Что делать, если ребенок не хочет учиться?
Дети без особого энтузиазма посещают школу, более того, многие из них не хотят учиться. Такие выводы были сделаны в ходе соцопросов, но и без этих исследований педагоги и родители понимают: проблема обострилась. Все труднее мотивировать на учебу старшеклассников, увеличивается число детей в начальной школе, не тяготеющих к получению знаний. Анализ показывает, что растет непонимание в школе и в семье. Помогут снять напряжение и улучшить ситуацию рекомендации психологов и педиатров.
1. Учение без увлечения
2. Почему пропадает желание учиться?
3. Как повысить интерес детей к учебе: советы школьных психологов и педиатров
4. Как преодолеть нежелание подростка учиться в школе: мнение специалистов
5. Улучшение мотивации школьника — 8 рекомендаций по воспитанию родителям
Учение без увлечения
Школьные программы подразумевают ежедневное «поглощение» ребенком большого объема нового материала на уроке, прилежное выполнение домашних заданий. Выдержать такие нагрузки способен не каждый младший школьник, хотя учеба в этом возрасте — ведущий вид деятельности. Детям приходится рано вставать, затем сидеть за партой на протяжении 4–6 часов. Дома предстоит выполнить домашние задания, а это еще 2–4 часа работы.
Реальная ситуация такова, что современные дети озабочены не качеством выполнения учебных заданий и полнотой своих ответов у доски, а только оценками. «Пятерка» в журнале и дневнике — это возможность получить обещанный подарок от родителей. «Двойка» грозит наказанием, лишением сладкого и прогулок на улице.
Хорошие отметки в школе — замечательно, это позитивные эмоции для всей семьи. Ориентированное только на формальные показатели обучение — плохо. Ведь за внешним благополучием школы и семьи подчас исчезает самое важное — формирования ума и характера, составляющих основу личности. Остается «за бортом» познавательная активность, необходимая для учения с увлечением.
Любознательность, тяга ко всему новому, способность впитывать знания, как губка, заложены в каждом ребенке. Однако, проблемы с обучением наукам существовали всегда, достаточно вспомнить хрестоматийный пример из «Недоросля» Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться». Беда в том, что с каждым годом «митрофанушек» становится больше.
Почему пропадает желание учиться?
Причиной негативного отношения ребенка к обучению в школе часто становится нервно-психическое перенапряжение, эмоциональные и физические перегрузки. Объективных причин для этого существует множество. Это внеклассные и внешкольные занятия, конфликты в семье, частые переезды и смена учителей. Ослабленные и часто болеющие дети чаще других с нежеланием идут в школу. Работоспособность здорового ребенка, обычно хорошо успевающего в классе, резко снижается во время и после болезни.
Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, возникает с пугающей частотой. Как отмечают учителя, в классах все меньше ребят, которые тянутся к знаниям. Дома родители тоже замечают негативные перемены в отношении детей к занятиям в классе и выполнению домашних заданий.
Результаты социологического исследования «Левада-центра» (август, 2015):
- Считают школьные программы «перегруженными» 57% опрошенных.
- «Ребят стали учить хуже», — заявило около 50% респондентов.
- Назвали учебную нагрузку «посильной» лишь 25% российских граждан.
- Положительно относятся к современной системе образования только 11% участников опроса.
Знания, которые «в голове», детям не кажутся особо ценными (в интернете все есть). Остается учиться только ради отметки и получения хорошего аттестата. Тоже стимулы, но они далеки от внутренних побудительных мотивов учебной деятельности.
«Мотив» — слово, пришедшее из французского языка. Означает побудительную причину, повод к какому-либо действию (аналогичный термин «стимул»). Мотивировать — обосновывать, приводить убедительные доводы. Стимулировать — давать толчок, поощрять.
Как повысить интерес детей к учебе: советы школьных психологов и педиатров
Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.
Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, — об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.
- Побеседуйте с ребенком по душам
Одних детей убеждает рассказ о том, как мама и папа хорошо учились в школе, чтобы получить нынешнюю высокооплачиваемую работу. Чаще всего родители выбирают именно такой метод воздействия.
- Опирайтесь на понятные ребенку примеры
Маленьким поклонникам компьютерных игр поможет сравнение с виртуальным миром, где на более высокий уровень попадают только при успешном прохождении предыдущих этапов. - Обратите пристальное внимание на состояние здоровья ребенка
По мнению педиатров, это основной фактор, влияющий на уровень работоспособности младшего школьника на уроках и дома. Помните, что здоровье — понятие комплексное. Зависит от физического и психического развития, наличия хронических заболеваний, иммунитета. Негативный вклад вносят несбалансированный рацион, гипо- и авитаминозы. Нехватка микроэлементов, в частности йода, также снижает интеллектуальную работоспособность. - Займитесь витаминотерапий
Биологически активные соединения помогают преодолеть физические и умственные нагрузки,повышают сопротивляемость организма заболеваниям и неблагоприятной экологии. Дети могут принимать по 1–2 таблетки или драже 1–3 раз/день. Курс лечения или профилактики длится от трех недель до одного месяца.
Витамины для детей 7–12 лет:
- Жевательные таблетки «Центрум Детский Про».
- Растворимые таблетки «Витрум Плюс».
- Жевательные таблетки «Витрум юниор».
- Таблетки «Компливит-актив».
- Драже «Биовиталь».
Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.
- Формируйтеинтерес к обучению в школе
Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, соревнования, то появляется стремление к достижению конечного результата.
Психологи утверждают, что интерес ребенка к выполнению заданий позволяет ему сохранять высокую работоспособность на уроке и дома.Увлеченные дети легко преодолевают трудности в процессе учебы. Наоборот, при отсутствии целенаправленного формирования у ребенка интереса к обучению желание ходить в школу снижается уже к концу первого полугодия. - Рационально подходите к организации режима дня детей
Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Вернувшийся из школы ребенок должен сначала пообедать и отдохнуть. Лучше, если это будет прогулка на свежем воздухе или дневной сон для ослабленных детей.
Определите время в режиме дня ребенка для игр, чтения, присмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).
Как преодолеть нежелание подростка учиться в школе: мнение специалистов
Многие проблемы переходного возраста связаны с гормональной нестабильностью в организме подростка. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Любовь Самсонова, нежелание школьника учиться нередко обусловлено биохимическими причинами. Прежде всего, сказывается нехватка йода — элемента, необходимого для нормального синтеза гормонов щитовидной железы. Дефицит ведет к ухудшению наглядно-образного мышления и памяти.
Переходный возраст называют «трудным», «проблемным» из-за бунтарского духа взрослеющего человека. Подросток меньше, чем младший школьник жаждет одобрительной реакции родителей. Более важным становятся отношения с ровесниками и поиск своего места в обществе. Родителям трудно понять, почему сын или дочь потеряли интерес к обучению в школе.
Что делать?
- Учитывайте смену ведущего вида деятельности и кризис мотивации в возрасте 12–13 лет.
- Обсуждайте проблемы, спокойно выслушивайте точку зрения сына или дочери.
- Дайте больше самостоятельности в определении времени для занятий и отдыха.
- Используйте положительные ситуации для того, чтобы повысить интерес к учебе.
- Терпеливо относитесь к выходкам, продолжайте любить своего ребенка.
- Предоставьте возможность пробовать себя в разнообразных делах.
- Всячески показывайте подростку, что верите в него.
- Говорите по душам, без угроз и нравоучений.
Улучшение мотивации школьника — 8 рекомендаций по воспитанию родителям
- Активного ребенка, не умеющего сосредоточить внимание,чаще привлекайте к различным занятиям.
- Переключайте деятельность с разучивания стихов на рисование, чередуйте лепку и гимнастические упражнения.
- Чрезмерно подвижным ребятам предлагайте игры, снимающие излишнюю энергию, дополнительные физические нагрузки. Например, попросите ребенка полить цветы, сделать зарядку.
- Медлительных детей не торопите, дайте дополнительное время на работу.
- Помогая, не выполняйте задание вместо ребенка.
- Создавайте такие ситуации, которые вызывают удивление, восхищение и восторг.
- Побуждайте интерес к учебе, играя с младшими школьниками в «волшебство», «приключение» и «расследование».
- Подростков и старшеклассников привлекайте к исследованию родного края, помощи животным, лесу и другой общественно полезной деятельности.
Повышение мотивации к учебе — активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:
Заключение
Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул — поступление в колледж или ВУЗе.
Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.
оценивших 25, оценка: 4,52 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Как разбудить ребенка утром в садик: без истерик
- Значение сказки в жизни ребенка: консультация для родителей
- Подросток хамит родителям: как себя вести
- С какого возраста приучать ребенка к горшку
- СДВГ - что это за диагноз у ребенка?
- Как успокоить ребенка во время истерики
- Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога
- Как помочь ребенку пережить развод родителей: советы психолога
- Агрессивный ребенок: рекомендации родителям
- Сюжетно-ролевые игры в старшей группе
- Нервное расстройство у ребенка
- Переходный возраст у мальчиков в 12 лет: как вести себя родителям
- Приемный ребенок: психологические особенности
- Как понять новорожденного малыша: советы психолога Владимира Медведева
- Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога
Спасибо за понятное объяснение и полезные рекомендации