Психогимнастика для дошкольников
Самая большая ценность для человека – здоровье. Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.
2. Основные принципы и достоинства психогимнастики
3. Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников
4. Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников
Что такое психогимнастика
Психогимнастика является универсальной методикой, находящейся на стыке психотерапии, психологии и педагогики. Она включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами. Все эти приемы помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.
В ходе игр и занятий ребенка учат общаться без слов и при этом не теряться в обществе.
Основные принципы и достоинства психогимнастики
Широкое распространение в мире психогимнастика получила благодаря несомненным достоинствам метода. Занятия дают следующие умения:
- Познание мира чувств и эмоций и управление ими. Одна из самых непредсказуемых сторон личности – эмоционально-чувственная, душевная – становится ближе и понятнее в других людях, а у себя – более управляемой.
- Легкость в общении с ровесниками и со взрослыми, изживание комплексов, тормозящих установление контактов с людьми.
- Владение навыками саморасслабления, снятия психического напряжения в стрессовых ситуациях. Природа редко дает такие умения человеку с рождения. Как правило, они появляются лишь во взрослой жизни и то не у всех. После курса психогимнастики можно с детских лет получить высокую стрессоустойчивость.
- Адекватность и раскованность языка мимики и жестов.
На 93% люди получают информацию друг от друга невербальным языком. Язык наших жестов и мимики – самый правдивый и прямой. Тем важнее каждому человеку посылать миру адекватные, раскованные сигналы и движения и уметь управлять ими. несоответствия, если таковые имелись. - Актерские способности, уникальные таланты самовыражения.
Этюды, пантомимы и развивают в детях актерские таланты. Ребенок может найти собственный стиль самовыражения, только ему присущие жесты, движения, мимику. Благодаря быстрому подражательству, повторению дети в группе учатся друг у друга, перенимают таланты, делятся своими. Возможно из них вырастут будущие Чаплины, Полунины, Ярмольники.
Для максимального эффекта от занятий психогимнастику нужно проводить в четыре этапа:
- развитие мимики, пантомимы, внимания и памяти;
- работа с различными отдельными качествами человека, личностными особенностями;
- вхождение в различные образы, умение примерять их на себя;
- борьба с эмоциями напряжения, блокирование их.
Занятия строятся по единым правилам.
- По длительности они занимают от получаса до часа времени.
- По численности группы должны быть маленькими – не более 6 человек.
- Количество занятий в курсе ограничивается 20 сеансами.
- Регулярность занятий – один-два раза в неделю.
При проведении занятий родители, психологи, педагоги, воспитатели ориентируются на следующие принципы:
- доброжелательность и уважение по отношению к детям;
- создание атмосферы безопасности и свободы в отношениях между детьми и взрослыми;
- отсутствие дидактизма, упреков и наказаний;
- регулярная похвала, поощрения и положительные эмоциональные оценки за успехи;
- стимулирование ребенка к самооценке;
- поддержание постоянного интереса детей к играм и занятиям.
В курсах психогимнастики разработаны отдельные методики и рекомендации для младших и старших дошкольников.
Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников
Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.
Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей. Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.
В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».
Игры на движение:
- «Изобрази меня»: дети изображают разных животных – обезьянок, кошечек, собачек, зайчиков и др.
- «На огороде»: несколько малышей изображают садовников, рыхлят грядки, сажают семена, поливают их. Остальные дети изображают, как проклевывается из почвы, растет и развивается выбранный ими по желанию какой-либо фрукт, ягода или овощ.
- Инсценировка сказок «Репка», «Колобок» или других по желанию детей, которым уже читали эту сказку, и малыши знают ее содержание. Детям раздаются роли персонажей сказки. Педагог читает текст сказки, а каждый ребенок выполняет действия его персонажа.
- Воображаемые предметы. Детям называется предмет, который они будут с улыбкой передавать друг другу – мячик, шарик, конфетку, пирожок и т.п.
Размяв мышцы, дети переходят к разминке эмоций и чувств. - «Почувствуй, как они». Малышам предлагают изобразить, как улыбаются, радуются, огорчаются и хмурятся, пугаются и злятся люди и животные (мама, папа, братик и сестренка, дети из садика и школьники, добрые принцессы и злые троли, собаки, тигры, продавцы, водители трамвая, врачи и др.), а также неодушевленное окружение (облака, большие тучи, волны, солнышко и т.п).
- Дети изображают чувства персонажей в определенной ситуации, например в сюжете сказки «Курочка Ряба». Бабка с дедкой сначала удивляются (снесла яичко золотое), потом радуются, потом злятся на мышку, которое разбила яичко, в итоге печалятся, оставшись ни с чем.
Оценочные реакции на чувства и поступки людей.
- Поймай мяч. Воспитатель предлагает определенные оценки знакомых детям персонажей: хитрая Лиса, злой Волк, добрый Мишка. Называет сочетание вслух и бросает ребенку мячик. Если утверждение правильное, то малыш ловит мяч и показывает мимикой и жестами того персонажа, которого назвал воспитатель.
- Хороший-плохой. Читая знакомые младшим дошкольникам стихотворения, воспитатель предлагает отреагировать на хорошее или плохое поведение героя определенным способом. Например, похлопать в ладоши хорошему человеку из четверостишия «Я люблю свою лошадку», отреагировать топанием на строки «Зайку бросила хозяйка», а потом на строфу «Все равно его не брошу…»
- «Обнимашки». В конце занятий всем его маленьким участникам необходимо попрощаться под веселую музыку или под общую песенку. При этом обязательно улыбнуться и обнять друг друга.
Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений. Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач.
Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников
Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.
Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.). Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.
Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.
Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека. Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей.
Помогут в этом следующие игры:
- «Угадай, кто это». Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
- «Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
- «Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др.
В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.
Вместо заключения
Элементы психогимнастики могут проводиться в обычной жизни между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи. Уникальность методики в том, что она помогает уравновесить свое психо-эмоциональное состояние взрослым, занять интересной игрой ребенка, создать позитивную атмосферу в группе, коллективе семье. Сохранение психического здоровья детей, создание эмоционального положительного фона, снятие тревожности и других эмоциональных проблем ребенка является зоной ответственности не только родителей. Такие же задачи стоят перед воспитателями и педагогами в ходе их взаимодействия с детской аудиторией. Комплекс приемов для этого предлагает психогимнастика.
Смотрите также статьи по теме