Викторина о цветах для начальной школы: 8-10 лет, с ответами
Целью данного мероприятия является обобщение, систематизация и закрепление знаний об окружающем мире, а именно о цветах. В рамках обозначенной темы представлены задания в виде открытых вопросов, тестов, загадок и т.д. Викторина направлена не только на работу с имеющимися знаниями, но также на получение новой информации, стимуляцию умственной деятельности, находчивости и критического мышления.
§ Проведение викторины
Класс можно разделить на две команды и предложить детям выбрать капитана и придумать название. Касаемо последнего, будет уместно отталкиваться от заданной – цветочной – тематики, например: «Ландыши» и «Ромашки» или «Кувшинки» и «Тюльпаны» и т.д. (вариантов масса). За каждый правильный ответ команде начисляется один балл. По результатам викторины путем подсчета набранных очков выявляется победитель и как-либо вознаграждается. Но не стоит забывать и о поощрении всех остальных участников – ведь, главное в данном случае – не победа, а участие.
§ Блок первый «Общие вопросы о растениях»
Здесь представлены достаточно простые вопросы, на которые каждая команда должна дать открытый ответ, по возможности, развернутый, аргументированный ответ.
✍ Задания для первого блока
1. Скажите своими словами, что такое растение.
Примерный ответ: Это живой организм, который питается за счет фотосинтеза.
2. Что за явление здесь описывается?
Это процесс, при котором в клетках растений под воздействием солнечного света образуются органические вещества из неорганических. При этом растение поглощает воду и углекислый газ, производит органические вещества и выделяет кислород.
Ответ: Фотосинтез.
3. Назовите три основные части растения.
Ответ: Корни, листья, стебли.
4. Зачем растению нужны корни? Какую функцию они выполняют?
Примерный ответ: Они крепко удерживают растение под землей и поглощают питательные вещества из почвы.
5. Какой газ растения выделяют при фотосинтезе?
Ответ: Кислород.
6. В чем важность листьев для растений?
Примерный ответ: Именно в них происходит процесс фотосинтеза: через них поглощается вода, углекислый газ и солнечный свет, а наружу выделяется кислород. С помощью листьев растение дышит и избавляется от излишков влаги.
7. Какую задачу выполняет стебель?
Примерный ответ: Поддерживает растение, то есть служит опорой для других его частей, и направляет листья к свету. Является проводником воды и питательных веществ между корнями и листьями. В стебле также могут запасаться питательные вещества.
8. Что собой представляет цветок?
Примерный ответ: Это орган размножения, в котором образуются семена.
9. Что такое опыление?
Примерный ответ: Это перенос пыльцы с мужского цветка на женский, результатом которого является образование семян.
10. Как называют созревшую завязь цветка, содержащую семена?
Подсказка: например, яблоко, слива, мандарин, виноград.
Ответ: Фрукт (то есть плод).
11. Как могут размножаться растения?
Ответ: Семенами или бесполым способом (побегами, черенками, луковицами).
12. Как человек может использовать растения?
Ответ: Употреблять в пищу, применять в строительстве, использовать в качестве материала для изготовления одежды, украшений, лекарств, духов.
13. В чем заключается уход человека за растением?
Ответ: Полив, обеспечение доступа к солнечному свету и питательным веществам, защита от вредителей и болезней.
16. Что такое теплица?
1) вид цветкового растения
2) болезнь цветов
3) паразит, атакующий растения
4) особая конструкция, в которой выращиваются растения.
Ответ: 4) Специальная конструкция из стекла или пластика, которая используется для выращивания растений в подходящей для них среде.
17. Что такое компостирование?
1) способ размножения растений
2) особый вид пересадки цветов
3) создание удобрений
4) один из вариантов борьбы с сорняками
Ответ: 3) Превращение органических остатков (листья, скошенная трава, пищевые отходы и т.д.) в массу для удобрения почвы. Компост делает почву более плодородной, то есть способной давать богатый урожай.
18. Что такое пестицид?
1) способ устранения сорняков
2) средство для борьбы с вредителями
3) болезнь цветов
4) часть растения
Ответ: 2) Это химическое вещество, с помощью которого уничтожаются вредители – грызуны и насекомые.
19. Что такое гербицид?
1) вещество, используемое для борьбы с вредителями и болезнями, которые представляют опасность для растений
2) коллекционирование растений в засушенном виде
3) средство для борьбы с сорняками
4) часть цветка
Ответ: 3) Химическое вещество, предназначенное для борьбы с сорняками.
20. В какое время года лучше всего сажать цветы?
1) весной или осенью
2) зимой
3) летом
4) в любое время года
Ответ: 1) Весной или осенью.
21. Как люди ухаживают за комнатными растениями в горшках?
1) регулярно поливают и держат в хорошо освещенном месте
2) удобряют каждый день
3) часто обрезают
4) за растениями в горшках уход не требуется
Ответ: 1) Регулярно поливают, обеспечивают доступ к солнечному свету.
22. Как часто нужно поливать растения?
1) каждый день
2) вообще не нужно
3) несколько раз в день
4) два раза в неделю
Ответ: 4) Два раза в неделю.
23. Какое действие из перечисленных позволит размножить растение?
1) более частый полив цветка
2) регулярное удобрение
3) отделение черенка или разделение растения куста на части
4) обрезка растения для стимуляции роста
Ответ: 3) Отделение черенка или деление куста.
24. Как называется процесс размножения растений без семян?
1) транспирация
2) компостирование
3) половое размножение
4) вегетативное размножение
Ответ: 4) Вегетативное (бесполое) размножение.
25. С какой целью используются инсектициды?
1) для удобрения
2) для борьбы с вредителями
3) для более эффективного переноса пыльцы
4) для размножения растений
Ответ: 2) Для борьбы с вредителями.
26. Как называется пигмент, который придает зеленый цвет растениям (листьям, стеблям)?
1) каротиноиды
2) фунгициды
3) антоцианы
4) хлорофилл
Ответ: 4) Хлорофилл.
27. Какой газ поглощают растения при фотосинтезе?
1) кислород
2) углекислый газ
3) азот
4) водород
Ответ: 2) Углекислый газ.
28. Как называется процесс, при котором растения выделяют в воздух водяной пар?
1) фотосинтез
2) транспирация
3) компостирование
4) опыление
Ответ: 2) Транспирация.
29. Какой газ растения выделяют в атмосферу при фотосинтезе?
1) азот
2) кислород
3) водород
4) углекислый газ
Ответ: 2) Кислород.
30. Как называется наука, изучающая растения?
1) геология
2) биология
3) ботаника
4) генетика
Ответ: 3) Ботаника.
31. Какие растения обитают под водой?
1) лишайники
2) папоротники
3) кувшинки
4) водоросли
Ответ: 4) Водоросли.
32. Эти растения встречают во влажных, болотистых местах. У них нет корней, цветков и плодов с семенами. Стебли и листья тоже практически отсутствуют.
1) папоротник
2) водоросли
3) кактус
4) мох
Ответ: 4) Мох.
33. У этих растений листья похожи на большие перья. Цветков и семян у них не бывает, зато есть четко выраженные корни и стебли.
1) цветковые
2) папоротники
3) хвойные
4) лишайники
Ответ: 2) Папоротники.
34. Что за группу растений составляют сосны, пихты, ели, кедры. Главная их особенность в том, что вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены.
1) лишайники
2) цветковые растения
3) хвойные растения
4) водоросли
Ответ: 3) Хвойные растения.
35. Назовите главный признак цветковых растений
1) есть корень
2) есть клубни
3) приятно пахнет
4) наличие цветка
Ответ: 4) Наличие цветка.
36. Если какой-то вид растения оказывается на грани исчезновения, с ним делают это:
1) заносят в Книгу рекордов Гиннеса
2) ничего не делают
3) добавляют в Красную книгу
4) заносят в черный список
Ответ: 3) Добавляют в Красную книгу.
37. Для чего применяется фунгицид?
1) для лечения растений от грибковых болезней
2) для устранения вредителей
3) для удобрения почвы
4) для более эффективного опыления
Ответ: 1) Для лечения растений.
38. Наземная часть растения называется:
1) ствол
2) стебель
3) побег
4) черешок
Ответ: 3) Побег (состоит из стебля и листьев).
39. Найдите в представленном ниже списке вариантов тот, где перечислены только цветковые растения.
1) кактус, герань, гусиный лук, клевер
2) папоротник, лишайник, мох
3) хлорелла, ламинария (морская капуста), морской салат
4) сосна, пихта, ель, лиственница
Ответ: 1) Кактус, герань, гусиный лук, клевер.
40. Почему важно беречь и защищать растения?
Ответ: Растения производят кислород, которым мы дышим. Также они дают пищу людям и животным, служат источником лекарственных средств, используются для создания жилищ и одежды. В целом растения необходимы для поддержания здоровой экосистемы.
§ Блок второй «Общие вопросы о цветковых растениях»
Теперь поговорим непосредственно о цветковых растениях. Ниже вам будут представлены тестовые задания по аналогии с предыдущими. Достаточно просто выбрать один или несколько (в редких случаях) подходящих ответов. За каждое правильно выполненное задание начисляется один балл.
✍ Задания ко второму блоку
1. Что такое цветок?
1) репродуктивная часть растения, в которой образуются семена
2) часть растения, которая помогает ему передвигаться
3) часть растения, источающая приятный аромат
4) орган растения, который позволяет ему крепко держаться в земле
Ответ: 1) Репродуктивная часть, образующая семена.
2. Что такое опыление?
1) процесс, при котором растения используют солнечный свет, воду и углекислый газ, чтобы произвести для себя пищу
2) перенос пыльцы с мужской части цветка на женскую, результатом которого является образование семян
3) распространение семян растения по воздуху
4) обработка растений для защиты от вредителей
Ответ: 2) Перенос пыльцы на женскую часть цветка, вследствие чего образуются семена.
3. Что такое фрукт?
1) корень растения
2) цветок
3) зрелая завязь цветка с семенами
4) видоизмененные листья
Ответ: 3) Завязь с семенами.
4. В народе этот цветок называют «анютины глазки». А как звучит его ботаническое называние?
1) одуванчик обыкновенный
2) виола
3) фиалка
4) василек
Ответ: 2) Виола.
5. Из чего пчелы делают мед?
1) из семян
2) из пыльцы
3) из лепестков
4) из тычинок
Ответ: 2) Из пыльцы.
6. Какой из этих цветов наиболее распространенный?
1) подсолнух
2) лилия
3) роза
4) календула
Ответ: 3) Роза.
7. Зачем растению нужны лепестки?
1) для распространения приятного запаха
2) для привлечения опыляющих птиц и насекомых
3) для защиты цветка от вредителей
4) для испарения влаги
Ответ: 2) Для привлечения опылителей.
8. Какие цветы обычно используются в букетах?
1) подсолнухи, орхидеи, ирисы, тюльпаны
2) розы, лилии, ромашки, гвоздики
3) львиный зев, маки, нарциссы, кувшинки
4) васильки, ковыль, рута, анютины глазки
Ответ: 2) Розы, лилии, ромашки, гвоздики.
9. Как понять, что цветок готов к сбору?
1) когда он полностью открыт и имеет наиболее яркий цвет
2) когда открыт частично
3) когда еще закрыт
4) когда начинает увядать
Ответ: 1) Когда полностью открыт и имеет яркий цвет.
10. Как пчелы и шмели помогают цветам?
1) защищают от хищников
2) насыщают растение влагой
3) переносят пыльцу с одного цветка на другой
4) никак
Ответ: 3) Переносят пыльцу.
11. Какие распространенные вредители могут нанести ущерб цветам?
1) пчелы, бабочки, божьи коровки
2) тля, мучнистый червец, паутинный клещ
3) муравьи, пауки, жуки, клопы
4) птицы, ящерицы, лягушки
Ответ: 2) Тля, мучнистый червец, паутинный клещ.
12. Как правильно хранить срезанные цветы, чтобы они дольше сохраняли свежесть?
1) поставить в вазу со свежей водой и подкормкой, держать в прохладном темном месте
2) завернуть в полиэтилен и положить в холодильник
3) держать в теплом, солнечном месте
4) выставить на балкон
Ответ: 1) Поставить в вазу с чистой водой, расположить в темном прохладном месте.
13. Каково назначение тычинки цветка?
1) для привлечения опылителей
2) для защиты цветка от проникновения внутрь него вредных веществ
3) производство пыльцы
4) поглощение углекислого газа
Ответ: 3) Производство пыльцы.
14. Как называется цветок, семена которого похожи на гвозди?
1) пион
2) женьшень
3) гвоздика
4) петуния
Ответ: 3) Гвоздика.
15. Благодаря чему цветы приобретают свой цвет?
1) воздействию опылителей
2) дневному освещению
3) влиянию пигментов, называемых антоцианами, каротиноидами, хлорофиллом
4) в результате фотосинтеза
Ответ: 3) Благодаря воздействию пигментов.
16. Половое размножение растений происходит с помощью…
1) корней
2) стеблей
3) листьев
4) семян
Ответ: 4) С помощью семян.
17. Именно этот цветок часто используют для плетения венков и гадания.
1) репейник
2) ромашка
3) гвоздика
4) роза
Ответ: 2) Ромашка.
18. Этот цветок сначала желтый, а потом становится белым и невесомым.
1) ландыш
2) тюльпан
3) одуванчик
4) ромашка
Ответ: 3) Одуванчик.
19. Какую роль бабочки играют для цветов?
1) переносят пыльцу
2) паразитируют на них
3) заражают растение болезнями
4) никакой
Ответ: 1) Переносят пыльцу.
20. Какой цветок имеет желтый цвет?
1) сирень
2) ромашки
3) подсолнечник
4) гвоздики
Ответ: 3) Подсолнечник.
21. Зачем цветку нужны пестик и тычинка?
1) для защиты от вредителей
2) для семенного размножения
3) для вегетативного (бесполого) размножения
4) чтобы источать приятный запах
Ответ: 2) Для семенного размножения.
22. Какая часть цветка отвечает за его окраску?
1) листья
2) корень
3) лепестки
4) стебель
Ответ: 3) Лепестки.
23. Зачем цветок производит нектар?
1) чтобы привлекать животных-опылителей
2) для защиты от вредителей
3) для размножения
4) чтобы запасти питательные вещества
Ответ: 1) Для привлечения опылителей.
24. Что такое обезглавливание растения?
1) обильный полив
2) удаление отмерших цветков
3) посадка нового цветка на месте погибшего
4) обрезка растения для стимулирования роста
Ответ: 2) Удаление отмерших цветков.
25. Сколько лепестков у ромашки?
1) 3
2) 5
3) 9
4) 6
Ответ: 2) 5.
26. В чем особенность подснежников и нарциссов?
1) они цветут ранней весной
2) их можно употреблять в пищу
3) они ядовиты
4) оба внесены в Красную книгу
Ответ: 1) Они цветут ранней весной.
27. Что такое тычинка?
1) женский репродуктивный орган
2) мужская репродуктивная часть цветка
3) орган, производящий цветочный нектар
4) часть цветка, создающая приятный запах
Ответ: 2) Мужская репродуктивная часть цветка.
28. Что происходит с цветком после опыления?
1) ничего не происходит
2) он увядает
3) он отваливается
4) он расцветает еще сильнее и ярче
Ответ: 2) Он увядает.
29. Какие животные опыляют цветы?
1) летучие мыши, совы, кошки, еноты, кузнечики
2) клопы, вороны, улитки, жуки-носороги, тля
3) колибри, бабочки, комары, шмели, муравьи
4) опоссумы, ежи, попугаи, лисы, паутинный клещ
Ответ: 3) Колибри, бабочки, комары, шмели, муравьи.
30. Что такое пестик?
1) часть цветка, производящая нектар
2) мужской репродуктивный орган цветка
3) женская репродуктивная часть растения
4) часть цветка, продуцирующая приятный запах
Ответ: 3) Женская репродуктивная часть растения.
31. Перекрестное, прямое, искусственное. О чем идет речь?
1) компостирование
2) опыление
3) питание
4) дыхание
Ответ: 2) Опыление.
32. Какой цветок считается традиционным подарком на 8 марта?
1) гвоздика
2) ромашки
3) мимоза
4) роза
Ответ: 3) Мимоза.
33. Какой из этих цветов является полевым?
1) пион
2) лилия
3) василек
4) хризантема
Ответ: 3) Василек.
34. Какое растение из списка не является цветком?
1) пихта
2) осока
3) мать-и-мачеха
4) полынь
Ответ: 1) Пихта.
35. Что из перечисленного не является частью цветка?
1) лепесток
2) пестик
3) клубень
4) пыльник
Ответ: 3) Клубень.
36. У какого цветка тройной листик?
1) клевер
2) земляника
3) василек
4) одуванчик
Ответ: 1) Клевер.
37. От названия какого из этих растений образовано название цвета? Возможно несколько правильных ответов.
1) черемуха
2) сирень
3) фиалка
4) роза
Ответ: 2) Сирень, 3) фиалка, 4) роза.
38. Что делают насекомые с пыльцой, которую они собирают на цветке?
1) едят ее
2) используют для строительства своего жилища
3) переносят на другие растения
4) ничего не делают
Ответ: 3) Переносят на другие растения.
39. В какое время года цветут цветы? Может быть несколько правильных ответов.
1) зимой
2) весной
3) осенью
4) летом
Ответ: 2) Весной, 4) летом, 3) осенью.
40. Что такое вегетативный орган растения? Может быть несколько правильных ответов.
1) та его часть, которая не производит цветков и плодов
2) орган размножения
3) часть растения, которая обеспечивает питание и обмен веществ с внешней средой
4) это корни, побеги, листья
Ответ: Все ответы верны.
§ Блок третий «Интересные факты о цветах»
Цветковые растения – самая многочисленная группа растений среди всех существующих. Поэтому различных интересных сведений о них в мире насчитывается огромное количество. О цветах слагаются легенды, они становятся символами государств, превращаются в героев художественных произведений – книг, фильмов, картин, песен. Давайте же проверим, как много вы знаете интересностей о цветах.
✍ Задания к третьему блоку
1. Какой цветок наводил ужас на Шерхана (Р.Киплинг «Маугли»)?
1) роза
2) огненный цветок
3) можжевельник
4) кактус
Ответ: 2) Огненный цветок.
2. Это растение пользуется большим спросом среди крупного рогатого скота:
1) ландыш
2) осока
3) клевер
4) мать-и-мачеха
Ответ: 3) Клевер.
3. Этот цветок первым появляется на месте лесных пожарищ:
1) иван-чай
2) подснежник
3) нарцисс
4) вьюнок
Ответ: 1) Иван-чай.
4. Хризантема изображена на гербе этого государства. О какой стране идет речь?
1) Канада
2) США
3) Австралия
4) Япония
Ответ: 4) Япония.
5. Из какого растения был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря (У.Шекспир «Ромео и Джульетта»)?
1) лютик
2) плющ
3) кактус
4) пион
Ответ: 1) Лютик.
6. Что за цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
1) подсолнух
2) ковыль
3) львиный зев
4) одуванчик
Ответ: 3) Львиный зев.
7. Это растение является символом Шотландии:
1) чертополох
2) кленовый лист
3) пальма
4) дуб
Ответ: 1) Чертополох.
8. Какие цветы больше всего любил композитор П.И. Чайковский?
1) хризантемы
2) лилии
3) ландыши
4) тюльпаны
Ответ: 3) Ландыши.
9. Букет, составленный из этих цветов, Наполеон Бонапарт дарил своей жене Жозефине Богарне, когда возвращался из похода. О чем идет речь?
1) фиалки
2) гвоздики
3) мимозы
4) лилии
Ответ: 1) Фиалки.
10. Как звали человека, который хотел создать каменный цветок?
1) Левша
2) Балда
3) Иван
4) Данила
Ответ: 4) Данила-мастер (персонаж из сказки П.Бажова «Каменный цветок»).
11. Правоохранители всего мира считают данное растение одним из самых опасных:
1) мак
2) полынь
3) радиола розовая
4) элеутерококк
Ответ: 1) Мак (из него производят сильнодействующие наркотики).
12. Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы?
1) амброзия
2) нектар
3) сироп
4) каркаде
Ответ: 2) Нектар.
13. Выберете из списка лекарственное растение:
1) вороний глаз
2) шалфей
3) шелковица
4) безвременник
Ответ: 2) Шалфей.
14. Выберете из списка ядовитое растение:
1) настурция
2) амариллис белладонна
3) пеларгония
4) нептуния
Ответ: 2) Амариллис белладонна.
15. Кленовый лист является символом этого государства (изображен на флаге):
1) Франция
2) Канада
3) Китай
4) Индонезия
Ответ: 2) Канада.
16. Этот цветок называют духами весны:
1) ландыш
2) нарцисс
3) фиалка
4) сирень
Ответ: 3) Фиалка.
17. В переводе с греческого языка называние этого цветка звучит как «звезда»:
1) хризантема
2) нептуния
3) тмин
4) астра
Ответ: 4) Астра.
18. Раньше это растение называли «шпажник». А как звучит его современное наименование?
1) тюльпан
2) гладиолус
3) лаванда
4) переступень
Ответ: 2) Гладиолус.
19. Легенда гласит, что слишком любопытных придворных однажды превратили в эти цветы. Какие именно?
1) фикус
2) вороний глаз
3) фикус
4) анютины глазки
Ответ: 4) Анютины глазки.
20. Название этого цветка произошло от названия головного убора «тюрбан»:
1) орхидея
2) камелия
3) традесканция
4) тюльпан
Ответ: 4) Тюльпан.
21. По легенде, Будда спрятался от своих врагов в этом цветке:
1) лотос
2) кувшинка
3) монстера
4) фаленопсис
Ответ: 1) Лотос.
22. Свое название цветок получил в честь греческого врача Пеона, который излечил чудодейственными каплями бога Аида. О каком растении идет речь?
1) ирис
2) плющ
3) лавр
4) пион
Ответ: 4) Пион.
23. Легенда гласит, что город Мехико был основан на том месте, где племена ацтеков увидели орла, сидящего на этом цветке. О каком растении здесь говорится:
1) осока
2) кактус
3) сакура
4) перекати-поле
Ответ: 2) Кактус.
24. Согласно мифу, богиня Красоты Венера потеряла в лесу свою туфельку. Вскоре на этом месте вырос цветок. О чем речь?
1) анютины глазки
2) астра
3) олива
4) венерин башмачок
Ответ: 4) Венерин башмачок.
25. Букет этих цветов гусляр подарил богачу, чтобы тот вспомнил свою умирающую мать. Что это было за растение?
1) фиалки
2) мать-и-мачеха
3) незабудки
4) азалия
Ответ: 3) Незабудки.
26. В этой стране каждый год отмечают праздник цветения пионов. Может быть несколько вариантов ответа:
1) Япония
2) Малайзия
3) Индия
4) Китай
Ответ: 1) Япония, 2) Китай.
27. Листья ландыша сравнивают с ушами этого животного:
1) белка
2) заяц
3) медведь
4) лиса
Ответ: 2) Заяц.
28. Согласно легенде, цветок нарцисса наклонен к земле именно по этой причине. По какой же?
Подсказка: это связано с его названием (нарцисс).
1) кланяется проходящим, потому что хочет всем понравиться
2) любуется своим отражением, потому что очень нравится сам себе
3) прячет цветок от любопытных глаз, потому что стесняется
4) он «повесил голову» от грусти, потому что другие цветы намного красивее его
Ответ: 2) Любуется своим отражением.
29. Цветы баобаба (гигантского африканского дерева) опыляют эти животные:
1) лемуры
2) летучие мыши
3) жужелицы
4) грифоны
Ответ: 2) Летучие мыши.
30. Согласно легенде, этот цветок появился на месте гибели райской птички ранним утром:
1) орхидея
2) лаванда
3) ирис
4) розмарин
Ответ: 3) Ирис.
§ Блок четвертый «Да или нет»
В этой части викторины ребятам предстоит дать простой ответ, является верным или неверным ли то или иное утверждение о цветковых растениях.
✍ Задания к четвертому блоку
1. Запах волчьего лыка может вызвать у человека головную боль.
Ответ: Да.
2. Гортензия – это самый большой цветок в мире.
Ответ: Нет.
3. Ряска встречается в лужах.
Ответ: Да.
4. Фиалка умеет предсказывать погоду.
Ответ: Да.
5. Дикорастущие кактусы встречаются в России.
Ответ: Да. Например, в Астрахани.
6. Раффлезия Арнольда источает приятный запах.
Ответ: Нет.
7. Перелеска может расти в городе.
Ответ: Нет.
8. Сок из стеблей зверобоя представляет опасность для человека.
Ответ: Нет.
9. Анютины глазки цветут весной и осенью.
Ответ: Да.
10. Из семян лотоса делают четки.
Ответ: Да.
11. В 1952 год на аукционе в США коллекционер, пожелавший остаться анонимным, заплатил за белую орхидею 4,5 тысячи долларов.
Ответ: Да.
12. Сто лет назад за одну лишь луковицу тюльпана можно было приобрести каменный дом либо карету с лошадьми.
Ответ: Да.
13. Семена образуются в листьях.
Ответ: Нет (в цветке).
14. Не существует цветов, у которых может быть всего лишь один лепесток.
Ответ: Нет (например, у таких растений, как антуриум и калла, есть только один лепесток).
15. У цветка подснежника белые лепестки.
Ответ: Да.
16. Покрытосеменные растения это не то же самое, что и цветковые.
Ответ: Нет (это одно и то же).
17. «Гладиолус» в переводе с латыни означает «стрела».
Ответ: Нет (название произошло от слова gladus, что в переводе с латинского означает «меч»).
18. Корневище лотоса (водное растение) может простираться на 300 км.
Ответ: Да.
19. Ромашки имеют синий окрас.
Ответ: Нет.
20. Лесной кактус селеницереус (он же царица ночи) цветет только ночью.
Ответ: Да.
§ Блок пятый «Убери лишнее»
Ниже представлены списки слов, соответствующие теме викторины. В каждом перечне есть «пятое лишнее». Найдите его и объясните причину своего выбора. За полный правильный ответ начисляется два балла. Если выпалена только половина задания (названо слово, но не аргументирован выбор) засчитывается один балл.
✍ Задание к пятому блоку
1. Ель, пихта, сосна, лиственница, папоротник.
Ответ: Папоротник (первые четыре относятся к группе хвойных растений, последний же представляет другую категорию – папоротниковые растения).
2. Мак, кактус, крапива, лишайник, можжевельник.
Ответ: Лишайник (относится к классу лишайников, а все остальные являются цветковыми растениями).
3. Ромашка, шалфей, белена, душица, котовник лимонный.
Ответ: Белена (относится к ядовитым растениям, тогда как остальные цветы входят в группу лекарственных).
4. Росянка, бегония, дарлингтония, венерина мухоловка, дионея.
Ответ: Бегония (не является хищным растениям, в то время как остальные относятся к таковым).
5. Шиповник, тюльпан, гладиолус, ноготки, тимьян ползучий (чабрец).
Ответ: Шиповник, потому что является кустарником, в то время как остальные – травянистые растения.
6. Ива, тополь, фиалка трехцветная, дуб, береза.
Ответ: Фиалка трехцветная (травянистое растение, а все остальные – это деревья).
7. Бегония, фикус, васильки, алоэ, мирт.
Ответ: Васильки – дикорастущее растение, тогда как все остальные – декоративные (домашние).
8. Гусиный лук, сакура, конский каштан, кукушкины слезки, верблюжья колючка.
Ответ: Сакура – так как в названии этого цветка нет ничего общего с животным миром.
9. Иван-да-марья, иван-чай, анютины глазки, валериана, хлорофитум.
Ответ: Хлорофитум, так как в его названии нет человеческого имени.
10. Борец, подорожник, полынь, золототысячник, недотрога.
Ответ: Подорожник (лекарственное растение, а все остальные относятся к категории ядовитых).
§ Блок шестой «Узнай растение по словесному описанию»
Здесь будут даны короткие описания главных характеристик тех или иных цветковых растений, а вам нужно будет узнать о каких именно цветах идет речь. Для упрощения задачи вам будут предложены названия в беспорядочном виде, а вам лишь останется их правильно распределить в соответствии с заданием.
✍ Задания к шестому блоку
Подсказка: 1) Мать-и-мачеха, 2) медуница, 3) венерина мухоловка, 4) лотос, 5) росянка.
1. Жизненный цикл этого растения длится всего лишь четыре дня. В первый день цветок похож на бутылку, во второй – на чашку, в третий напоминает тарелку, а в четвертый – блюдце.
2. Это растение можно узнать по блестящим капелькам на поверхности листа. На первый взгляд, капли напоминают росу, а само растение кажется хлипким и безобидным. Однако с помощью клейких капель цветок ловит своих жертв, приманивая их ароматом и яркой окраской. Сами капли тоже служат приманкой, а также помогают переваривать насекомых благодаря содержащимся в этом веществе пищеварительным ферментам.
3. Этот цветок получил свое название из-за необычных листьев: верхняя часть их скользкая и холодная, а нижняя – мягкая и теплая. У цветка есть ряд других названий: двоелистник, царь-зелье, мать-трава, камчужная трава.
4. Научное название этого цветка – muscipula. В переводе с латыни оно означает «мышеловка» (образно, не буквально). Русское название данный вид получил в честь римской богини любви и растений. Английское наименование вида (Venus flytrap) соответствует русскому. Встречается этот цветок чаще всего на западе Северной Америки. Представляет собой низкое стелющееся растение с широкими зазубренными листьями, открытыми наподобие ловушки. Аромат цветка привлекает насекомых, и когда те садятся на лист, ловушка моментально закрывается. Один лист может схлопываться до семи раз, после чего отмирает, а на его месте вырастают новые листья, которые в дальнейшем также становятся ловушками.
5. Столетие назад данное травянистое растение в народе называли легочницей. Дело в том, что оно хорошо помогало при таких заболеваниях, как астма, коклюш, бронхиальная астма и туберкулез легких. Дети нередко лакомились цветками этого растения, ведь они обладают сладковатым вкусом (в названии эта особенность четко отражена). Кроме того, цветы очень красивы и радуют глаз разнообразием оттенков: на одном растении могут одновременно расти голубые, розовые, лиловые цветки.
Ответ: 1) Лотос, 2) росянка, 3) мать-и-мачеха, 4) венерина мухоловка, 5) медуница.
§ Блок шестой «Узнай цветок по фотографии»
Определите, какие цветы изображены на картинках ниже.
✍ Задания к седьмому блоку
Подсказка: 1) орхидея, 2) подсолнух, 3) ландыш, 4) гладиолус, 5) гвоздика.
1.
2.
3.
4.
5.
Ответ: 1) Гладиолус, 2) орхидея, 3) гвоздика, 4) подсолнух, 5) ландыш.
§ Заключение
Вот и подошла к концу наша викторина о цветах для начальной школы. Пора подводить итоги, объявлять победителей и награждать конкурсантов. Спасибо всем за активное участие в мероприятии. Надеемся, что оно оказалось для вас полезным, интересным и познавательным.
оценивших 5, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Знаки препинания в русском языке: правила
- Тесты для детей 6-7 лет при поступлении в школу
- Фразеологизмы: примеры с объяснением, 2 класс
- Викторина о зиме для детей с ответами
- Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
- Викторины для детей 10-13 лет: с ответами
- Викторина по пожарной безопасности для школьников: с ответами, 1-4 класс
- Викторина о природе для детей 7-10 лет с ответами
- Викторина «Лекарственные растения»: с ответами
- Викторина по сказкам А.С. Пушкина: 4 класс, с ответами
- Викторина по окружающему миру 2 класс, с ответами
- Викторина по ПДД для школьников с ответами: 1-4 класс
- Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения
- Сценарий праздника «Прощай, азбука»: 1 класс
- Как научить ребенка правильно держать ручку