Как выучить дни недели с ребенком
Ребенок взрослеет и уже знания «как тебя зовут» и «сколько тебе лет» становится мало. Подходит время малышу осваивать более обширные знания: времена года, месяцы, дни недели, время по часам и многое другое. Как научить ребенка разбираться во всем этом многообразии познаний знают не все родители, а некоторые вообще теряются. Надеемся, что в нашей статье вы найдете ответы на интересующие вас вопросы и особенно о том, как выучить с ребенком дни недели.
1. С какого возраста нужно обучать детей
2. С чего начать обучение
3. Способы и методы для запоминания дней недели
4. Обучение в игровой форме
5. Советы и рекомендации педагогов
6. Вместо заключения
С какого возраста нужно обучать детей
Вопрос о том, когда следует начинать развитие ребенка, всегда актуален у мам. Одни считают, что чем раньше, тем лучше, другие не хотят отбирать у детей детство и не торопятся приступать к изучению чего-либо. А между тем, развитие ребенка должно быть постепенным и многогранным.
К окончанию седьмого года жизни ребенок должен:
- понимать и употреблять в речи обобщающее понятие «дни недели»;
- четко знать последовательность дней недели;
- различать и называть «выходные дни», «рабочие дни»;
- ориентироваться в окружающей действительности.
Следовательно, планомерную деятельность по усвоению данного абстрактного понятия следует начинать тогда, когда ребенку исполнится 5 лет. Чуть позже, на седьмом году жизни, с ребенком следует проводить работу по уточнению представлений, закреплению понимания последовательности дней недели, взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке.
Однако следует помнить и понимать один важный факт. У детей дошкольного возраста наглядно-действенное мышление. В связи с этим, для успешного усвоения знаний о днях недели нужно связывать с наглядными дидактическими материалами (картинки, цветные квадраты) и непосредственным действиям с ними.
С чего начать обучение
Перед изучением новой временной характеристики ребенок должен знать и понимать понятие «части суток», «сутки», неплохо, если к этому времени он получит какие-то основные понятия времени («утро», «день», «вечер», «ночь») или хоть немного начнет понимать по часам.
Понятие «дни недели» является абстрактным понятием, сложным для восприятия неподготовленным ребенком. Для его легкого и прочного усвоения в практике дошкольного образования используют цветные квадраты.
Методика обучения по цветным квадратам
Для знакомства ребенка с днями недели следует взять 7 цветных квадратов (фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный).
Каждый цвет строго соответствует определенному дню недели (фиолетовый – понедельник, синий – вторник, голубой – среда, зеленый – четверг, желтый – пятница, оранжевый – суббота, красный – воскресенье).
Расскажите ребенку, что одна карточка – это сутки или день, а множество дней – это неделя. Затем предложите ребенку посчитать, сколько дней в неделе. Несколько раз повторите с ребенком то, что было оговорено ранее.
Потом расскажите ребенку, что у каждого дня есть свое имя (Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье).
Повторите с ребенком несколько раз названия дней недели.
Далее расскажите ребенку, что в неделе есть рабочие дни, когда малыш идет в садик, а родители идут на работу, и выходные дни, когда детский садик не работает и малыш остается дома с родителями, либо отправляется на отдых к бабушке.
Чуть позже ребенку прочитайте стихотворения разных авторов о днях недели. Некоторые стихотворения полезно заучить, так как именно через их проговаривание ребенок быстрее запомнить последовательность дней недели.
Способы и методы для запоминания дней недели
Существует несколько способов и методик обучения дошкольников. Чтобы понять, каким именно способом следует пользоваться с каждым отдельным ребенком, необходимо пробовать. Только методом проб и ошибок можно выбрать то, что лучше всего воспринимает и понимает ваш ребенок.
Способы и методы для запоминания дней недели:
- Использование семи цветных квадратов.
- Использование устного народного творчества (стихотворения, пословицы, поговорки).
- Дидактические игры.
- Подвижные игры с элементами соревнования.
- Ведение календарей природы.
- Работа с отрывным календарем.
В образовательном процессе при формировании, закреплении, уточнении понятия «дни недели» используются такие методические приемы, как объяснение, анализ, помощь.
Обучение в игровой форме
В связи с тем, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то вся непосредственно-образовательная и совместная деятельность строиться в форме игр.
Ниже приведены примеры игр для детей 6-7 лет, в ходе которых ребенок закрепляет знания о днях недели и их последовательности.
Подвижная игра «Чья неделька быстрее соберется?»
Суть игры.
Выбираются две команды, по 7 человек в каждой. Каждой команде выдается по 7 цветных квадратов. Дети из каждой команды прикрепляют себе на футболочки квадраты. Затем детям предлагается походить врассыпную, как им вздумается.
По сигналу дети из обеих команд выстраиваются друг напротив друга в строгой последовательности дней недели. Выигрывает та команда, которая выстроилась первой и не допустила ошибок при построении. Игра повторяется 2-3 раза.
Словесная игра «Дни недели» с использованием жетонов
Суть игры.
Педагог или воспитатель (а может даже и родитель) задает детям вопросы и вручает жетоны. Жетон вручается тому, кто правильно ответил на вопрос. Примерные варианты вопросов для игры:
- Какой первый (третий, пятый, шестой) день недели?
- Назовите соседей вторника (пятницы).
- Назовите выходные (рабочие) дни.
- Какой день недели следует после (до) четверга?
- Какой по счету понедельник (вторник, среда, четверг)?
Дидактическая игра «Какого дня недели не стало»?
(с применением жетонов).
Суть игры.
На фланелеграф вывешивается 7 цветных квадратов в горизонтальный ряд. Детям предлагается закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один или два квадрата. Открыв глаза, дети называют, каких дней недели не стало.
Другой вариант игры: можно поменять местами квадраты в горизонтальном ряду, в то время как дети закрыли глаза, а затем предложить детям расположить квадраты, окрашенные в разные цвета (символизирующие дни недели), в правильной последовательности.
Советы и рекомендации педагогов
Советы педагогов по работе над формированием у детей временной характеристики «дни недели» направлены на систематизацию занятий, выбор материалов для занятий с учетом интересов групп детей в зависимости от возраста.
Выделим основные требования к проведению развивающих заданий с дошкольниками.
- Работа должна быть систематической и планомерной.
- Предлагать ребенку доступные для его возраста и уровня развития задания.
- Работу вести только с применением наглядных средств и давать ребенку непосредственно действовать с ними.
- Ребенка 6-7 лет обязательно познакомить с календарем природы, с отрывным календарем. При помощи отрывного календаря сформировать представление о неделе, месяце, годе, а также праздниках.
Вместо заключения
Работая с ребенком над повышением уровня его знаний, нужно оставаться спокойным, мудрым и требовательным. Ведь усвоение детьми такой временной характеристики, как «дни недели», возможно только при грамотном ведении непосредственно-образовательной деятельности.
оценивших 5, оценка: 4,40 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Ребенку 1 год и 1 месяц: развитие, питание и сон
- Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
- Почему небо синее или серьезные ответы на детские вопросы
- Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- Как научить ребенка понимать время по часам
- Что такое масленица для детей: краткое содержание
- Математические игры для дошкольников
- Игры на развитие внимания: для детей 6-7 лет
- Как с ребенком выучить цвета
- Чтение по слогам: для начинающих читать детей
- Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью
- Книги для детей и родителей: подборка новинок от издательского дома "Питер"
- Развивающие игры для детей 2–3 лет: рекомендации педиатра
- Словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду
- Как научить ребенка алфавиту в 5 лет