторож – сторожить, стог – в стоге, огород – огородный, глаз – глазной, круг – круглый.
Еще несколько примеров для сравнения:
- Свет – обед. В обоих случаях непонятно, какую буквы писать на конце слова. Проверить легко: свет – нет света, обед – обедают.
- Кошка – ложка. И там, и там неясно, какую букву нужно ставить в середине слова. Проверим с помощью подбора родственных слов: кошка – кошечка, ложка – ложечка.
- Книжка – шишка. Первое слово легко проверяется с помощью однокоренного «книжечка», а второе – с помощью родственного «шишечка».
- Повозка – полоска. Первое мы можем проверить словом «везёт», а второе – посредством слов «полоса», полосы», «полосочка».
- Холод – халат. В первом случае проверяем: холод – холода, а во втором: халат – халаты.
Сравните обратную ситуацию:
- львы – лев
- коды – код.
- мосты – мост.
- клопы – клоп.
- лбы – лоб.
В каждом втором случае есть орфограмма в конце слов.
Можно сделать вывод, что для проверки парного согласного в существительных, нужно поменять форму слова в зависимости от числа (множественное, единственное). Также для проверочного изменения слов можно подбирать уменьшительные варианты первоначального слова, использовать вопросы кого? чего? или кто? что?, подбирать однокоренные глаголы. Рассмотрим все варианты проверки на примерах:
- С помощью изменения числа: обед – обеды, стог – стога, слог – слоги, бег – бега, потоп – потопы, свод – своды, носок – носки, сироп – сиропы, паровоз – паровозы.
- С помощью вопросов кого? чего?: бред – нет чего? бреда, свет – много чего? света, игрушки – много чего? игрушек, подножка – нет чего? подножки, варежки – пара чего? варежек.
- С помощью вопроса кто? что? (в единственном или множественном числе): мир грёз – что? грёзы, сказка про ос – что? оса, соленый вкус от слёз – слеза, жизнь без бед – что? беда, нет слов – что? слово, оказание услуг – что? услуга.
- Подобрать слово, в котором после проверяемого парного согласного будет стоять буква, обозначающая гласный звук: креветка — креветочка, миска – мисочка, леска – лесочка, сказка – сказочка, улитка – улиточка, кепка – кепочка, лавка – лавочка, крошка – крошечка, открытка – открыточка, лодка – лодочка, неполадка – неполадочка, пробка – пробочка.
- Подобрать к существительному однокоренной глагол: шутка – шутить, ходьба – ходить, просьба – просить, погрузка – грузить, молотьба – молотить, крошка – крошить, замазка – замазывать.
Чтобы выбрать правильную букву в глаголах, необходимо задать вопрос что сделаю? что делать? Например: прилёг – прилягу; замёрз – мёрзнуть; промок – промокнуть, промокну; влез – влезу, влезать; вытек – вытекать, уволок – уволоку; принёс – принести, принесу.
Что, если орфограмма спряталась в корне прилагательного? Например: узкий, крепкая, липкий, короткая. В этом случае можно подобрать уменьшительные варианты: узкий – узенький, крепкая – крепенькая, короткая – коротенькая.
А как узнать правильное написание согласного в таких словах, как «гибкий», «прыткий», «цепкий», «терпкий»? Ведь нельзя сказать «гибенький», «прытенький», «цепенький», «терпкенький». Таких слов в русском языке не существует. В этом случае нужно изменить слово с помощью вопроса каков? какова? Например: гибок, прыток, терпок, цепок.
К сожалению, не все согласные можно проверить с помощью правила. Написание таких слов определяется по словарю. Например: футбол, вокзал.
Непарные звонкие и глухие согласные
Из названия следует, что у данных звуков нет пары по звонкости-глухости. Особенность непарных звонких и глухих заключается в том, что они всегда звучат так же, как и выглядят на письме.
Непарные звонкие
Это несколько звуков, которые всегда являются звонкими, то есть никогда не бывают глухими и потому не имеют соответствующей пары. Звучание непарных звонких (их также называют сонорными) никак не связано с конкретным положением звука в слове. К ним относятся: [л], [м], [н], [р], [й’] и их мягкие вариации [л’], [м’], [н’], [р’].
Рассмотрим слово «мелочь»: оно включает непарные звонкие [л] и [м] – [мелоч’ь]. А в слове «нора» два непарных согласных – [н] и [р]. «Йогурт» может похвастаться только одним непарным звонким – [й’]. А в таких словах, как «стопка», «потоп», «код», «подтяжки», «спешка», «стих», «кассета», такие звуки вообще отсутствуют. В этих же словах – «сирень», «рама», «диван», «мотор», «гора», «нора», «май», «яма», «орден», «радуга» – абсолютно все согласные являются непарными звонкими.
Непарные глухие
Существует также ряд согласных – а именно: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — которые не имеют пары по звонкости, то есть они всегда глухие, и их звучание не зависит от местоположения.
Возьмем для наглядности слово «хочу». Как мы можем видеть (а точнее, слышать), оно произносится с непарными глухими [х] и [ч] – [хоч’у]. В слове «чаща» мы звучат два непарных глухих – [ч], [щ]. В слове «цапля» есть один непарный глухой согласный – [ц].
Звонкость таких звуков, как [й’], [ц], [ч’], [н], определить весьма трудно. Поэтому рекомендуется их запомнить, либо воспользоваться уже проверенным ранее советом: положить ладонь на горло во время произнесения этих звуков. Если почувствуете вибрацию, значит, согласный – звонкий.
Краткие итоги
Итак, мы изучили вопрос, какие бывают звуки в русском языке, и выяснили, на какие группы они распределяются. Далее мы узнали, что гласные бывают ударными и безударными, а согласные — звонкими и глухими, мягкими и твердыми, парными и непарными.
Более подробно мы остановились на теме глухих и звонких согласных, разобрались с тем, как они образуются, научились их различать. Мы узнали, что определенные согласные могут образовывать пары, а другие вообще не имеют своих «половинок».
Помимо прочего, мы опытным путем выяснили, как работает речевой аппарат человека, благодаря которому образуются такие похожие и такие разные звуки.
Задания для самопроверки по теме «Звонкие и глухие согласные»
ВОПРОСЫ
- 1. Выделите буквы, обозначающие звонкие согласные.
ВАРИАНТ I
-
Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.
ВАРИАНТ II
-
Дорога, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.
2. Замените согласный звук парным, чтобы получилось другое слово.
ВАРИАНТ I
-
Корка, сток, глаз, бочка, дом, гол, столп, пруд, бог, гора.
ВАРИАНТ II
-
Дужка, грипп, сноб, рок, удочка, код, субчик, жар, зазор, пар.
3. В каких словах все согласные звуки глухие?
Подсказка: Определите, какие согласные есть в перечисленных словах.
ВАРИАНТ I
-
Кофта, громкий, стрекоза, гриб, коса, море, рывок, финал, папка, стелька.
ВАРИАНТ II
-
Кран, почта, баночка, ухо, крыло, зонт, сено, старт, духи, фея.
4. Найдите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.
ВАРИАНТ I
-
Скрипка, машина, роль, царь, игрок, поход, снежки, клетка, имбирь, свод.
ВАРИАНТ II
-
Мороз, хрупкий, комар, ремонт, телега, восток, сложный, скользкий, паровоз, дерево.
5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.
ВАРИАНТ I
-
Напиток, чай, крыша, бумага, сметана.
ВАРИАНТ II
-
Окно, смысл, река, облако, велосипед.
6. В каких словах все согласные – звонкие?
ВАРИАНТ I
-
Собака, кит, мороз, солнце, ветка, матрас, бассейн, таблетка, медведь, курица, синева, долото, бегемот, салфетка, торт, лимон, двор, платок, точка, зима.
ВАРИАНТ II
-
Собака, потом, плита, месть, мотор, сумка, бег, ветка, дар, нервы, дверь, кухня, брюки, затылок, секрет, свет, ветер, дирижёр, список, звон.
7. В каком слове есть непарный глухой звук?
ВАРИАНТ I
-
1.
а) сено
б) цемент
в) рука
г) восток
2.
а) щи
б) гром
в) грим
г) рой
3.
а) дым
б) мир
в) кров
г) чеснок
ВАРИАНТ II
-
1.
а) чепуха
б) юг
в) нос
г) плуг
2.
а) крот
б) директор
в) хомяк
г) молния
3.
а) двор
б) химия
в) жонглёр
г) шапка
8. Заполните пропуски в словах с помощью проверки.
ВАРИАНТ I
-
1) Подно?(с/3), 2) перехо? (д/т), 3) прогно? (з/с), 4) всерье? (з/с), 5) матро? (з/с), 6) бу? (д/т) ка, 7) кур?(т/д) ка 8), сло? (г/к), 9) шка? (в/ф), 10) сугро? (б/п).
ВАРИАНТ II
-
1) Про?(б/п) ка, 2) вопро? (з/с), 3) но? (з/с) ки, 4) запро? (з/с) 5) изги? (б/п) 6) коро? (б/п) ка, 7) сте? (ж/ш) ки, 8) шала? (ж/ш), 9) игро? (г/к), 10) кро? (в/ф).
ОТВЕТЫ
- 1. Выделите буквы, обозначающие звонкие согласные.
Вариант I
Карандаш, монитор, телефон, метро, кристалл, расчёска, кнопка, газета.
Вариант II
Дорога, письмо, вода, обои, потолок, туча, ковёр, торнадо.
2. Замените согласный звук парным, чтобы получилось другое слово.
Вариант I
Горка, стог, глас, почка, том, кол, столб, прут, бок, кора.
Вариант II
Душка, гриб, сноп, рог, уточка, кот, зуб, шар, засор, бар.
3. В каких словах все согласные звуки глухие?
Вариант I
Кофта, коса, папка.
Вариант II
Почта, ухо.
4. Найдите слова, в которых есть проверяемые парные согласные (глухие-звонкие). Сделайте проверку.
Вариант I
Скрипка — скрипочка, игрок — игроки, поход — походы, снежки — снежок, клетка — клеток, свод — своды.
Вариант II
Мороз — морозы, хрупкий — хрупок, восток – на востоке, скользкий — скользит, паровоз — паровозы.
5. Определите, глухой (гл.) или звонкий (зв.), парный (п.) или непарный (нп.) согласный в словах ниже.
Вариант I
Напиток: [н] – зв., нп.; [п] – гл., п., [т] – гл., п., [к] – гл., п.
Чай: [ч] – гл., нп.; [й] – зв., нп.
Крыша: [к] – гл., п.; [р] – зв., нп.; [ш] – гл., п.
Бумага: [б] – зв., п.; [м] – зв., нп.; [г] – зв., п.
Сметана: [с] – гл., п.; [м] – зв., нп.; [т] – гл., п.; [н] – зв., нп.
Вариант II
Окно: [к] – гл., п.; [н] – зв., нп.
Смысл: [с] – гл., п., [м] – зв., нп, [с] – гл., п., [л] – зв., нп.
Река: [р] – звонкий, непарный; [к] – гл., п.
Облако: [б] – зв., п.; [л] – зв., нп., [к] – гл., п..
Велосипед: [в] – зв., п.; [л] – зв., нп., [с] – гл., п., [п] – гл., п., [д] – зв., п.
6. В каких словах все согласные – звонкие?
Вариант I
Лимон, двор, зима.
Вариант II
Дар, нервы, дверь, дирижёр, звон.
7. В каком слове есть непарный глухой звук?
Вариант I
1. б), 2. а), 3. г).
Вариант II
1. а), 2. в), 3. б).
8. Заполните пропуски в словах с помощью проверки.
Вариант I
1) Поднос, 2) переход, 3) прогноз, 4) всерьез, 5) матрос, 6) будка, 7) куртка, 8) слог, 9) шкаф, 10) сугроб.
Вариант I
1) Пробка, 2) вопрос, 3) носки, 4) запрос 5) изгиб 6) коробка, 7) стежки, 8) шалаш, 9) игрок), 10) кров.





оценивших 4, оценка: 5,00 из 5

Смотрите также статьи по теме
Викторина о зиме для детей с ответами
Как научить ребенка английскому языку в домашних условиях: пошагово
Викторина по окружающему миру 2 класс, с ответами
Вопросы для детей 7-8 лет: с ответами для викторины
Викторина по мультфильмам: для детей 7-10 лет с ответами
Сценарий праздника «Прощай, азбука»: 1 класс
Памятка для родителей будущих первоклассников
Как оформить портфолио для начальных классов
Викторина «Россия - родина моя»: с ответами (1-4 класс)
Как легко выучить таблицу умножения ребенку
Викторина о природе для детей 7-10 лет с ответами
Викторина по пожарной безопасности для школьников: с ответами, 1-4 класс
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Викторина по математике, 1 класс
Викторина по окружающему миру, 4 класс: с ответами