Сюжетно-ролевые игры в средней группе
Дети дошкольного возраста почти все свободное время посвящают играм. С помощью игр они познают мир и строят отношения, как с ровесниками, так и с более старшими детьми. Игра — это лучший способ помочь ребенку освоить родной язык, получить ненавязчиво новые знания, а также в процессе самой игры у ребенка развиваются познавательные способности, которые побуждают его к рассуждению и анализу. Приобретенный опыт поможет ребенку в дальнейшем быстрее осваивать новые знания, а достижение результата создаст у него мотивацию к дальнейшему обучению. В материалах этой статьи вы сможете найти полезную для себя информацию о сюжетно-ролевых играх с детьми для детского сада средней группы.
1. Характеристика сюжетно-ролевых игр
2. Структура игры: сюжет
3. Содержание игры
4. Игровая позиция ребенка
5. Направленность становления сюжетных игр
6. Построение сюжетно-ролевых игр
7. Привычные сюжеты игр
Характеристика сюжетно-ролевых игр
Большое влияние на развитие ребенка оказывают сюжетно-ролевые игры. В этой игре ребенок может примерить на себя роль взрослого и попробовать поиграть в различные профессии. Такая игра идет естественно и руководима самими детьми, а играя роль взрослого, ребенок учится строить отношения с окружающими, и может проявить все свои способности и оригинальность.
У детей в возрасте пяти — шести лет происходит осознание себя, как личности со своими стремлениями и заложенным потенциалом. Близкое знакомство с жизнью и ролями людей у ребенка происходит постепенно: сначала в собственной семье, затем в коллективе детского сада и друзьями на дворовой площадке. А играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок изнутри знакомится с социальными ролями взрослых, ведь он пробует их по возможности детально воспроизвести. Поэтому воспитатели детского сада обязательно знакомят детей с особенностями такой игры.
Когда ребенок играет роль взрослого, особенно старательно воспроизводя профессию, то он погружается в выдуманный мир и на самом деле воображает себя, к примеру, стоящим за кассой продавцом или лечащим пациентов доктором. В этом процессе задействована не только вся фантазия ребенка, но и подключены эмоции смешанные с восторгом от своей новой роли и открывающимися возможностями, пусть и только лишь в игре, ведь в роли покупателей или пациентов выступают ровесники.
Дети задействуют все предметы окружающей обстановки, гармонично вписывая их в свой сюжет. Стул незаметно превращается в домик, а кресло в автомобиль. Ребенок сам устанавливает правила и придумывает дальнейшее развитие истории и каждый может выбрать роль по интересам. Здесь помощь взрослых не нужна, дети с большим удовольствием справляются сами, воплощая в игровой форме все свое представление о роли профессии и поведении между членами игры.
Хоть сюжетно-ролевая игра это всего лишь детское развлечение, но ребенок в процессе игры приобретает полезный опыт и новую информацию, что никогда не будет лишним, а принесет лишь пользу.
Структура игры: сюжет
Как и в любой истории, основу которой составляет сюжет, так и в процессе игры дети сами придумывают события, которые следуют одно за другим. Основой их являются происшествия из реальной жизни, с которыми непосредственно столкнулся сам ребенок или свидетелем которых был.
И что интересно, то в зависимости от географического проживания детей сюжет игры разный. Дети, которые живут ближе к морю, чаще играют в капитанов корабля, строителей морских судов и спасателей. У детей северных народов преобладает сюжет, связанный с охотой и оленеводством.
И не только география влияет на игру, но и различные происшествия, неожиданно происходящие с ребенком или окружающими его людьми. Тогда ребенок может примерить на себя роль спасателя, пожарного или полицейского. А некоторые известные личности способны побудить ребенка подражать им и строить сюжет на основе их деятельности.
Содержание игры
Когда дети строят свою игру, то они основываются на поведении взрослых, на точном понимании их действий. В зависимости от возраста ребенка сама игра будет немного различаться. У детей младшего дошкольного возраста игра строится на простом копировании действий взрослого человека, а у старших дошкольников игра усложняется, добавляются новые детали. Если раньше ребенок выступал в роли доктора и просто лечил, то став постарше, он начинает уговаривать пациентов перед уколом или другими манипуляциями.
Фантазия детей безгранична. И дети не просто подражают определенному сценарию из жизни, но и способны на комбинацию различных сюжетов. Новая игра складывается из подсмотренных в кино сцен, элементов сюжета из книг и взятых примеров из жизни. Такая способность к комбинированию основывается на понимании ребенком деятельности взрослого человека и возникающих при этом взаимоотношений.
Если сюжетно-ролевые игры начинаются сначала с простого подражания взрослым, то у больших деток содержание игры более сложным. Порой дети, прежде чем приступить к игре, заранее обдумывают ее содержание, так называемый план, где обозначены роли каждого члена игры и сам сюжет. В процессе создания различных комбинаций сюжетов происходит взаимодействие между детьми.
Это действие очень полезно для дальнейшего развития коммуникативных навыков. Каждый может привнести что-то новое, а объяснение своих мыслей очень хорошо формирует речевые способности. Способность слышать предложение по построению игры делают ребят более внимательными и отзывчивыми.
В конечном итоге, совместными усилиями построенное содержание игры учит деток логике в последовательности событий и сохранение его целостности.
Игровая позиция ребенка
Весь смысл игры строится на роли ребенка, которую он играет. Это может быть изображение персонажа из книги или мультфильма, а может и придуманная роль, основанная на профессии взрослого. Но в любом случае, исполнение роли дает ребенку возможность выразить себя и привнести свое собственное видение данного персонажа в сюжете игры. Однако, нужно соблюсти баланс и не отступить от плана, придуманного и поддержанного всей группой играющих. При сильном отклонении возможно общее недовольство, что учит ребенка правилам взаимодействия в коллективе.
Дети уже способны исполнять роли с четырех лет. Хотя вся игра построена на передаче эмоций между персонажами посредством мимики, речи и жестов. В таком возрасте, скорее всего, потребуется помощь педагога, чтобы подобрать желаемую роль для ребенка, потому что весь процесс завязан на эмоциях ребенка. Если роль не подходит по половому признаку, то ребенок воспротивится ее исполнять. А также в зависимости от симпатии или неприятия ребенком роли, персонажа которого он должен играть, зависит качество исполнения и вовлеченность в процесс.
Направленность становления сюжетных игр
Сюжетно-ролевая игра, в которой участвуют дети, видоизменяется со временем в зависимости от возраста ее участников. Так, идет плавный переход от обычного сюжета к трудовому и завершающим этапом служит социальный аспект.
Также происходят изменения в самом содержании игр. Все более отчетливо проявляются детали и нюансы в играемых детьми ролях, отражаемых в поступках и отношениях между играющими. Чем больше ребенок познает мир через чтение книжек, разговоров с родителями и собственного опыта, иногда основанного на простом наблюдении, тем сложнее становится игра, в которой ребенок принимает участие.
Чем богаче опыт детей и их знания, тем сложнее им на начальном этапе построить сюжет и распределить роли между участниками. Порой, стоит вмешаться педагогу и помочь детям в этом непростом, хоть и очень увлекательном деле.
С увеличением возраста ребенка расширяется и группа участников игры. А подход к игрушкам, которые используются в игре и служат прототипами нужных по сюжету предметов, только усиливается. Если раньше без труда можно было представить, к примеру, любой круг рулем автомобиля, то у старших дошкольников возникает потребность использовать в игре именно руль или очень похожий на него предмет.
Построение сюжетно-ролевых игр
Игры у детей развиваются со все большим усложнением. Это относится к задействованию фантазии детей, когда на основе нее строится вся сюжетно-ролевая игра. При этом она должна отвечать таким требованиям как увлекательность и интересность для каждого играющего ребенка. А в коллективе нужно уметь соединить все фантазии или отдать предпочтение более понравившимся.
Не все дошкольники и не всегда способны справиться с этой довольно непростой задачей и во избежание ссор и обид педагог должен прийти на помощь ребятам. Он может помочь направить действия детей и постараться предоставить каждому ребенку возможность внести свой вклад в построение игры. Чем старше ребенок, тем его потребность в коллективной игре только возрастает вместе с желанием реализовать всю свою фантазию.
Привычные сюжеты игр
Как правило, самыми распространенными и привычными играми для детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые игры в: магазин, больницу, парикмахерскую и многие другие. Если ребенок недостаточно осведомлен о роли человека в этих профессиях, то педагог обязательно все объясняет ребенку и он тогда сможет сразу же примерить эту профессию на себе. Обычно в дошкольных учреждениях всегда есть в наличии предметы, предназначенные для тех или иных профессий.
Сюжетно-ролевые игры относятся к важному и обязательному элементу в воспитании подрастающего ребенка. Пользу, которую они приносят невозможно сравнить с другими видами обучения для ребят дошкольного возраста.
Смотрите также статьи по теме
- Значение сказки в жизни ребенка: консультация для родителей
- Компьютерная зависимость у подростков: как лечить?
- С какого возраста приучать ребенка к горшку
- Капризный ребенок: консультация для родителей
- Что делать, если ребенок не хочет учиться?
- Сюжетно-ролевые игры в старшей группе
- Агрессивный ребенок: рекомендации родителям
- Как помочь ребенку хорошо учиться: советы психолога
- Как разбудить ребенка утром в садик: без истерик
- Как понять новорожденного малыша: советы психолога Владимира Медведева
- Как воспитать в ребенке уверенность в себе
- Синдром отличника у ребенка
- Как успокоить ребенка во время истерики
- Как избавиться от чувства тревоги и беспокойства внутри
- Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога