Ребенок ругается матом: что делать
Родителям всегда интересно, какое первое слово скажет их малыш, и они с нетерпением этого ждут. В дальнейшем своем развитии ребенок учится излагать словосочетания, постепенно формируя первые фразы, и это тоже очень интересный период: интонации речи и мимика для малыша – мир полный тайн и новых открытий. Потом наступает момент, когда они в буквальном смысле слова все схватывают на лету, пытаясь скопировать движение взрослых, манеру их разговоров, поведение. Присматриваясь к играм детей не сложно заметить, как они часто копируют поведение своих родителей, манеру обращаться и еще многое из того, чего взрослые сами перестают замечать.
1. Ребенок ругается матом
2. Причины матерных выражений в лексиконе детей дошкольного возраста
3. Как отучить детей дошкольного возраста от выражений матом
4. Мат в разговоре у детей младшего школьного возраста (от 5 до 10 лет)
5. Как отучить детей младшего школьного возраста от мата
6. Причины мата в подростковом возрасте (12-14 лет)
7. Как решить проблему матерных выражений у подростков
8. Вместо заключения
Ребенок ругается матом
Матерные выражения настолько частое явление, что поневоле они стали частью нашей культуры: «соленые» выражения слышны в транспорте, на улице, в общественных заведениях, по телевидению и даже появилось множество выражений, почему-то ставших модными. Дети – это губка, которая впитывает все: и хорошее и плохое, зачастую свои игры они моделируют на основе увиденного и услышанного ими.
Даже если в семье не принято выражать нецензурными словами при ребенке или вообще не принято выражаться крепкими словечками, это не значит, что ваше чадо застраховано от матерной брани. Бывает, что кроха «приносит» новые слова из детского сада, школы, с деткой площадки, случайно услышав их на улице. Важно уметь правильно отреагировать на новый лексикон и суметь правильно, доступно и понятно объяснить ребенку, что эти слова произносить плохо.
Причины матерных выражений в лексиконе детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста (от 2 до 6 лет) большей частью используя матерные выражения, копируют разговоры взрослых, но сами при этом, не осознают истинное значение этих слов. Для детей этого возраста подражание речи, интонации и отдельных выражений нормальное состояние, этим поведением они пытаются разнообразить свой детский мир с помощью примеров взятых из окружающей реальности. Перечисляя причины, по которым у детей в дошкольном возрасте в разговорном лексиконе используют ругательства, выделим основные из них:
- Копирование поведение сверстников, которые используют в своих выражениях не только ругательства, но и мат, причем в самой его грубой форме.
- Услышанные выражения из разговора старших.
- Фразы, услышанные во время просмотра телевизионных программ, в транспорте, на улице.
Отмахиваться от проблемы, оправдывая свое отношение по принципу: пройдет само по себе, самая грубая ошибка со стороны родителей. Проблему, пока она не получила развитие, нужно максимально локализовать, постепенно сводя на нет, и способы имеются самые разнообразные.
Нельзя реагировать на появление матерных слов в лексиконе ребенка криком или наказанием. Малыш должен понять, что эти слова произносить стыдно, неправильно и что никого они не украшают. Можно их знать, но произносить не нужно.
Как отучить детей дошкольного возраста от выражений матом
Услышав, что ребенок употребляет матерные выражения, взрослые не должны излишне эмоционально реагировать на происшедшее. Как же все-таки правильно поступить в данной ситуации, и какие способы считаются самыми эффективными с точки зрения детских психологов и педагогов.
- Нужно в ненавязчивой форме выяснить у ребенка, где он услышал такие выражения и после этого без излишеств рассказать ребенку в форме сказки, или использую другую методику, как плохо говорить нехорошие слова.
- Если в среде, где обитает ребенок, взрослые в разговорах, пусть даже в редких случаях (нестандартная ситуация) позволяют употреблять мат, придется научиться контролировать свои эмоции и исключить из речевого лексикона нецензурные выражения.
- Если ребенок посещает детский сад и по его словам он там услышал брань из уст сверстников, нужно поставить в известность воспитателей о проблеме, которая возможно имеет место в группе, где он находится.
- Исключить из просмотра детей телесериалы и передачи, где часто используется не нормальная лексика, присутствует агрессия.
Из практики педагогов имеется ряд случаев, когда сами родители часто являются причиной брани на устах ребенка, но сами с пеной у рта утверждают обратное: они не виноваты, а вот один из примеров «невиновности».
В детский сад, как правило, папа по пути на работу завозил свою дочь на машине, но с учетом пик-времени, который обычно имеется по утрам на дорогах, в сильном эмоциональном возбуждении, отец, сам того не замечая, крыл всех, кто попадался на пути в виде препятствия: как нерадивых водителей, так и пешеходов. Когда вместо папы, (обычное стечение обстоятельств) внучку в садик повез на машине дедушка, малышка огорошила его одним из тех выражений, которое обычно использовал отец.
Дедушка едва сам не стал виновником аварийной ситуации, когда его четырехлетняя внучка «прокомментировала» поведение зазевавшего пешехода. Это стандартный случай, когда в порыве эмоций даже очень интеллигентные люди, сами того не замечая, при ребенке произносят ругательства, которые запоминают дети и копируют их в похожих ситуациях.
Мат в разговоре у детей младшего школьного возраста (от 5 до 10 лет)
Этот период отличается от предыдущего тем, что дети уже начинают примерно понимать, что означает та, или иная фраза слов сказанная ими. Но не только это важно: дети уже осведомлены, что этого делать нельзя. Что может послужить причиной использования мата в разговорном лексиконе детей младшего школьного периода:
- Основой может служить бунт: если это не принято, то почему взрослым можно, а им нельзя.
- Как форма самоутверждения среди ровесников. Чаще всего примером для подражания являются дети из неблагополучных семей, у которых форма матерного выражения обычное явление.
- Способ проникнуть в мир взрослых, используя за модель манеру поведения разговорную речь старшеклассников, подростков.
Если ребенок объясняет свое поведение тем, что другие дети, таким образом, изъясняются при общении, он часто слышит это выражение на улице, или в школе от старшеклассников, понятно, что отгородить от всего этого никак не получится, но имеется несколько способов, как взять ситуацию под контроль. Если вовремя приложить все усилия, проблему можно взять под контроль, так как любое игнорирование только усугубит ее в дальнейшем.
Как отучить детей младшего школьного возраста от мата
Часто родители совершают ошибку, наказывая ребенка за выражение матом, или излишне набрасываясь на него с критикой: в кого ты такой пошел, где можно такого нахвататься и т.д. Поведение такого рода только заставит усугубить проблему, и если дети начнут понимать, что важно чтобы мамы и папы не слышали их ругань, они просто будут скрывать это от них, но продолжать матерится в других ситуациях. Как потом неприятно выслушивать родителям от педагогов и других пап и мам, что их чадо выговаривает такие словечки, что «уши вянут». Что советуют предпринять специалисты, педагоги и детские психологи:
- В таком возрасте у ребенка формируется психика, образ, или прототип, примером которого может быть кто и что угодно. Папы и мамы просто обязаны проявить максимум усилий в поиске ценностей исключающие матерную лексику. Хобби, занятие спортом, интеллектуальные викторины, частые прогулки за город: важно чтобы родители как можно больше находились с детьми рядом.
- В процессе общения, исключая поучительные тональности, прояснить ребенку разницу между нормальной разговорной речью и матерщиной.
- В случае, если ребенок поинтересуется почему его родители, пусть и изредка, но все же позволяют в своих выражениях крепкое словцо не нужно уходить от разговора. Требуется обязательно извиниться, и всем видом дать понять, что они чувствуют неловкость и неудобство. Ребенок сделает вывод, что это еще и стыдно: быть бескультурным и невеждой.
Если дети начинают интересоваться происхождением любых непонятных для них слов, родители должны набраться терпения и объяснять. А в качестве примера нужно вспомнить интересный факт, о том, к чему может привести элементарные незнания.
В сказке «Старик Хоттабыч» мальчик Алеша назвал дедушку-джина балдой, а когда волшебник спросил, что значит это слово, он дал неправильное объяснение словоформе. В результате сам Алеша из сказки стал посмешищем среди своих сверстников, ведь дедушка-джин из самых лучших побуждений стал величать его балдой.
Причины мата в подростковом возрасте (12-14 лет)
Подростковый возраст самый сложный период в жизни любого человека, от того, кто будет наставником, поводырем, примером для подростка, зависит вся его дальнейшая судьба. Выражение в грубой форме с помощью матерщины частое явление у подростков, особенно в общении между собой. Что же является причиной такого поведения и как это объясняют они сами:
- Бунтарский дух. Нежелание подчинятся общепринятым нормам поведения.
- Ребенку свойственны в таком возрасте жаргонные выражения, так называемый «молодежный сленг», где часто мелькают выражения матом, даже в завуалированной форме.
- Желание не выделяться из толпы в кругу сверстников.
- Выражение гнева, бессилия и обиды.
В подростковом возрасте важно контролировать не только самого подростка, но и поведение родителей, которых часто раздражает нынешнее поколение молодежи. Выражение: «..вот мы в свое время..», «..я вот при своих родителях..» не всегда является правдивыми, но и являются причиной развития в ребенке чувства протеста и обиды. Современные подростки выбрали на сегодняшний момент два способа, которые помогают им в развитии и самоутверждении как личности, с помощью компаний таких же подростков и интернет, где также подыскивается круг друзей для общения. Если же ребенку интереснее находится с родителями, это огромный плюс в воспитании ими подростка.
Как решить проблему матерных выражений у подростков
Воспитание подростков самое сложное из периодов, как для самих детей, так и для их родителей. Но если проблему не взять под контроль результаты могут быть самыми не предсказуемые. Что в подобных случаях советуют специалисты:
- Помощь в организации своего ребенка условий досуга, куда бы можно было привести и других подростков.
- Ненавязчиво интересоваться кругом интересов подростка.
- Дать возможность подростку выплеснуть энергию в спортивных соревнованиях, играх типа «Зарница».
- Образование молодежных коллективов по интересам.
Чем меньше ситуаций, где имеется агрессия, несправедливое отношение к подросткам тем лучше. Нравится им громкая музыка: пусть слушают, вспомните себя, хочется пикника на даче, да почему нет, главное ненавязчивый контроль в виде организации досуга. Если подросток пробует себя проявить в чем-то, ненужно сдерживать, требуется поправить и подсказать в такой форме, чтобы ребенок без спора осознал ход размышления взрослых, понимая нужность действий. Если ребенок в споре доказывает свою правоту, это не говорит, что он не прав, это просто другая точка зрения, которую должны уважать и родители, и другие взрослые.
Изначально разъясняя ребенку, что выражение матом не признак превосходства или крутизны, в дальнейшем сделает свое дело. На вопросы: «почему им можно, а мне нет», просто требуется объяснить, что жить своим умом, а не как все, действительно круто.
Вместо заключения
Если ребенок не слышит вас, не считает вас авторитетом, попробуйте отдать его в какую-нибудь секцию. Во-первых, занявшись делом, ему будет некогда думать и говорить глупости, а во-вторых, педагоги по секции будут тоже влиять на воспитание ребенка. Мальчишки обычно с уважением относятся к своим тренерам по спортивным секциям и прислушиваются к их мнению. Но, выбирая секцию, родители сначала донжен познакомиться с будущим педагогом.
оценивших 7, оценка: 4,43 из 5
Смотрите также статьи по теме