Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

А вы играли в детском саду в «больницу» или в «дочки-матери»? Наверное, в подобные игры играли абсолютно все дети. И, уже тогда, будучи совсем маленькими, мы учились жить и общаться в социуме. Это не просто веселое времяпровождение, а очень важная составляющая формирования личности ребенка, его поведения в той или иной ситуации, умения приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. В этой статье мы поговорим о сюжетно-ролевых играх для детей старшей группы детского сада и о том, какую пользу они несут.
1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
2. Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
3. Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
5. Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
Сюжетно — ролевая игра – это социальной практикой для ребенка. Поэтому очень важно использование таких игр для развития дошкольника. Целью ролевых игр для детей 5 – 6 летнего возраста является обучение самостоятельности, проявления инициативы, выявление творческих способностей, развитие доброжелательного отношения к окружающим, умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликтные ситуации без помощи взрослых.
В процессе достижения целей решаются следующие задачи:
- Развивается интерес к профессиям.
- Ребенок приобщается к взрослому миру.
- Формируются коммуникативные навыки.
- Развивается речь, обогащается словарный запас.
- Расширяется кругозор, приобретаются специфические знания.
Сущность сюжетно-ролевой игры – какая-либо выдуманная ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого человека. Дети сами способны создавать игру.
Для старшей группы детского сада характерны длительные сюжетно-ролевые игры, которые тянутся неделями, а иногда и месяцами. В такой игре у ребенка быстрее развиваются навыки коллективной жизни, растет самостоятельность. Дети вживаются в роль и чувствуют себя в ней, даже когда не играют. В таких ситуациях на ребенка легко воздействовать через любимый персонаж. Подобные игры становятся наиболее эффективной формой организации интересной жизни дошкольников в старших группах детского сада.
Выбор сюжетно-ролевой игры воспитателем зависит от поставленной цели. Разрабатывая план игры, важно как можно больше насытить его игровым содержанием, чтобы увлечь детей.
Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Организация сюжетно-ролевой игры проходит в несколько этапов.
- Первый этап. Подготовка. Воспитатель, с целью обогащения впечатлениями, проводит тематические занятия, экскурсии или прогулки.
- Второй этап считается основным. В него включается начало игры и ее ход. Так как подобные игры не требуют особого предварительного планирования и жесткого следование правилам, а главной целью является правильное распределение ролей между детьми. Перед началом игры дошкольники вместе с воспитателем выбирают, в какой роли будут задействованы.
- Третий этап. Участие воспитателя и игре, главным образом оно заключается в советах, напоминаниях, помощи в решении конфликтных ситуаций.
Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».
Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.
Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.
В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.
Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».
Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.
До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.
Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.
Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:
- Как распределить товар на полках?
- Как выбрать нужный товар?
- Как правильно упаковать товар?
- Как можно получить консультацию по выбранному товару?
- Как вернуть товар в магазин?
Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).
Игра «Школа».
Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.
Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.
Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.
Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.
Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.
Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.
Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.
До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.
Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.
Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада отличаются от тех, которые используют для таких же игр в младшей и средней группах. Это связано с физическим и умственным развитием детей. Следует уменьшать размер игрушек с взрослением ребенка. Так же в игру добавляют новые атрибуты. Например, для игры в «Больницу» в младшей группе следует предложить ребенку детский градусник, бинты и халат. В средней, можно добавить грелку и сумку, а в старшей – шапочку, шприцы и карточки для больных.
Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
В завершении любой сюжетно-ролевой игра воспитатель проводит диагностику игровой деятельности каждого ребенка, принимавшего участия в игре. Используют несколько уровней освоения игры, для которых рассматривают следующие параметры:
- Насколько ребенок включен в игру;
- Как отображает игровые сюжеты;
- Способен ли воспроизводить игровое поведение;
- Умение вступать в диалоги;
- Доброжелательность в общении со сверстниками;
- Насколько правильно выбирает предметы для игры;
- Проявляет ли инициативу;
- Имеются ли у ребенка любимые роли и насколько они разнообразны.
Рассмотрим уровни усвоения сюжетно-ролевой игры ребенком.
Высокий уровень. Ребенок полностью включается в процесс игры, может отображать ее сюжеты, вступает в диалоги, доброжелателен к сверстникам, правильно выбрать игровые предметы, инициативен в обсуждении новых идей, у него есть любимые роли.
Хороший уровень. Ребенок включен в игру, может воспроизводить ролевое поведение, вступает в диалоги со сверстниками, правильно выбирать игровые предметы, есть любимые роли, дружески относится к другим участникам игры.
Слабый уровень. Ребенок не включен в игру, часто отвлекается, выбираемые им роли однообразны, использует одни и те же действия в игре, при общении со сверстниками требуется помощь воспитателя.
Низкий уровень. Ребенок плохо владеет игровым сюжетом, роли однообразны, раздражается во время общения со сверстниками, не проявляет инициативу в игре.
Такой способ диагностики позволяет воспитателю сделать выводы, правильно ли он выбрал педагогическую тактику взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игре и какие затруднения дети испытывали во время игры.
Предлагаем читателям посмотреть тематическое видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду для старшей группы.





оценивших 4, оценка: 5,00 из 5

Смотрите также статьи по теме
Детские кризисы по возрастам
Как разбудить ребенка утром в садик: без истерик
Что делать, если ребенок перепутал день с ночью
Как воспитать в ребенке уверенность в себе
Сюжетно-ролевые игры в средней группе
Как развить в ребенке самостоятельность
Как помочь ребенку пережить развод родителей: советы психолога
Подросток хамит родителям: как себя вести
Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Ревность старшего ребенка к новорожденному
Значение сказки в жизни ребенка: консультация для родителей
Приемный ребенок: психологические особенности
С какого возраста приучать ребенка к горшку
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
Гиперактивный ребенок: консультация для родителей