Чтение по слогам: для начинающих читать детей
Ребенок не хочет учиться читать, а ведь ему скоро в школу. Раньше с этим у родителей практически не возникало проблем: был синий букварь с большими красочными буквами и миллионы детей осваивали по нему простые тексты. Сейчас появилось множество разнообразных способов, позволяющих обучить детей чтению. Это и методика Тюленева, и кубики для чтения Зайцева, и шершавые буквы Марии Монтессори. Боясь не успеть, родители мечутся между современными технологиями и методиками, не осознавая, что только пугают и утомляют своих детей. Как же научить ребенка читать и при этом не отбить у него охоту учиться, знаю далеко не все родители.
1. Когда начинать учить ребенка читать
2. Методики обучения чтению
3. Типичные ошибки родителей при обучении детей чтению
4. Упражнения и методики, обучающие чтению
5. Вместо заключения
Когда начинать учить ребенка читать
Отправляя ребенка в первый класс, родители всегда очень волнуются и переживают за свое чадо: как он перенесет период адаптации, какой багаж знаний он должен иметь к началу обучения в школе и о многом другом. Традиционная педагогика склоняется к теории, что учить читать нужно в то время, когда ребенок к этому созрел, т.е. в 5,5-7 лет.
Современные стандарты в сфере образования в области чтения от будущего первоклассника требуют следующие умения и навыки:
- ребенок должен знать буквы и звуки, отличать гласные звуки от согласных;
- должен уметь подбирать несколько слов на заданную букву;
- должен уметь находить конкретную букву в начале или конце определенного слова;
- должен уметь разделять слово на слоги;
- должен уметь читать слова и простые предложения.
Более подробно об умениях и навыках будущего первоклассника, вы можете узнать здесь: Памятка для родителей будущих первоклассников
Современные методики позволяют обучать детей чтению с самого раннего возраста. Существуют даже такие, которые помогают ребенку учиться читать раньше, чем он начинает ходить. Но специалисты к этим модным, современным методам относятся по-разному.
Они считают, что начинать обучать чтению ребенка нужно тогда, когда он умеет правильно говорить. Те, кто учит буквы с малышами 2-3 лет, должны понимать, что ребенку мало запомнить их, но еще необходимо научиться пользоваться полученными знаниями. Но это не значит, что нужно оставить все попытки: если ребенок получает удовольствие от такого обучения, никто не сможет помешать родителям, учить буквы со своим чадом. Для занятий с малышами можно пользоваться методикой Зайцева.
Традиционный фонетический метод обучения, основанный на изучении гласных и согласных звуков и последующем соединении их в слоги, подойдет для детей 5-6 лет. Однако, важно помнить, что в этом возрасте ребенок может концентрировать внимание не более 20-25 минут за одно занятие. Если вы видите, что он устал, потерял интерес к обучению, делайте перерыв. В противном случае желание учиться у него может надолго пропасть и обучение не принесет необходимых результатов.
Методики обучения чтению по слогам
Вопрос об обучении дошкольников чтению очень актуальный, особенно для тех, кто активно занялся подготовкой ребенка к школе. Ведь, по новым стандартам, первоклассник, идя в школу, уже должен хорошо уметь читать.
Еще с советских времен и до настоящего времени в сфере обучения чтению появилось множество различных методик. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, и выбор какой-либо из них должен быть основан не на желании родителей использовать ее, а на индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.
Методика обучения чтению целыми словами была очень популярна в 90-е года прошлого столетия. Ее преимущество заключалось в том, что ребенок быстро накапливал запас заученных слов и мог пользоваться этими знаниями про чтении предложений и небольших рассказов.
Кубики Зайцева – это еще одна методика, о которой слышали почти все родители. На кубиках размещены целые слоги. Зайцев ставит своей задачей показать ребенку те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке.
Все педагоги единодушно утверждают, что лучше традиционной методики обучения чтению пока нет никаких достойных альтернатив. Современную традиционную методику обучения чтению можно поделить условно на два подхода: фонетический подход и складовая методика.
Фонетический подход – это тот метод, по которому учили читать еще в советское время, т.е. от звука к слогу, от слога – к слову, от слова – к предложению и далее. К этому подходу можно отнести современный метод чтения Монтессори.
Складовая методика рассматривает склад, как отдельную единицу слова, что упрощает обучение, так как ребенок учится чтению по слогам, складывая согласные и гласные звуки. Складовая методика обучения появилась достаточно давно, еще в старой России, но из современных методов, работающих по этой схеме можно считать методику, основанную на кубиках Зайцева.
При обучении чтению очень важно учитывать не только возрастные и психологические особенности ребенка, и уж, конечно же, не гнаться за новыми веяниями моды, когда детей начинают учить читать одновременно с освоением горшка, а придерживаться определенных принципов, и помнить, что ребенка нужно учить не буквам, а звукам. Можно использовать компьютерные технологии при обучению ребенка чтению, главное не отбить у него желание изучать новое.
Типичные ошибки родителей при обучении детей чтению
Часто, стараясь подстегнуть ребенка к занятиям, родители совершают ошибки, отбивая у него вообще всякое желание к обучению. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
- Негативные эмоции ребенка.
Как правило, процесс обучения часто сопровождается различными негативными эмоциями, которые возникают у ребенка. Нельзя забывать, что в 5-6 лет дети еще недостаточно взрослые и быстро утомляются.
Если он устал, не нужно настаивать на продолжении занятия, можно попытаться переключить внимание малыша или просто дать ему отдохнуть. Психологи рекомендуют договариваться с ребенком, тогда ему будет проще принять мысль, что учиться необходимо.
- Звуки, а не буквы. Следующей ошибкой родителей, которые начинают своих детей учить читать, является то, что они обучают их буквам, а не звукам. Характеризуя звуки, не стоит сразу говорить, что это звук гласный или согласный, это только запутает малыша и напугает его. Можно дифференцировать их как «поющие» и «непоющие». «Поющие» – это протяжные звуки, а «непоющие» – это звуки с преградами. Так ребенку будет понятнее.
- Также ошибкой родителей является то, что они заставляют ребенка учиться читать в принудительной форме. К примеру, он смотрит мультфильм, играет на компьютере, рисует или занимается какими-то другими своими делами, мама или папа начинают тащить его заниматься. У детей слова «заниматься» и «уроки» вызывают протест. Чтобы привлечь его внимание к учебному процессу, можно использовать различные упражнения и проводить занятия в игровой форме.
- Запрещено кричать на ребенка, если процесс обучения ему дается с трудом. Лучше делать акцент на другом: если у него получилось сегодня хоть на капельку лучше, чем вчера, его нужно обязательно похвалить и поощрить. Родителям очень важно поддерживать ребенка, не критиковать, а наоборот, развивать в нем позитивность мышления.
Упражнения и методики, обучающие чтению по слогам
Обучение чтению включает в себя различные упражнения и игры на концентрацию внимания, тренировку памяти. Родителям приходится прикладывать массу усилий, креатива и творчества, для того, чтобы занятие превратить в праздник.
Рассмотрим подобных несколько игр, которые положительно влияют на обучение чтению, тренировку памяти и внимания.
- Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же позволяет развиваться оба полушария головного мозга.
Попросите ребенка одной рукой взяться за нос, а другой рукой скрестно взяться на ухо. Затем, отрывая руки, сделать хлопок. После этого нужно поменять положение рук и взяться перекрестно за другое ухо, а другой рукой – до кончика носа. Это упражнение поможет ребенку переключиться от игрушек в рабочий процесс и улучшит его внимание и координацию. - Как уже говорилось, важно учить ребенка не буквам, а звукам, необходимо научить малыша сливать звуки. Кроме того, он должен знать графическое написание звуков. Очень хорошо использовать буковки, изготовленные из разного материала и имеющие различную текстуру.
Например, для буквы «Ш» можно взять наждачную бумагу. Ребенок, проводя пальцами по ней, запомнить, что буква «Ш» – «шершавая». Эти буквы можно изготовить и подручных средств, которые есть дома. Не нужно за одно занятие давать ему для изучения и исследования сразу все буквы. Лучше делать это дозировано, по 3-5 букв за один раз. - Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил произношение звуков и написание букв, важно включать в занятия не только упражнения на тактильность ощущений, но и тренировать зрительную и слуховую память. Слуховая память тренируется во время игр, когда ребенку говорится слово, и он должен «поймать» его хлопком, если в нем есть тот звук, который он изучает. Можно поиграть в игру, которая называется «рыболов».
Для нее следует подготовить несколько рыбок с буквами и петелькой из скрепки, за которую эту рыбку можно будет подцепить удочкой. Ребенок играя, ловит рыбок, и вслух проговаривает, какие буквы написаны на этих рыбках. Впоследствии из этих рыбок с буквами можно будет составлять целые слоги. - Игра в мяч. В нее можно играть, когда ребенок уже выучил звуки и теперь осваивает сложение их в слоги. Мама, бросая мячик ребенку, произносит два звука (например, «м», «а»). Ребенок, возвращая мяч назад, должен соединить эти звуки в слог (соответственно, «ма»).
Времени на такую игру нужно отвести совсем немного, малыш за это время даже не успеет устать, но регулярные ежедневные игры дадут очень хороший результат. К тому же занятия с мячом помогут развить моторику рук. - Закрепление чтения слогов. Для этого подойдет игра под названием Магазин». Для игры понадобятся обычные домашние вещи, игрушки и прочее. Придется заготовить импровизированные деньги, на которых вместо денежных знаков будут написаны различные слоги. Ребенку нужно будет выбрать любой предмет и найти в своих «деньгах» тот слог, который есть в названии этого предмета.
- После того, как ребенок выучил слоги, звуки и буквы, следует переходить к чтению слов. Для того, чтобы научить этому, можно играть в игру «Повтори». На листе бумаги нужно написать длинное слово крупными печатными буквами, а также заготовить отдельные буквы этого слова, написанные на отдельных листочках. Ребенку нужно будет выложить слово из отдельных букв. Моно использовать специальные кубики с буквами на сторонах. В конце, слово нужно постараться прочитать.
Если у ребенка получаются все вышеперечисленные упражнения, то можно переходить к чтению несложных текстов. Здесь лучше выбирать тексты с красочными иллюстрациями, чтобы развивать у ребенка еще и образное мышление. Картинки в тексте дают возможность не только понимать, но и представлять прочитанное. Можно давать ребенку тексты с пропущенными буквами в словах, это закрепит его знания и умения в чтении.
Узнать о том, как научить ребенка читать быстро, вы можете здесь: Как научить ребенка читать быстро и правильно
Вместо заключения
Пользуясь такими не сложными методиками, можно научить дошкольника чтению примерно за 2-3 месяца. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны, кто-то может освоить эту науку за меньшее время, кому-то понадобится немного больше времени.
Кроме того, успех ребенка напрямую зависит от терпения родителей и готовности помогать ему в освоении этого сложного для него занятия. В конечно итоге, изучая в день по одной букве, и занимаясь ежедневно, и каждый раз повторяя пройденный материал, ребенок научится бегло и хорошо читать и перед школой обязательно прочитает ни одну интересную книжку.
оценивших 26, оценка: 4,85 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Ребенку 1 год и 1 месяц: развитие, питание и сон
- Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
- Как научить ребенка понимать время по часам
- Почему небо синее или серьезные ответы на детские вопросы
- Как научить ребенка завязать шнурки
- Математические игры для дошкольников
- Что такое масленица для детей: краткое содержание
- Пальчиковые игры для детей 1-2 лет: рекомендации к проведению игр
- Игры на развитие речи для детей 5-6 лет
- Игры на развитие речи для детей 3-4 лет
- Задания для детей 6-7 лет на развитие логического мышления
- Словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- Как выучить с ребенком месяцы года
- Вопросы на логику для детей 6-7 лет, с ответами