Как научиться кататься на лыжах: для начинающих
Зима для детей – не менее привольное, жизнерадостное и насыщенное событиями время года, чем лето. Главное, правильно пользоваться теми возможностями, что предоставляет это время года – для укрепления физического здоровья детей, для их закаливания и гармоничного развития. Занятия лыжным спортом – одно из лучших средств достижения этих благих целей. Успешно научиться уверенным навыкам катания на лыжах можно практически в любом возрасте. Подробности далее.
1. О воздействии любительских занятий лыжами на организм
2. С какого возраста имеет смысл начать обучение?
3. Начало начал: подготовительные упражнения
4. Первый этап обучения
5. Упражнения для первого этапа обучения на улице
6. Следующий этап. Техника катания и виды лыж
7. Техника классического катания
8. Тренировка стойки и хода на лыжах. Задействуем палки
9. От катания по горизонтали – к горкам
10. Как научить ребёнка кататься на лыжах – резюме основных советов
О воздействии любительских занятий лыжами на организм
Занятия лыжным спортом приносят многообразную пользу для здоровья и развития растущего организма. Прежде всего, это укрепление мышечного корсета, чувства равновесия, уверенной координации движений; профилактика сколиоза и связанных с ним проблем позвоночника; развитие чувств самостоятельности и уверенности в себе. Катание на лыжах отлично укрепляет суставы: в отличие от бега, здесь нет ударных нагрузок на них; суставы дополнительно увлажняются, становятся крепче и эластичнее.
Занятия лыжным спортом на свежем воздухе насыщают организм не только кислородом, но и эндорфинами – гормонами радости. После этих занятий и ребёнок, и взрослый чувствует эмоциональный подъём и приятную усталость. Он позитивно настроен, хорошо спит, с аппетитом кушает, становится маловосприимчивым к простудным заболеваниям. Лыжные прогулки – один из лучших вариантов досуга в зимнее время, способствующий укреплению не только здоровья, но ещё и добрых взаимоотношений в семье.
С какого возраста имеет смысл начать обучение?
Универсального, подходящего абсолютно для всех, ответа на этот вопрос не существует: всё индивидуально. Однако специалисты в области раннего развития и физиологии детей всё же не рекомендуют осваивать с детьми катание на лыжах в трёхлетнем возрасте. В этот период позвоночник малыша и его опорно-двигательная система ещё недостаточно зрелые, и подвергать их дополнительным нагрузкам не сто́ит. Да и сомнительно, чтобы трёхлетний малыш проявил даже кратковременный интерес к обучению ходьбе на лыжах. Поэтому самый ранний возраст для данного обучения – это всё же 4-5 лет, хотя, конечно, у некоторых родителей есть удачный опыт обучения азам лыжного спорта и трёхлетних детей.
Начало начал: подготовительные упражнения
Упростить «постановку» на лыжи начинающего юного (да и зрелого тоже) «спортсмена» помогут простые подготовительные упражнения. С малышами есть смысл проводить их в нескучной игровой форме. Не обязательно на открытом воздухе, можно даже и дома. Короткие описания этих упражнений:
«Аист» – удерживая лыжи в горизонтальном положении, сгибать поочерёдно ноги в колене.
«Заборчик» – ходить короткими приставными боковыми шагами в лыжах. «Снежинка» – неспешно крутиться вокруг себя, переступая вокруг сначала задними, а потом и передними частями лыж.
«Плуг» – развести ноги в лыжах в стороны (расстояние между носками – не менее 10 см), и тренироваться переносить вес на внешнюю сторону лыжи, с наклоном всего тела в нужную сторону.
Разумеется, нужно показать ребёнку, как выполняется то или иное упражнение, вначале на собственном примере.
Первый этап обучения
В детском восприятии всё гораздо проще, чем у взрослых: лыжи у ребёнка – это всего лишь продолжение двух своих ног. Это возможность с бо́льшим комфортом (чем просто ногами) ходить по сугробам, перемещаясь по ним быстрее, чем обычный пешеход. Так пусть ребёнок так и воспринимает лыжи!
На начальном этапе можно побегать на лыжах по залу и коридору в квартире. Покатать на лыжах всех своих игрушечных зверей и кукол. И машинок тоже. Просто дайте ребёнку лыжи в руки, и пусть его фантазия играет яркими красками. Он к ним привыкнет и получит элементарные представления о том, зачем лыжи вообще нужны и как их можно применять.
Другой важнейший момент, который сто́ит обратить внимание: дети не способны заниматься одним и тем же делом долгое время и не терять к нему интереса. Особенно это правило справедливо по отношению к самым юным начинающим лыжникам. В связи с этим, первые лыжные прогулки нужно строить с таким расчётом, чтобы занятия длились 15-30 минут, не более.
Для этих первых, и очень важных, выходов на лыжах нужно присмотреть достаточно тихое, спокойное и просторное место. Лучший вариант – ближайший парк или школьный стадион. Потом можно будет выезжать и за город. Но для первого этапа тренировок лучше всё-таки поискать что-то близкое от дома. Пусть взрослый первые пару занятий будет без лыж: надо посмотреть, насколько гладко пойдёт дело, и, конечно, постоянно быть готовым подстраховать ребёнка, направить его. «Подстраховать» – это не значит «водить за ручку»: вовсе нет.
Наоборот, ребёнка надо как можно быстрее отправить в «свободное плавание». План простой: маленький лыжник ходит, а взрослый «тренер» следует за ним, готовый подстраховать. Малышу важно ощутить себя в новом качестве, понять свои новые ощущения. В том числе и упасть, и поваляться в снегу – это тоже элемент игровой тренировки, вносящий в неё разнообразие.
Для начала нужно пустить ребёнка по снежно-укатанной, твёрдой дорожке (по сугробам или рыхлому снегу начинающему идти будет сложно). Поддерживать и водить ребёнка за ручку не нужно, пусть малыш с самого начала проявит самостоятельность. Пусть падает и поднимается, таким образом он только лучше и скорее освоит азы катания на лыжах. Первые тренировки нужно проводит в умеренный мороз, в безветренную погоду. Либо, если ветер всё же присутствует, то нужно выбрать такое направление, чтобы он дул в спину.
Перед основной тренировкой можно и нужно выполнить с ребёнком зарядку. Сделать несколько приседаний и прыжков на лыжах. Выполнить сгибания ног в колене, удерживая лыжу в горизонтальном положении; вторая нога при этом остаётся стоящей на земле (тот же «Аист»). Походить боковыми приставными шагами в лыжах («Заборчик»), покрутиться вокруг себя («Снежинка»).
Ребёнок на начальном этапе должен походить на лыжах, например, просто по двору либо вокруг дома, немного освоиться, начать получать удовольствие от таких прогулок. Когда он почувствует некоторую уверенность в движениях, можно отправляться в парк или на стадион.
Сначала нужно научить ребёнка просто шагать на лыжах, т.е. полностью отрывать ноги от снега. Учить этому следует без лыжных палок: малыш ещё всё равно не сможет ими первое время управлять. Только после того, как маленький лыжник научится ступающему шагу, а также приспособится правильно падать, можно переходить на следующей уровень обучения. Следует показать ребёнку основные виды передвижения на лыжах. Техника катания на лыжах в классическом варианте – это скользящие, эластичные, затяжные шаги. Таким образом, нужно постепенно переходить от ступающего шага – к скользящему.
Упражнения для первого этапа обучения на улице
- Скольжение с разбега на одной лыже до остановки, а вторая лыжа приподнимается над лыжнёй.
- «Самокат» – скольжение на одной лыже с помощью другой.
- «Коньки» – убрав руки за спину, делать скользящие шаги.
- «Буксир» – упражнение, приносящее и пользу, и веселье. Один из родителей едет на беговых лыжах, а за ним, придерживаясь за верёвку, скользит ребёнок. Подобный приём оттачивает навык скольжения, поворота и торможения, а благодаря тросу можно преодолеть более значительные расстояния, чем при самостоятельной езде.
Следующий этап. Техника катания и виды лыж
Дальнейший этап обучения также есть смысл проводить пока что без привлечения лыжных палок. Каким именно стилем передвигаться по снежной глади – выбирать лыжнику. Для катания на беговых лыжах выделяются классический и коньковый стили.
Классический — это стиль катания, при котором лыжи передвигаются параллельно друг другу и вперёд. Он отлично подходит для начинающих лыжников и для катания на нераскатанном снегу. Предпочтительнее для такого передвижения выбирать мягкие лыжи с острым и длинным носком.
Коньковый (свободный) стиль, в некоторой мере, заимствует способ передвижения, распространённый в конькобежном спорте. Его суть состоит из рывковых движений под углом, при которых внутренняя часть лыжи отталкивается в сторону. Лыжи для конькового стиля должны быть немного короче и отличаться бо́льшей жёсткостью, чем для техники классической.
Техника классического катания
Надо продемонстрировать ребёнку, как правильно ставить лыжи и стоять на них: что лыжи располагаются параллельно одна другой, лыжник стоит на немного согнутых ногах, при этом туловище расположено ровно. Для движения требуется выставить вперед одну лыжу и перенести на неё вес своего тела, а затем к первой подтягивается вторая. Как только начинающий лыжник научится правильно стоять и перемещаться, можно переходить к изучению техники набора скорости: толчок-скольжение.
Конечно, поначалу ребёнку будет непросто выполнять правильно все движения, однако со временем, причём достаточно быстро, он отработает это до автоматизма. На следующем этапе ребёнка учат поворачивать. Проще всего это делать, переставляя лыжи с поворотом в нужную сторону. То есть, малышу требуется поднять переднюю часть лыжи и повернуть её влево либо вправо. При этом нельзя отрывать от снега нижнюю часть лыжи, поскольку она придавит вторую, и начинающий лыжник сразу упадёт. Выполнив поворот, надо поставить вторую лыжу параллельно к первой. Упражнение повторяется до тех пор, пока лыжник не повернёт в нужную сторону. Если посмотреть на следы, оставшиеся на снегу после разворота, то они будут напоминать лучи солнышко. Подобное сходство помогает детям с позитивом научиться новым для них умениям и навыкам.
Тренировка стойки и хода на лыжах. Задействуем палки
Заострить внимание ребёнка нужно на том, что в стойке колени лыжника слегка согнуты, а тело его немного наклонено вперёд. Пусть ребёнок скользнет одной ногой вперед и проедет на ней как можно дальше. Можно встать взади и прокатить малыша, поддерживая его руками за спину. А затем проделать такое же скольжение с другой ноги. Начинающий лыжник должен скользить на одной лыже, отталкиваясь при этом второй. Скользить нужно полной ступней, а отталкиваться носком. Для этого пятку ботинка приподнимается, и лыжа вдавливается в снег.
И на втором этапе обучения, точнее, в его начале, нужно соблюдать важный момент – кататься надо без палок! Вне зависимости от того, сколько ребёнку лет, когда он встаёт на лыжню в первый раз. Да, ребёнок старшего дошкольного или младшего школьного возраста более ловок, чем 3-4х летний. Его обучение ходьбе на лыжах проходит быстрее. Он сможет быстрее освоить скольжение и равновесие в ногах. Но ему также трудно будет на первых порах координировать руки с ногами.
Палки лучше всё-таки оставить «на потом», когда ребёнок будет уже достаточно уверенно скользить – именно скользить, а не просто ходить по снежной дорожке. А малыш, проверено, вообще будет просто с удовольствием ходить по сугробам. Палки для этого ни к чему. Лучше всего, если и малыш будет без палок, и его взрослый «тренер» тоже. Да, из-за этого придётся потерпеть некоторые неудобства. Зато потом результат превзойдет все ожидания. Ребёнок просто будет видеть перед глазами пример взрослого и копировать его, вот и всё. Так он научится самым естественным образом и очень быстро. Можно, конечно, и не подстраиваться под малыша, а кататься в своем ритме. Но лучше всё-таки подстроиться.
Вот когда ребёнок освоит скольжение, а не просто ходьбу, тогда пора включать в тренировки палки. Палку надо ставить таким образом, чтобы низ располагался ближе к телу, чем рука, которая вытянута вперед и держит рукоятку. При этом палки ставятся параллельно друг другу и под себя.
Классический ход тренируется, когда чередуются движения ног и рук, т.е. идёт толчок правой палкой и левой ногой, левой палкой и правой ногой и так далее.
На этом же этапе обучения, на маленьких уклонах, нужно приучать ребёнка к бесшажному ходу. Для этого уже катятся только лишь с использованием палок. Отталкиваются двумя палками, а на лыжах – только скользят. Если отталкиваться двумя палками и ещё одной из ног, то получится одношажный ход.
Когда детям уже становится проще держать своё равновесие, можно уже использовать модели со спортивными ботинками, в которых уже не так просто удержаться, как в обычных. Чтобы юный лыжник легче освоил технику скольжения, взрослый может послужить ему буксиром. Для этого нужно поставить палку сначала справа, и пусть ребёнок подтянется к ней правой ногой, а затем повторить то же самое с левой стороной. Для отработки техники классического и конькового хода можно слепить два снежных комка круглой формы (если погода позволяет это сделать) и положить их перед каждой лыжней, чтобы ребёнок их толкал. Таким образом он быстрее освоит эти два способа передвижения, после чего уже можно будет переходить и к катанию с горок.
На втором этапе обучения также сто́ит помнить, что маленькие дети, особенно пятилетки, когда они только встают на лыжи, не будут кататься на них продолжительное время. Поэтому, если уезжать кататься далеко от дома, то нужно продумать ещё какую-то альтернативу лыжам. Практически это выглядит примерно так: покатались на лыжах, а затем на санках. Отдохнули, попили чаю, поиграли, ещё немного покатались. Процесс обучения должен оставаться развлекательным досугом, занимательной игровой деятельностью для детей.
Очень важным во втором этапе обучения лыжам становится положительный пример родителей перед глазами. То есть, важно, чтобы для малыша всё это было как само собой разумеющееся: на лыжах ходят все: и он, и мама с папой, и (может быть) старший брат или сестра. Что это одна из увлекательных обыденностей, которые присутствуют в нашей жизни. А если взрослый хочет научить малыша кататься на лыжах, а сам на них вообще не собирается вставать, то хорошего результата, с большой степенью вероятности, не будет. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети ещё копируют именно жизнь родителей, ещё ориентируются в первую очередь на них, а обязательное слово «надо» только начинает существовать. Самый лучший вариант – попробовать встать на лыжи всей семьёй.
От катания по горизонтали – к горкам
Распространённый вопрос, волнующий родителей, решающих научить ребёнка кататься на лыжах: как освоить горки? На самом деле, всё просто: надо лишь двигаться постепенно.
Прежде всего, когда ребенок будет уже довольно уверенно ходить по лыжне, можно немного усложнить маршрут: сделать его и длиннее, и с небольшими подъемами – спусками. Часто лыжня пролегает через маленькие холмики. С больших же горок реально спускаться вместе с ребенком, поддерживая его под мышки. Конечно, для этого взрослый должен очень хорошо владеть лыжным искусством.
Когда ребенок овладеет небольшими холмиками, предлагать ему горки чуть больше размером. И учить, как съезжают: наклон вперед, упор на ноги. Опять же, без палок это будет сделать легче. Когда и средние горки освоятся, то можно усложнять задачу – искать пологие горки с длинным спуском. И дальше по нарастающей.
Разумеется, спуск является одним из самых привлекательных моментов в лыжных прогулках. Но спускаться со склона правильно необходимо ещё научиться. Для этого необходимо встать в стойку, посильней оттолкнуться и выполнять движения, похожие на пружину. Чем горка для спуска круче, тем ноги сильнее должны быть согнуты в коленях.
Необходимо научить начинающего лыжника забираться в горку самостоятельно, используя классический приём «ёлочка». Чтобы выполнить повороты, задники лыж нужно развернуть максимально широко. Между носками при этом должен остаться промежуток в пять-десять сантиметров. Такое положение и называют «плугом». Чтобы повернуться, нужно слегка наклониться в нужную сторону. Практикуясь, ребёнок скоро почувствует лыжи и начнет сам поворачиваться.
Как научить ребёнка кататься на лыжах – резюме основных советов
- Для дошкольников и детей младшего школьного возраста обучение делать игровым.
- Начинать с малых по времени и дальности прогулок, постепенно их увеличивая.
- Кататься вместе с ребёнком, показывая всё на своём личном примере.
- Не использовать лыжные палки до тех пор, пока не разовьётся устойчивость в ногах и не появится способность скользить, а не просто ходить на лыжах.
- С самого начала пускать ребёнка в самостоятельное плавание: не поддерживать его в хождении по лыжне, не водить за ручку.
- Не повышать голоса и не ругать ребёнка. Быть готовым, что у него не получится многое сразу. Набраться терпения, объяснять спокойно, медленно и уверенно. Показывать, как нужно делать, подстраховывать и при необходимости помогать.
оценивших 33, оценка: 3,45 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Техника безопасности на уроке физкультуры для учеников
- Нормы ГТО по возрастам для школьников
- Упражнения с обручем для детей
- Дети играющие в футбол: выбираем спортивную секцию для ребенка
- Как подобрать ребенку лыжи по росту и весу: таблица
- Занятия на фитболе с грудничком 3 месяца
- ЛФК при сколиозе у детей
- Правила игры в баскетбол: кратко по пунктам
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой: для детей дошкольного возраста
- Правила игры в лапту: для школьников
- Спортивные секции для детей от 3 лет
- Зарядка для детей 3-4 лет в детском саду
- Как научиться подтягиваться на турнике с нуля ребенку 12 лет
- Польза плавания для детей в бассейне
- Как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде